Рецензии

Боб
Нас осталось мало: мы да наша боль…
Сценаристы этого фильма постарались придать ему максимальную реалистичность, такую, какая вообще возможна в Голливуде. Форд ездил в Россию, разговаривал с подводниками и охотно вносил изменения в сценарий, первоначальный вариант которого, говорят, все-таки тяготел к «блокбастеризму». Картина действительно получилась почти правдивой, не без натяжек, но правдивой.

Особенно удалось создателям фильма показать три вещи — людскую панику, ужас перед океаном и чувство долга. Нет ничего страшнее, чем оказаться запертым в душной железной коробке наедине со сломанным атомным реактором в 300 метрах от поверхности воды. Вероятно, каждый из этих несчастных, измученных людей уже простился с жизнью, с оставленными далеко дома с матерями, девушками, друзьями… Атмосфера близкой смерти окутывает фильм. Простые парни, у которых осталось только одно слово — долг — в схватке с неумолимой судьбой. И это слово было призвано побороть страх, победить панику. Долг, может быть, бессмысленный — перед отечеством, которое посылает их на смерть, едва не признает их предателями, — но — долг, клятва верности, честь солдата. Совесть, честь, присяга — для них, советских моряков, это не были простые слова. Даже перед лицом верной гибели они не сдались. Слово «долг» повторяется в фильме многократно — это одна из центральных тем фильма — показать, что любой солдат — исполнитель долга, носитель громадной ответственности. Американский кинематограф принял мужество советского солдата, признал его героизм, сделал попытку понять смысл их подвига. И этим он искренен. Не все получилось, но лести не было, не было лишнего пафоса и не было насмешек. Взамен этому пришло настоящее, неподдельное уважение.

Этот фильм — шаг в сторону от привычной американской позиции «стороннего наблюдателя» и «независимого критика», гимн мужеству и силе духа, которые объединяют всех солдат всех стран. Ребята с К-19 были настоящими советскими воинами, подтвердившими, что «русские умирают, но не сдаются». Бигелоу сама не поняла, что сняла фильм о русских так, как сами русские о себе лет 30 как разучились говорить.

В характерах, показанных хорошими западными актерами, мы тоже узнаем попытку перенести себя на место русского солдата. Центральная роль, разумеется, принадлежит Харрисону Форду. Он решился на рискованный шаг — сыграл героя-не американца. Этот риск, как видим, с одной стороны был не оправдан — американцы с тоской смотрели на какого-то Вострикова, им эти русские проблемы до фонаря! С другой — он знал на что идет и играл одну из сильнейших своих ролей на пределе своего таланта.

Форд — стар, опытен, мужественен. Он рисует своего героя скупыми, грубыми мазками жесткой кисти. Мрачный, тяжелый взгляд ревностного служаки, исполнителя, не привыкшего спрашивать, который на несколько часов получил право решать судьбу мира. Он капитан. Он не должен показывать того, что происходит у него в душе, он должен быть требовательным и жестоким. У него есть своя присяга, свои приказы и свой долг и очень трудно рвать себя между совестью человека и совестью офицера. Харрисон Форд играл человека из другого времени, другой страны, другого понимания действительности и другой идеологии. Его герой и неприятен и приятен одновременно. Он полон истинного, не придуманного драматизма, острой психологической достоверности. Он до самого конца остается верным своим идеалам, такие, как он, не предадут. Он не верит до последнего, что о них могут забыть, что человеческая жизнь дешевле сломанной лодки, но в нем бушуют капитанские чувства — не бросать корабль, не сдаваться врагам, не просить помощи! Это крайне противоречивый и сильный герой. А как великолепно Форд сыграл в эпизодах аварии реактора! Из отсеков выносят обожженных, облученных людей, давление падает, температура растет. Медленно подбирается смерть. Глаза Форда распахнуты, его язык чеканит грубые, жестокие приказы, а в глазах застыла детская паника! Он БОИТСЯ! Но колоссальная выдержка позволяет ему сохранять стоическое спокойствие и оставаться суровым капитаном, таким, за которым пойдут солдаты, кто никогда не даст повода почувствовать им свой страх, впасть в апатичное ожидание гибели. Все что он делает — единственно возможная и оправданная форма существования такого исторического и психологического лица, как Востриков. Форд делал его, может, и не совсем схожим прототипу, но максимально честно и обобщающе, словно ставил памятник тысячам таких же офицеров.

Вторая по значимости фигура — Лиам Нисон, актер, который мне всегда нравился мягкостью, стабильным умением вливаться в любой ансамбль. Герой Нисона остался здесь таким же — честный, умный, понимающий командир, верный долгу и офицерской чести. И когда честь призывает сделать выбор, он не отступает от своих принципов ради амбиций. Он герой не менее сложный, и на его фоне Форд как раз и начинает приобретать свою неоднозначность.

Русские парни, которых сыграли американцы, получились неплохо. Постепенно я полностью поверил в то, что передо мной русские моряки, и даже английский язык ничуть не мешал. Актерам было трудно — они играли чуждые и чужие им характеры, с трудом произнося сложные имена. Я не могу винить режиссера в некоем преувеличении рядовой ситуации и прикреплении к ней не имевших места событий, вроде бунта, она сделала все, что могла, чтобы фильм был удачным, напряженным, увлекательным. Фильм аполитичен и не дает никакой оценке действиям стран или высшего командования. Он про людей, а не про войну.

Фильм прекрасен! Когда я смотрел его, я испытывал странное чувство гордости. Почему странное? Да потому что я давно не испытывал это чувство, смотря российские ленты. Впервые за много лет я смотрел американское кино про русских, и верил ему, и меня не волновали детали. Я верил ему также, как верил советским картинам про войну. И мне было грустно. Американцы ценой огромной финансовой неудачи оценили мужество наших героев. Настоящих героев. А мы? А у нас? А у нас ждут очередной фильм про бандитов, бездарные комедии на заимствованные сюжеты… мы опускаем свои флаги ниже и ниже, оставляя такие близкие нам темы иностранцам, в свою очередь, благодарно принимая у них дешевые подачки, и с радостью переделываем их в виде «русских блокбастеров».

И сами себе не верим. Как это не прискорбно сознавать, в условиях современного отечественного кино, снять лучше и сильнее просто невозможно. Разучились. Долг нынче не в чести. Силенки жидкие. Остается только оставаться самим себе главными врагами и ждать, что такая попытка «поднять занавес» не окончится одним фильмом и что если не мы сами, то хоть другие про нас смогут сказать что-то хорошее.

10 из 10
Показать всю рецензию
zhiharcka
К-19
Пожалуй, самое сильное впечатление от просмотра-вопрос:«Почему такие фильмы не снимают русские?» Как так получилось, что героизм людей куда более интересен стране-противнику, в то время как на родине снимают очередной криминал и дом дураков?

Кстати, о дураках. Потребителя совершенно не беспокоит то, чем кормит его родное ТВ. Он может с упоением смотреть «Дом-2», программу «Максимум» и «Русские сенсации». А еще показательное шоу Малахова, где истории одна жизнеутверждающее другой-как мать убила своего ребенка, как подростки избили ветерана Отечественной войны. Все это воспринимается как нечто само собой если не разумеющееся, то происходящее, и уж тем более никого не удивляющее. А че вы хотите-ну жизнь. Бывает.

Но стоит иностранцам снять нечто стоящее, обнажающее жизнь, как она есть, не с целью кого-то принизить, оскорбить или высмеять. С целью показать, что все мы по большому счету всего лишь маленькие человечки, которым ничего человеческого-будь то страх перед лицом смерти, либо банальное желание выпить-не чуждо, как в сознании обывателя бурлит море негодования:«Враки, мы не такие! Такого быть не может. Мы ж святые, а американцы, как известно-тупые».

Я допускаю, что профессиональные подводники, которые посвятили этому свою жизнь, увидят в фильме больше ляпов, чем я. Но я в нем смотрела на другое-на человеческие отношения, на забытое ныне чувство долга, на истинный патриотизм. В Америке, наверное, семью человека, пошедшего ради родины на смерть обеспечили бы по 4е колено и выдали бы Нобелевскую премию мира, а у нас вернувшихся-под трибунал. Парадоксальная страна, такие же нравы.

10 из 10
Показать всю рецензию
nabliudateli
Чтобы помнили
«К-19» — это легендарный фильм о мужестве и героизме советских моряков в не самый лучший период русской истории. Качественно поставленный военная драма с глубоким смыслом и посылом на будущие. Фильм, как не странно, но создан именно для нас — людей, чьи предки защищали и защищают границы русской земли в давние времена и поныне. Кто не жалея себя боролся и умирал во славу своей страны, не ради медалей и орденов, званий и поощрений. Кто просто любил свою Родину и знал понятие слова «честь». Нам есть кем гордится и есть кого вспоминать и об этом мы не имеем право забыть.

Трагедия рождает героев, ситуация рождает действия. Когда нет времени и возможности размышлять и исполнять приказы остается лишь одно — исполнять свой долг. Как не странно, но именно из-за этого и берут под трибунал, лишают звания, оставляют умирать в нищете без любимого дела и надежды хоть что-либо исправить, если, конечно, до этого еще доживешь. Такая ситуация есть и будет во все времена и во всех странах. Герои умирают быстро — бессмертен лишь подвиг, и то, порой, только в памяти очевидцев.

События фильма разворачиваются в 1961 году, именно тогда была спущена на воду и опробована на деле трагично известная лодка «К-19». Не знаю как там на тему исторических фактов, но мне лично достаточно лишь этого факта её существования. Остальное, в прочим, строго засекречено. Сама атмосфера фильма вдохновляет. Действительно все сделано очень здорово и в меру масштабно. Музыка вообще трогает до глубины души. Образ советского военного интеллигента в подводной лобки слушающего классику у Харрисона Форда получился как нельзя лучше. А ведь такие люди на самом деле были: несмотря на репрессированного советской властью отца, косые взгляды на тему брака с близкой родственницы члена политбюро, других мелких колкостей и недомолвок человек оставался верен делу, верен присяге. Капитана Алексея Вострикова по праву можно считать собирательным образом элиты советской армии того времени.

Холодная война — основной фон всего фильма. Какая-то тоненькая нить отделявшая Америку и СССР от фатальной ошибки, способной изменить и даже уничтожить весь мир целиком. Жаркое противостояние двух держав практически равных друг другу по силе и технологиям. Третья мировая война, способная положить конец всему и подводная лодка, способная начать этот конец, зажечь кончик фитиля. Но не зажгла же. Опережение своего времени всегда влечет за собой катастрофические последствия. Это знание идет из самых, что не на есть глубин веков и противопоставить ему мы не можем и никогда не могли ничего.

Итог: Удивительно конечно, что один из самых лучших патриотических фильмов о героизме и любви к Родине снимает женщина, да еще и американка, причем снимает совершенно потрясающе. Наверно нам должно быть стыдно, но еще и грустно. Геройских предков нужно помнить. Помнить и гордиться!
Показать всю рецензию
AlexPayneSPB
«Ты слышишь меня, ты — герой. И вы все герои.»
Фильм действительно впечатлил. Но постараюсь объективно раскритиковать его.

Сюжет. Даже не обсуждается. Лодка действительно существовала, события действительно происходили. Сценаристу не пришлось много выдумывать. Это было.

Актёры. Да, актёры подобраны замечательно. Лиам Нисон, Харрисон Форд… Все справляются с ролью, играют очень живо и натурально. Но если учесть, что Нисон похож на русского, то Форд нисколечко. Он играет отлично, но по лицу видно — не русский он командир. А американец.

Американцы действительно сняли достойный фильм про русских. В фильме нет унижения достоинства наших земляков, как это происходит во многих других картинах США. Единственное, что неприятно — сама команда, не считая офицерского состава, выглядит туповатой, как будто матросы в ней — тугодумы. Не про всех, конечно, можно сделать этот вывод, но всё же большое количество персонажей именно такое чувство и вызывают.

Атмосфера. Я уже подчеркнул, что когда актёр с американским лицом играет русского человека, то не очень правдоподобно это кажется. Когда Форд, мягко говоря, непочтительно отзывался о американских вооружённых силах, было даже немного смешно. Зато они опустили сами себя. Когда Форд говорит, что корабль США пришёл не на благое дело — помощь морякам, а с корыстными целями хотел выведать данные о подлодке, становится понятно, что по сути, этот фильм должен предназначаться «не для проката в США».

Актёры стараются, лодка есть, всё довольно-таки реалистично и отрицательных эмоций не вызывает. Меня этот фильм не зацепил за душу, как некоторые наши военные картины о кораблях и субмаринах. Но он очень достойный. Не тянет он на документальный, но на художественный, основанный на реальных событиях, вполне.

И зевать во время просмотра не приходилось. Было достаточно захватывающе и интересно. Но не понравился юмор про «русские задницы» для американского солдата. Ну не считаю я, что русские так бы поступили. Кулаками бы и фигами бы махали. Но на пошлый юмор не перешли бы.

Ставлю фильму 8,5 из 10
Показать всю рецензию
Сипушка
Неожиданно тёплый взгляд из-за океана
Не берусь давать объективную оценку — мало знакома и с современным кино, и с реалиями советского флота. Но субъективно — мне фильм пришёлся очень по душе.

Конечно, документальной точности ждать не стоит — всё-таки художественный фильм. Понимаю, что пьяных на К-19 не могло быть, и бунта тоже, да и конфликтов между капитаном и старпомом. Другое дело, что некоторая острастка не заслонила идею: главное место в «К-19» осталось за темой героизма, самопожертвования.

Беспросветных фанатиков не было ни одного. Все персонажи — живые. Мелкими штришками показано: у каждого не меньше, чем у нас, штатских, причин беречь себя от верной гибели. И всё-таки они шли в реактор и гибли.

Атмосфера «К-19» могла сорваться в одну из крайностей. Первая — отодвинуть весь экипаж на второй план, завязав интригу только на конфликте Вострикова и Поленина. И вторая — населить лодку носителями идеи вместо людей. То и другое сгубило бы на корню замысел фильма. Обе крайности обойдены.

Прекрасно удались главные роли. Это два полюса, но в конце концов убеждаешься — два полюса одного магнита. Отношение к капитану Вострикову по ходу действия совершенно меняется и на лодке, и у зрителя. Он наверняка многократно проявлял себя как жёсткий и требовательный командир, безоговорочно верный Партии. А тут жизнь поставила перед ним дилемму: поступить по приказу Партии (и погубить экипаж) или по совести. Русским, в которых живёт память о Гражданской войне, конфликт идеи и человеческого долга близок: тем более трудно американским актёрам сыграть так, чтобы и русских проняло.

А вот к Поленину отношение, пожалуй, одно: глубокая симпатия. В эпоху, когда считалось необходимым жертвовать человеком ради чего-то большего (на войне как на войне, пусть и холодной), конечно, были командиры, стоявшие горой за своих солдат. И неведомо, сколько бы зазря погибло и пострадало наших отцов и братьев, если бы не заступничество офицеров: «Только не мои парни».

Откровенно говоря, на фильм меня навело участие Лиама Нисона. Я не так много его ролей знаю («Скрытая угроза» и «Бэтмен: Начало»), но очень его уважаю и люблю, не побоюсь этого слова. И он в который раз не подвёл. Сыграл великолепно.


«К-19» даёт понятие о героизме. После просмотра, даже повторного, заражаешься готовностью принять и выдержать испытания. А нашему штатскому юношеству (и мне в том числе) это порой необходимо. Советую смотреть перед трудным и ответственным делом (мне лично помог настроиться на экзамен по математике). Помогает ощутимо.

10 из 10
Показать всю рецензию
skywalker1990
Американская сказка
Ещё одно кино американцев про русских! Ну как они не умели про нас кино снимать, так и не научились. Почему они решили экранизировать именно эту историю не очень понятно. Получилась полнейшая глупость, да и только. Самое интересное, что те моряки, которые действительно были на лодке в этот момент, посмотрев картину, сказали, что правда в этом фильме только, когда бутылка шампанского о борт не разбилась и чуть катастрофа не произошла. На этом вся правдивость заканчивается. Ну, обо всём по порядку.

Я про военно-морской флот знаю не понаслышке. Закончил Нахимовское военно-морское училище и учился в военно-морском институте. Тем интереснее было смотреть этот фильм. За основу сюжета была взята реальная история, которая произошла с атомной субмариной К-19 в 1961 году. Американцы решили переделать всё по-своему.

Ну начнём пожалуй с того как они показывают советских моряков в этом фильме. Харрисон Форд играет роль командира подводной лодки, простите, вы видели когда-нибудь, чтобы капитан первого ранга, прослуживший на флоте не один десяток лет так пил рюмку водки?! Прям как чай пьёт. Это ещё не самое страшное. Представьте себе такую ситуацию. Аварийная тревога на подводной лодке, все бегут по местам боевого расписания, начинается борьба за живучесть лодки и вдруг один матрос кричит другому: «Алексей, поверни, пожалуйста, вон тот вентиль!». Ну, разве это не полнейшая глупость. Я вам как военный моряк говорю, что такого просто не бывает в природе! Дальше, на подлодке экипаж живёт как одна семья и каждый член экипажа очень важен. Вместе они работают как единый механизм. А командир на лодке он просто бог, и все его уважают и всегда смотрят на него. Он вселяет надежду и поднимает боевой дух. И никогда старший помощник не наставит на него пистолет, это даже невозможно себе представить. Но американцы считают иначе. Я уже и не говорю про пьяных моряков на лодке.

И уж тем более наши моряки им задницы голые не показывали, это как раз любили делать наши американские друзья. У меня даже фотография есть такая дома отец, когда служил, сфотографировал американский эсминец, на котором была такая картина. Когда, случилась авария, у советских моряков и в мыслях не было сдаваться американцам и отдавать им лодку. Искажённых исторически фактов полный мешок, а моральный облик наших соотечественников был полностью унижен. Главная мысль фильма, что коммунисты очень плохие ребята.

В общем как говориться не умеешь, так не делай! Или спроси, ведь когда снимали фильм, не пригласи ни одного выжившего моряка как консультанта. Главное заключение, которое можно сделать после просмотра данной киноленты это то, что наши американские друзья ещё очень долго не научаться снимать хорошее кино про русских!
Показать всю рецензию
R9snick
Без клюквы и маразма
Удивителен сам факт, что американский (точнее американская) режиссёр ставит фильм про мужество советских подводников.

Ещё удивительнее тот факт, что обошлось практически без клюквы — кроме сцены с танцем kalinka-malinka и показушным отстранением капитана в исполнении великолепного Харрисона Форда политруком (в реальности такое просто было немыслимо) ничего такого, что цеплялось бы глазу человека, выросшего в семье потомственных подводников не нашлось.

Конечно, можно было бы предъявлять претензии к неким перекликаниям с другим отличным «подводным» фильмом Das Boot, опять же старательно выискивать неточности, которые, слава богу, полностью поправлены отечественным дубляжом, пытаться искать в фильме искать политизированность, «заказ» и что-либо ещё, как делают те, кто оправдывают своё недовольство этим фильмом, но право слово — это кощунственно хотя бы по отношению к тем людям, которые в действительности пожертвовали собой ради будущего счастья собственной Отчизны.

8 из 10
Показать всю рецензию
Тал
Дифферент
Хороший фильм, о взаимовыручке в тяжелых ситуациях, о долге перед обществом, противоборстве эгоизма и идеологии. Начало фильма очень динамично, музыка идеально подходит, кое-какие моменты перекликаются с «Подлодкой»: моменты воспоминаний о девушке, доме и мелодия сопровождения. Увидев главного героя с непроницаемым лицом, веришь каждому его слову, хотя при его отношении к власти, не понятно как его поставили руководить ядерным потенциалом Советского союза? Несуразица видна по финальным кадрам, матросы и офицеры корабля — молодые около 20—25 лет в большинстве, в больнице — старики пенсионного возраста? (возможно радиационная болезнь?) У могилы большинство 60—70 летних, хотя прошло 28лет (1961—1989г. г.) Вобщем-то несмотря на ляпы, фильм смотрится на одном дыхании, повторюсь, во многом благодаря музыке.

10 из 10
Показать всю рецензию
John Christopher
трагедия рождает героев
Всегда трудно писать о таких фильмах. Трудно в первую очередь потому, что их описываешь через боль. Согласитесь, через радость, увлечение, и даже печаль описывать намного легче. А тут фильм, основанный на человеческой трагедии, на человеческом безразличии и на человеческой любви. Ведь преданный долг перед своей страной это тоже любовь. Такая же безотчетная, такая же безграничная, не всегда оправданная, но всегда очень сильная.

Когда Америка берется снимать кино о постсоветских странах, это всегда воспринимается так же скептически, как и когда Россия снимает что-то про Америку. Железный занавес исчез, но его тень осталась навсегда, так незаметно, но ощутимо, разделяя народы. Первые не любят вторых, а вторых всю жизнь настраивают против первых. И тут я ни одну из сторон не оправдываю. Их основания мне не интересны. Я только считаю, что можно снять кино с как можно меньшим количеством лжи и пафоса. И этот фильм тому доказательство.

Как часто мы видели боевые корабли, подводные лодки.. Они казались такими огромными, такими величественными, такими несокрушимыми. Здесь же все мифы тонут, как камень, и перед нами предстает консервная банка, напичканная взрывчаткой и радиацией, с запертыми внутри людьми, выполняющими свой гражданский долг. И смотреть на это без слез было невозможно. Как величественно и красиво удаляется корабль от берегов, так же превращается он в судно несчастья, боли и смерти, едва уходит под воду.

Не могу не отметить капитана, впечатления о котором стали резко меняться под конец фильма. И перед тобой уже не безнравственное существо, охваченное одной единственной целью, а человек, брошенный в невероятных условиях руководить полуживыми шпротами в консервной банке и единственный, кто способен дать им веру в то, что в конце все будет хорошо. В его глазах бесконечная мука оттого, что вынужден отправлять молодых ребят на смерть. Он и сам пошел бы туда вместо них, но корабль без капитана — мертвый корабль. Он должен заставить их поверить. Он должен вернуть их домой. Хотя бы большую часть.

Вера в лучшее не может изменить того, что есть. А страх поверить не делает это враньем. Но порой это все, что остается.
Показать всю рецензию
antidepressant
Качественная драма
Фильм весьма качественный с кинематографической точки зрения и весьма впечатляющий своим бюджетом, хотя не вполне понятно, на что последний пошёл. Исполнение ролей главными актёрами на высоте, да и второстепенных персонажей, которых было достаточно много.

Идеологически фильм просто из ряда вон выходящий. До 90-х годов все «эти русские» были представлены в американском кинематографе коварными врагами рода человеческого, в 90-е — просто дикарями и людоедами (что самое нелепое — в российском кинематографе тоже!). Этот же фильм просто поражает. Правила игры предписывали только американских вояк изображать героями, или как минимум, просто людьми, а этот фильм нарушил правила и это ему дорого стоило в прямом смысле. К сожалению, этот пример так и остался единственным, как за рубежом, так и в России. Фильм провалился в прокате и в США, и в Европе по той же причине, что и эпический «Жанна Д`Арк» Люка Бессона. От него с обеих сторон ждали совсем другого, нежели то, что он явил.

С документальной точки зрения фильм — полная фантастика. По правдоподобности соперничает с «Багровым приливом» Тони Скотта, особенно в эпизоде бунта на борту корабля. Создатели фильма провели обширные консультации с участниками тех давних событий. Но только один эпизод в фильме достоверен — когда моряки монтируют аварийную систему охлаждения. Все остальное — выдумки. Одно время бывшие члены экипажа подлодки планировали подать на кинокомпанию в суд за искажение фактов. Моряки даже обращались к российским режиссерам с просьбой снять отечественную ленту, мотивируя своим желанием поведать правду о подвиге экипажа подлодки, но получили отказ.

Резюмирую. Весьма качественная, эмоциональная драма. Со скидкой на полную документальную недостоверность просмотр оставит массу впечатлений, если зритель, конечно, не ярый поклонник «общечеловеческих ценностей».
Показать всю рецензию
Показать еще
• • •
Страницы: 1 2 3 4 5
AnWapМы Вконтакте