Рецензии

mitape - 5845
Так кто боится Вирджинии Вульф?
Фильм 'Кто боится Вирджинии Вульф?' (1966) - экранизация одноимённой пьесы Эдварда Олби. Режиссёр Майк Николс. В главных ролях Ричард Бёртон (Джордж) и Элизабет Тейлор (Марта).

Я долгое время думала, что смотрела это кино, но, напрягая память, не вспомнила ни одного эпизода. Это меня озадачило, и я захотела пересмотреть и вспомнить, но оказалось, что я его вообще НЕ смотрела! Так что фильм, которому уже больше полсотни лет, я посмотрела, как новый.

Фильм 'Кто боится Вирджинии Вульф?' идёт 131 минуту, и ни на минуту я не отрывалась от экрана. Фильм сам по себе потрясающий и потряс меня. Я всегда считала Элизабет Тейлор одной из многочисленных голливудских красавиц и особого впечатления она во мне не вызывала, разве что в исторической роли Клеопатры. В 'Клеопатре' в роли Антония снялся Ричард Бёртон, именно в той картине я впервые увидела Бёртона и с тех пор не выпускала его из виду – так он мне понравился!

В фильме 'Кто боится Вирджинии Вулф?' Тейлор и Бёртон играют мужа и жену.

Действие происходит в течение одной ночи. Подвыпившие на банкете Джордж и Марта в два часа ночи возвращаются домой, и к ним приходит приглашённая в гости молодая чета Ник и Хани. Эта пара нужна для того, чтобы на их фоне показать предел личных отношений Марты и Джорджа. Поэтому Ник и Хани ни вместе, ни по отдельности не произвели на меня впечатления, и говорить о них не буду. Моё внимание всецело было поглощено Мартой и Джорджем.

В отзывах о фильме, что я читала, многие говорят о истеричности Марты, как о следствии её неприязни к мужу. Дескать, она пьёт, издевается над ним и изменяет, потому что разлюбила его. Вовсе нет!

Марта и Джордж сильно любят друг друга, это видно по всему. По каким-то причинам эта пара осталась без детей, что сильно повлияло на Марту, которая, сильно хотела ребёнка. Она считает их с мужем жизнь без детей неполноценной, это мучает её и причиняет сильную душевную боль.

Джордж в исполнении Ричарда Бёртона – гениальный муж. Он терпит все выходки жены, даже нарочно провоцирует её на истерические приступы, чтобы она таким образом выплеснула наружу мучившие её душевные страдания. К Марте он обращается, как к большому и капризному ребёнку и терпеливо сносит её издевательства. Другой мужчина давно бы взорвался и бросил её, но Джордж любит жену и хорошо понимает. Его терпеливые 'хорошо, Марта', 'согласен, Марта', 'как скажешь, Марта', 'сейчас сделаю, Марта, уберу, принесу, возьму, положу и т. д', ещё больше её распаляют. Марта понимает причины покорности мужа, но не может остановиться, её понесло! 'Я его так сильно люблю, что когда-нибудь убью!'

Для облегчения душевных страданий Марта выдумала сына, о котором постоянно говорит, а Джордж, вступив в игру, подыгрывает ей. Сын у них распрекрасный, он всегда разный по внешности, но постоянно замечательный по содержанию.

В ту ночь, которая показана в фильме, смертельно усталый Джордж решает покончить с иллюзиями Марты и положить конец их зашедшей в тупик игре, иначе и Марта и он могут погибнуть.

Марта обливается слезами, ругает его, упрекает в бесчувственности и эгоизме, но принимает его решение, как единственно правильное и неизбежное.

В фильме герои очень много пьют, но не потому что алкоголики, а потому, что выпивка нужна им для заглушки чувств. В ту ночь подогретые изрядным количеством алкоголя, они достигают предела выдуманной ненависти друг к другу, и именно тогда до Джорджа доходит, что осталось полшага до общего сумасшествия.

Джордж настоящий мужчина, я восхищаюсь им!

Пояснение к названию фильма. В фильме есть момент, когда Марта напевает песенку, где есть вопрос 'Кто боится Вирджинии Вульф?'. Позже Джордж спрашивает Марту: 'Кто боится Вирджинии Вульф?', и она отвечает: 'Я, Джордж, я!..' И при этом облегчённо смеётся.

Смысл вопроса (и названия фильма) в том, что Марта могла бы закончить свою жизнь, как Вирджиния Вульф, которая покончила с собой, не выдержав состояния глубокой депрессии.

Фильм заканчивается большой надеждой на то, что Марта с помощью Джорджа справится с со своим душевным напряжением, и всё у них будет хорошо.

Рекомендую к просмотру.

10:10
Показать всю рецензию
Светлана Кучава
'Война Роуз' в черно-белом варианте
Голливудскую версию истории я решила посмотреть после похода на спектакль с одноименным названием на языке оригинала в Брисбане, где я живу.

Надо отдать должность смелости решений (в пьесе мужчин играют темнокожие актеры, а Honey - актриса с вьетнамскими корнями) и замаху на расовую тематику, а также монументальным усилиям создателей пьесы и актеров. Представляете, каково это - выдержать трехчасовой марафон (спектакль шел три часа)? Что ж, декорации были впечатляющи, а хронометраж пьесы ничуть не мешал держать зрителя в напряжении. Актерам вполне удалось передать внутренний надрыв героев, сохраняя бешеную динамику на протяжении всех трех часов. Однако были все же и некоторые «но». Я понимаю, что театр - субстанция камерная по сравнению с кино, но именно киноверсия постановки, на мой взгляд, смотрелась более выигрышно, потому что экранизация давала режиссеру возможность уравновесить длинные диалоги героев сменой локаций и заднего фона. В спектакле мы не до конца понимаем, как неряшлива Марта, и можем судить об этом ее недостатке только со слов ее мужа Джоржа, упоминающего, что Марта оставляет по всему дому недопитые стаканы. В фильме же нам показывают, как поспешно «заметает мусор» под ковер Марта, запихивая разбросанные по комнате вещи куда попало.

Пьеса к нам в Брисбан, являющийся столицей штата Квинсланд, приехала из Южной Австралии, где, безусловно, свой акцент. Честно говоря, я понимала не все, учитывая произношение актера-аборигена Джими Бани, игравшего Джорджа. Более молодой актёр с конголезскими корнями Рашиди Эдвард, игравший Ника, очень старался изобразить чинное и отчетливое произношение университетского преподавателя биологии, но во второй половине пьесы силы его явно иссякли или он «выходил из роли», так что произношение его менялось не в лучшую сторону. Поначалу именно стремление наверстать упущенное было моим основным мотивом посмотреть голливудский фильм, да еще и с такими звёздами, как Тэйлор и Бёртон. Но потом я поняла, что мое желание ознакомиться с голливудской версией убивало двух зайцев. В своей англо-язычной рецензии на пьесу автор писал, что он видел и лучшие постановки, но возможность сравнить разные варианты - это всегда плюс, так приходит более целостное понимание темы.

Кинематографическую версию пьесы я бы сравнила с более поздним голливудским же фильмом «Война Роуз» с Майклом Дугласом в главной роли, также повествующим о тотальной войне супругов между собой. Здесь бы еще вспомнить Льва Николаевича с его знаменитой фразой о счастливых и несчастных семьях. Вот эта семья как раз пример того, что и вместе невмоготу, и порознь никак, когда за долгие годы совместной жизни люди прорастают корнями друг в друга. Это та самая ситуация, когда говоришь «нет», подразумевая «да».

Поначалу Джоржа очень жаль. Этот человек затюкан вдвойне - и супругой, и тестем. Причем, отношение Джоржа и Марты напоминает какое-то странное математическое уравнение: чем лучше относится к супруге Джорж, чем более старается ей угодить и исполнить все ее прихоти с полуслова, тем хуже она к нему относится. Но далее Джорж отправляет Марту в такой нокаут, что наши симпатии уже на ее стороне. В конце фильма Марту накрывает рефлексия, и она видит себя со стороны - уже немолодую, внешне и внутренне растрепанную и эмоционально разбитую женщину, уставшую от бесконечных спаррингов, которые она сама же инициирует. Их семья бездетна, и некому их уравновесить, поэтому крен все время происходит то в одну, то в другую сторону. Марта живет как по сюжету романа «Опасные связи» Шодерло Де Лакло, который был также экранизирован Голливудом. По-другому ее, видимо, жить не научили. Мать ее рано умерла, мачеха тоже рано ушла из жизни, а отец был занят своим другим детищем - колледжем.

Есть такая поговорка - рыбак рыбака видит издалека. Посему Джорж, женившийся на деньгах Марты, насквозь видит более молодого коллегу Ника. Испытывая праведный гнев, Ник возмущен инсинуациями Джоржа, он безусловно считает себя лучше него, но так ли это? На самом деле Ник мало чем отличается от Джоржа. Все тот же карьеризм и неразборчивость в способах при карабкании вверх по служебной лестнице. По сути Ник - это более молодая версия Джоржа. Шокирующие откровения Джоржа, которые Ник поначалу принимает за нападки, - это иносказательный посыл Нику: «беги отсюда пока не поздно». И остается только надеяться, что Ник внемлет совету хозяина вечеринки.

Поначалу молодая пара, попавшая в «логово» энергетических вампиров из университетского бомонда, кажется невинными жертвами. Однако с самого начала нам дается подсказка в виде имени второй героини - Хани, что в переводе с английского означает «сладенькая». И правда, она такая мимишная и невинная, что закрадывается сомнение: имидж Хани слишком хорош, чтобы быть похожим на правду. И правда - потом Ник и Хани выдают такую подноготную, что в преемственности поколений в университете сомневаться не стоит. Если преподанный Джоржем урок не пойдет Нику в прок, то пройдет не так уж много времени, и Ник с Хани рискуют стать вторыми Джоржем и Мартой. Они – как грани одного спектра.

Возможно, и фильм, и пьеса вызовут эмоциональны отклик далеко не у каждого. Кто-то посмотрит на этих «фриков» и порадуется, что у них в семье все не так уж плохо. И я, ей богу, сниму перед ними шляпу. Однако лично я знаю пары, являющиеся точной копией героев пьесы. И если кому-то живется комфортно по такому обоюдно принимаемому сценарию, то почему бы и нет? А если некомфортно, то это уже тема для совсем другого разговора.

9 из 10
Показать всю рецензию
moscvitsova
Один вечер из жизни психоделической семейки....
Фильм очень любопытный, и дело даже не в том, что он собрал урожай 'Оскаров ' и прочих наград, а главные роли играют несколько раз бывшие супругами бесподобные Элизабет Тейлор и Ричард Бертон, хотя в этом тоже.

Джордж и Марта (Бертон и Тейлор) - супружеская пара, настолько изучившая друг друга за много лет брака, что единственным способом поддерживать взаимный интерес - психологические игры, жертвой которых в один из вечеров становится молодая пара - ученый-биолог и его жена Ханна. Семья последних тоже далека от идеала - муж чересчур амбициозен и готов любыми средствами добиваться своего, а жена просто глупая истеричная курица.

Но проблемы молодых супругов - ничто в сравнении с пожаром, который нещадно сжигает героев Тейлор и Бертона. Марта готова на все, чтобы разозлить и уколоть мужа, в том числе на измену с молодым и абсолютно не симпатичным ей биологом. Джордж терпеливо и стойко переносит удары судьбы, осуществляемые рукой Марты. Его чувства к жене - больше чем любовь, это похоже на агонию и мазохизм.

История с ребенком - отдельная драма для обоих.

По ходу фильма складывается впечатление, что эти двое ненавидят друг друга, но в конце становится понятно, что слишком тесно переплетены их судьбы, а взаимные упреки и издевки - лишний способ подчеркнуть значимость одного для другого. Они не очень счастливы вместе, но врозь для них жизни нет. Глубокая драма с душераздирающими выяснениями отношений и психоделическими 'играми '.

Потрясающая игра актеров. Смотреть стоит обязательно.
Показать всю рецензию
Ливерпулец
Правда или иллюзия?
Черно-белая картинка, бедные и статичные локации, очень медленно развивающийся сюжет... За что же фильму дали столько Оскаров?

На первый взгляд история, которую нам собрались показать, кажется скучной и пустой, но поднятые проблемы действительно очень важны, а большинство актуальны и сейчас.

Живя многие годы в иллюзии счастливой супружеской жизни Джордж (Ричард Бертон) и Марта (Элизабет Тейлор) только с приходом в гости молодой пары (у которой также имеется довольно много личных проблем, тщательно скрываемых друг от друга) понимают, что это вовсе не та жизнь, на которую они надеялись.

Порой диалоги в фильме не несут в себе никакой информации, но это почти незаметно из-за неподражаемой игры всех актеров. Вся четверка актеров сверхэмоционально передает все происходящее в фильме и иногда диву даешься, как за одну ночь характер героев может меняться несколько раз, делая своих персонажей необычными и интересными. При том действие происходит всего в 2 местах, оператор показал настоящий мастер-класс, давая интересные и разнообразные ракурсы. Гнев, смех, сарказм, ирония, переживания - все это передается с необыкновенной жизненностью и чувствами. Приятная медленная музыка отлично подошла к фильму, создав меланхолическое настроение в нужные моменты. Концовка приятно удивит каждого, ведь все линии сюжета сходятся в единственной точке соприкосновения, фактически завершив историю, но в тоже время дав зрителю самостоятельно представить, что же будет далее с героями...

Стоит ли смотреть фильм современному зрителю? Скорее да, чем нет. Во-первых, это мировая классика, во-вторых, в наше время такой актерской игры у всего состава встретить довольно трудно - большинство фильмов строятся вокруг спецэффектов... Произведение Майка Николса - прекрасный образец золотой эпохи кинематографа, и может быть после просмотра вам захочется пропеть: 'Кто боится Вирджинии Вульф, Вирджинии Вульф, Вирджинии Вульф?... '
Показать всю рецензию
Highbury
Майк Николс снял семейную драму «Кто боится Вирджинии Вульф» перед своим потрясающим «Выпускником», принесшим ему главные награды киноакадемии. Перед нами скорее даже глубокая трагедия семьи: любовь прошла, а то, что осталось, вообще сложно как-нибудь адекватно назвать. Зачем так мучить друг друга, зачем терпеть такие отношения? Между супругами осталась лишь тень былых отношений, которые претерпели такие ужасающие метаморфозы, что в первом приближении любовь выглядит как ненависть. Парадоксально, но при всех кошмарных перепалках, играх так называемых, супруги любят друг друга, они тесно связаны, их судьбы переплетены.

Марта (Тейлор) кажется на первый взгляд жесткой женщиной, но под этой оболочкой таится чувствительная ранимая женщина, все счастье которой — ее супруг. Она признается, что только он мог сделать ее счастливой. И на мой взгляд, это больше ее драма, потому что она всего лишь слабая женщина, которая, по ее словам, управляет всем, только потому что нужно, чтобы кто-нибудь этим занимался.

Джордж (Бёртон) — ее муж, такой же несчастный, как и она. Она изводит его, потому что любит, а он терпит, потому что тоже любит ее. Драматично то, что они так и не смогли справиться с личными проблемами, семейная лодка разбилась о быт.

А та молодая парочка — этакий флэшбэк Джорджа и Марты. Через 20 лет и они станут такими же, есть все предпосылки. Но между ними нет той крепкой нити, связывающей Марту и Джорджа. А проблемы есть, увы.

Майк Николс потрясающе чувствует отношения между людьми, и проблемы этих отношений. То, чему посвящен его режиссерский дебют «Кто боится Вирджинии Вульф», ярко проявилось в его последующих работах.
Показать всю рецензию
rons hatchet
А был ли мальчик?
Как там у Аллена: 'бурлеск морали, скорее, не для головы, а для сердца.' Два часа пустопорожней болтовни, не несущей никакого смысла и идей. Полная фигня, если хотите.

Муж с женой ссорятся - вот основной мотив фильма. А дальше? Мирятся. Дальше? Дальше - опять ссорятся. И опять. Потом доходят до уровня скотов и опять ссорятся. Как чудесно. При просмотре кажется, что из сцен ссоры можно сделать целый сериал - бесконечный кладезь, главное чтоб поострее было... и пипл хавал, вроде что-то умное. Ну, конечно.

Вообще, вот эти голливудские экранизации всяких пьесок в 50-е - 60-е сводят с ума своей безграмотностью и нелогичностью. Ну, а о примитивности тут и речь не идет. Правда, мастаком отштамповаться на экране в те годы был Теннесси Вильямс со своей отсебятиной и декадансом. Его пьески были посещаемы высокопочтимыми лицами и известными персонами. Посещаемы, значит, достойны экранизации. Так и с Эдвардом Олби, которого посчитали гением и правдорубом семейных отношений. Спорить не надо, как для пьесы того времени она была весьма специфичной и довольно острой, если бы еще убрать некую перманентность ощущения от просмотра, то наверно, следовало бы вознести ее в ранг идеальной. Но идеальной, как для 60-х годов. Через 50 лет ее мотив уже выцвел, и остался лишь блеклой тенью того, что было. Просто поменялись нравы - такое бывает, а петь дифирамбы тому, что было в прошлом как-то пошло и нелогично.

Теперь о самой сути фильма. В центре сюжета - муж и жена. И все, - больше никого нет! Ах, если кто-то заметит в фильме еще одну, более молодую пару, не обращайте на них внимания - они на подтанцовке. То есть для того, чтобы писака мог воплотить в жизнь литературные приемы, какие ему вбили в голову преподаватели в каком-нибудь солидном колледже. Все по науке. Ура! Теперь кульминация - в фильме говорится о каком-то сыне супругов, который должен отпраздновать свой день рождения, но внезапно умирает. И говорится о том, что у молодой пары тоже был сын, но он так и не родился. Есть еще монолог Тейлор о том, что она когда-то любила мужа, и ответ молодого парня о том, что он женился на молодой алкоголичке из-за денег. Так вот за словом 'сын' у Олби, или лучше говорить Николса, кроется слово 'брак'. Герои Тейлор (Марта) и Бертона (Джордж) поженились из-за любви, и их брак пятнадцать лет был тяжелым, но счастливым. В ночь, отображенную в фильме, их брак умер. Брак молодых супругов умер, так и не появившись на свет. Ложь и алчность съели его. Поэтому в фильме связь молодых супругов показана как агония и отвращение к самим себе. И это воспринимается как должное, в отличие от брака Марты и Джорджа, который представлен как трагедия, причем, более горькая, чем Николс мог воплотить.

От завязки до кульминации проходит большая часть фильма, напоминающая фарс и стагнацию. Это одобрительно воспринимается большей частью критиков, как нынешних, так и прошлых, как некое свойство отображения семейных взаимоотношений. Для меня лично все эти сцены ненависти и криков есть ничто иное, как бунюэлевщина. Бессмысленная трата слов во имя достижения абсурда, предопределяющего кульминацию всего действия, которая приведена выше. Пардон, конечно же, фильм не стоит воспринимать как сюрреализм, имя Бунюэля здесь не причем. Бунюэлевщина - это лишь подражание манере испанского режиссера, как правило, весьма неудачное.

Добавить больше нечего: фильм интеллектуально ничтожно слаб, и на мой взгляд, понравится может лишь любителям игры Элизабет Тейлор, либо тем, кто заведомо знает, что фильм с высоким рейтингом всегда хорош.
Показать всю рецензию
Lord_Gregori
Они просто выпустили свое остроумие на прогулку
Кому будет интересно смотреть два часа на пустую семейную ругань, которая не имеет никакого смысла? Как сложно таким сюжетом заманить зрителя на просмотр и впоследствии удержать до конца... В 66-м году это получилось, в первую очередь, только благодаря скандальной, в реальной жизни, паре - Элизабет Тейлор (Марта) и Ричарда Бертона (Джордж).

Они просто выпустили свое остроумие на прогулку, а чтобы было интереснее играть, пригласили молодую и неокрепшую пару, которая служила бы очередной декорацией для их коллизии. Постепенно, рюмка за рюмкой, герои всё больше погружались в эту пьяную ночь, которая снимала маски и разрушала семейные иллюзии. Герои Тейлор и Бертона показывают, что их многолетний брак - это самый настоящий ад, от которого хотелось бы избавиться, да вот что-то останавливает, любовь наверное. А молодая пара - это прошлое Марты и Джорджа. Семья изначально строящаяся на проблемах и обмане в будущем будет устраивать такие же игры ненависти.

Этот фильм на самом деле комедия, хорошо замаскированная под семейную драму. 'Кто боится Вирджинии Вульф' высмеивает тех, кто предпочитает на публике выставлять себя счастливой парой, а оставаясь наедине дают волю своей ненависти, тем самым отравляя жизнь друг другу. Поэтому у этого круга зрителей работа Николса вызвала негативную реакцию.

Каждый кадр в фильме запоминается, если каждую картинку запечатлеть в виде фото, то можно спокойно проводить фотовыставку. Это я и называю хорошей операторской работой, когда кадр передает быт и характеры героев.

Советую всем посмотреть этот фильм, он захватывает до самого конца. Эти бессмысленные диалоги интересно слушать. Сейчас уже никто так не играет, да и фильмов таких не делают.

Выставление напоказ семейных ссор - было новым и опасным делом в 66-м году, поэтому режиссер разрушил некоторые устоявшиеся каноны в кинематографе. Можно считать, что это первый фильм в жанре, который обнажает супружеские проблемы.
Показать всю рецензию
synph
В фильме два плана, которые проступают по ходу действия один за другим. Явный план, вступающий первым, это отношения в семье 50-летних Марты и Джорджа. Отношения почти шокирующие. Ненависть, яд, язвительность, ирония, умение унизить супруга и выпотрошить все его болезненные места души выводят фильм на уровень хоррора. Т. е. от какого-нибудь «Чужого» пожирающего человечину не так противно и страшно как от этих диалогов. Первые полчаса этот фильм и смотрится как тягучий, тяжёлый, ядовитый сироп из человеческих отношений. Второй план проступает медленно и начинается с появления в кадре молодой супружеской четы Хани и Ника: она глупа, он молод и карьерно дезориентирован. Всё больше проступают детали обоих браков.

В этих деталях вдруг возникают неожиданные особенности. Оказывается, что Марта никогда и ни с кем не была так счастлива, как с Джорожем, что была в него безумно влюблена. Что где-то раз в месяц она делает попытки наладить отношения. Что Джордж ответил на влюблённость Марты скорее по карьерным соображениям, обманув себя что любит. И что Ник тоже в общем-то женился по карьерным соображениям и также себя обманул. Т. е. проступают черты обыкновенности судьбы. Более того, судьба Марты и Джорджа начинает повторяться в судьбе Ника и Хани.

Если, вступая в первый план вы, ужасаясь, еще готовы говорить «со мной так не будет», «эти отношения настолько чудовищны, что так не бывает», «это искусственно обострённые проблемы, которые возникли именно в этой паре». То вступление второго плана эту возможность вам закрывает. Хотите вы или нет вам прямым языком, жёстко и грубо говорят, что это может быть и твоя семья. Получается не «да так бывает» а «да так вполне может быть и с тобой». Отвращение от фильма уходит, но появляется что-то новое — настороженность, наверное.
Показать всю рецензию
April305
Драма в алкогольных тонах
Данное кино 'соткано' из эмоций и чувств.

Сюжет в двух словах: ужасающие последствия всех возможных супружеских ошибок на фоне смены поколений. Единственный светлый лучик - это невероятно живучая, неубиваемая любовь главных героев.

Непреходящая ценность фильма - актерская игра. Наверняка, по нему учатся студенты киноинститутов. Но, вряд ли, многим удастся изобразить подобное. Р. Бертон и Э. Тейлор солируют, а Дж. Сигал и С. Деннис с не меньшим мастерством создают потрясающий фон.

Вернусь к эмоциям. Они с экрана 'летят' в зрителя, настолько яркие, что не хочется вдумываться в слова. Теряется прелесть восприятия. Слова здесь - вспомогательный материал. Тем более, для современного, более жесткого, или более ленивого, зрителя воздействие 'с экрана' должно быть более сильным (эффекты подавай!). Так вот этот 'старый-престарый' и 'дешевый' фильм силами почти двух артистов ошеломляет зрителя почище новенького блокбастера.

Эмоции почти бессознательны и кратковременны, а чувства продолжительны и весьма устойчивы. И у нас появляются новые яркие чувства и мысли, и - спасибо ''Вирджинии Вулф''.

Уж, если 'чтить традиции' рецензентов, надо сказать и об операторской работе. Великолепно! Это гигантский фотоальбом портретов героев. И нет ни одного одинакового или чуть похожего. Чего стоят, хотя бы, улыбка глазами при полной неподвижности лица Бертона, или плевок Элизабет Тейлор (более шикарного нигде не видела).

'Браво!' гениальной голливудской паре. Слава старой актерской школе!

Это не фильм, это - бесценный музейный экспонат.

10 из 10
Показать всю рецензию
Фюльгья
Муж и жена — одна сатана
Хотя, мне кажется, ни Олби, ни Николс не вкладывали в пьесу и фильм таких моральных посылов как «Не надирайся до потери пульса» и «Не рассказывай о себе лишнего малознакомым людям» — фильм получился одной из самых лучших иллюстраций к этим простым истинам.

Практически все произошедшее произошло именно потому, что герои неконтролируемо напились в компании фактически чужих людей. С одной стороны, если бы они не были «накушамшись», их внутренние проблемы никуда не делись бы, просто остались бы скрыты от посторонних глаз… но с другой — а стало им легче оттого, что они устроили этот моральный стриптиз вчетвером? По-моему, стало только хуже.

Но, естественно, тогда в моде было вскрытие неприглядных сторон семейной жизни, и «Кто боится Вирджинии Вулф?» — именно об этом. Кстати, сама Вирджиния Вулф тут совершенно не при чем. Упоминание ее имени — обычная шутка по созвучию.

Чем-то Олби напомнил мне Теннесси. Та же тонкость, чувственность, при явственно скептическом отношении к возможности существования счастливого брака (конечно, не очень хочется спекулировать на тему личной жизни авторов, но… что-то я подозреваю, что без личной позиции тут не обошлось). Что-то общее в манере подавать материал. Женские образы схожи: Марта весьма напоминает Мэгги-Кошку, обе сильные, любящие эпатаж и весьма «замороченные» на детском вопросе.

Ни семейная, ни детская тема меня особенно не интересуют, но зато меня очень интересует тонкость актерской игры. Добрые три четверти фильма все нюансы эмоций всех четверых участников драмы — в центре внимания. Отличная работа и актеров, и режиссера. Одно наслаждение смотреть на этот сложный, запутанный конфликт четырех несчастных людей. Пожалуй, игра Сигала даже получше будет, чем Бертона — Ник, в отличие от Джорджа, обычный, нормальный человек, а это сложнее сыграть. И дуэт с Тейлор у него более яркий, они «спеваются» с первого же момента их встречи. Хотя я ни в коей мере не хочу принизить игру Бертона, он тоже хорош, просто играет слишком эксцентричного типа. Да и Деннис провела свою партию как по нотам — просто роль вздорной дурочки еще никого не красила.

Правда, вокруг загадки о сыне напустили слишком много тумана. При том, что верная догадка приходит практически сразу, весь фильм эту тему все нагнетают, нагнетают, и уже хочется сказать: «хватит трепаться, что там с сыном-то?!» — а когда ответ на загадку дается, причем в максимально туманной же формулировке, разочаровываешься, мол, ну, я так и думала, а чего лишний огород-то городили…

Впрочем, не менее ярко фильм иллюстрирует еще одну народную истину: «муж и жена — одна сатана». Хотя сначала кажется, что Марта и Джордж вот-вот пристукнут друг друга, понемногу понимаешь, что игра у них — командная. Они остаются вместе уж явно не от безысходности. Да, их отношения — фантасмагория взаимных унижений и скандалов, но это их общая игра, так они вместе боятся «большого злого волка» и вместе ему противостоят.

Так что осторожнее будьте, посещая пару, прожившую вместе достаточно долго… и не пейте слишком много.
Показать всю рецензию
Показать еще
• • •
Страницы: 1 2 3
AnWapМы Вконтакте