Рецензии

Зритель С
Нуарный мир парижских уголовников 50-х
Неторопливый атмосферный детектив о герметичном мире парижских уголовников. Блистательный месье Макс (Жан Габен) и его подельник Ритон после удачного и громкого ограбления (оно остаётся за кадром) ведут жизнь парижских бонвиванов в компании с девицами из кабаре и готовятся уйти на покой. Молодые да ранние уголовники во главе Анджело (Лино Вентура) также хотят отправить их на покой, но перед этим захватить их добычу...

Париж и его пригороды в сумерках, мир ресторанов, кабаре, бистро, гостиниц, роскошных квартир уголовников и скупщиков краденого, подвалов, где избивают и допрашивают конкурентов, мир легкомысленных и любвеобильных танцовщиц и секретарш, лёгкая джазовая и узнаваемо парижская музыка... Первая роль Лино Вентуры, и он абсолютно убедителен в роли отпетого бандита. Ощущение, что он всегда был в кадре. Жан Габен блистателен в образе опытного, видавшего виды и знающего цену дружбе и человеческим отношениям уголовника. В фильме Жака Беккера тема 'красиво уйти', характерная для поздних ролей Габена, получает своё идеальное воплощение.

Работа режиссёра и оператора со светом, актёрский ансамбль, где запоминается даже игра актёров второго плана (Жанна Моро в роли роковой красотки Жози и др. подельники и враги месье Макса), сама атмосфера фильма заслуживают высокой оценки.

Хоть фильм и снят в жанре нуар, но нуар-то парижский, и Париж в кадре - тот самый, который мечтали увидеть русские (советские) люди той эпохи (мечтали увидеть конечно же сам город, а не жизнь местных уголовных элементов). А поскольку нуар парижский, то фильм, несмотря на детективный жанр, получился очень тёплым, где человеческим чувствам (дружбе, любви) отдаётся однозначный приоритет над миром чистогана.

Обратите внимание на парижскую кухню той эпохи. Судя по этому фильму, в первой половине 50-х предпочтение явно отдавалось сытной и вкусной пище, причём порции были солидными. Вторая мировая война завершилась не так давно (об этом напоминают автоматическое оружие и гранаты в арсенале у парижских бандитов), и новые бытовые привычки формировались медленно.
Показать всю рецензию
ancox
Парижская история
Экранизация романа Альбера Симонена. Это история гангстера, утомленного своими похождениями и жизнью как таковой, который решает уйти на покой после последнего ограбления. Однако его подводит напарник – лучший друг, не замечает своего возраста, падок на смазливых певичек и не по делу с ними болтлив. Таким образом, находятся молодые люди, которые хотят отобрать у будущих пенсионеров их добычу.

Габен великолепен в роли мужчины, который теряет деньги, друга, молодость, но находит любовь. Для него это достойная компенсация. Фильм был представлен в конкурсной программе Венецианского фестиваля 1954 года, где Жан Габен получил приз за лучшую мужскую роль, преодолел застой в карьере и победоносно вернулся на экраны.

Картина стала стартом для Лино Вентуры в большом кино. После этого он будет бесконечно играть гангстеров и полицейский, мечтая при этом о роли простого человека. Что до Жанны Моро в образе роковой танцовщицы Жози, из-за которой и начались все неприятности гангстеров-приятелей, то я ее не узнал.

8 из 10
Показать всю рецензию
Рыжая кошка
Жадность фраеров сгубила
Однажды вдруг поверил ты в счастливую звезду,
Кривой дорожкой ты пошёл, переступив черту.
И тогда, и тогда на годы долгие вокруг тебя всё замерло,
И вместо солнечного дня сырая камера,
Где понял ты, что погубила жадность фраера
Навсегда, навсегда, навсегда... (с)


Жанр нуара, зародившийся в американском кинематографе в середине прошлого века, при внешней скучности и нудности является совершенно не устаревающим. Да, миновала его классическая эпоха, но его элементы можно найти почти везде. Стремление к наживе, роковые женщины и убийства – это неумирающие атрибуты жанра. О картине Жака Беккера «Не тронь добычу» выдающийся режиссёр и историк кино Мартин Скорсезе говорил, что её «стиль элегантен и приглушён, ощущение усталости и близости смерти – исключительно сильно», и указывал среди полутора десятков тех гангстерских фильмов, которые оказали влияние на его творчество.

В «Не тронь добычу» двое гангстеров, пользующихся популярностью и уважением в криминальном мире, похищают золото на пятьдесят миллионов. Глядя на то, как Макс стремится за получением денежного эквивалента этих слитков, можно только вздохнуть: эх, мне бы их проблемы. Кто из зрителей, глядя на чемоданы с золотом, не думал, что мне бы хоть один такой слиток, а им тридцати пяти миллионов вместо пятидесяти мало!.. И именно здесь зарыта собака, потому как все участники криминальной истории оказываются жертвами патологической жадности. Не случайно эта черта считается главной во французском характере, не случайно во многих фильмах на ней делаются малозаметные, но точные акценты.

И жили бы двое гангстеров и не тужили, если бы не болтливость одного из них, который похвалился об успехе ограбления. Ох, не зря говорят, что то, что известно двоим, легко узнает и рота солдат. Эта болтливость Анри Ритона и оказывается той искрой, поджегшей бикфордов шнур. Сам Макс о нём думает, что он висит на нём балластом все двадцать лет, что ему приходится опекать друга. Однако, судя по всему, это оказалось не до конца истиной, в противном случае киднепинг был бы ему безразличен. Это и выливается в лихую детективную историю с противостоянием двух гангстеров – пятидесятилетнего и уходящего на покой, и молодого, «начинающего».

Вряд ли фильм о проблемах уголовников может вызвать сочувствие или эмпатию у зрителя, живущего честно. Но Беккер и не идеализирует ни одну из враждующих банд, хотя такая черта Макса, как железная, волевая хватка, не может не вызывать уважения, а противоположная сторона нарочно обрисована эдакими негодяями без стыда и совести. Справедливости ради, между собой враждуют две группировки, безмерно друг на друга похожие: у всех участников кошельки вместо сердец, один вор стремится украсть у другого дубинку, оба не гнушаются нечестных методов игры.

И всё же исполнителю роли Макса, иконе французского кинематографа, удалось придать своему герою жизненно правдивые черты. Интересен факт, что молодой тогда Лино Вентура ещё не имел своего сценического псевдонима, но обожал фильмы с Габеном и согласился сыграть роль преступника из противоположной банды, только когда убедился в том, что Габен играет главную роль, а Беккер согласился дать герою собственное имя будущего актёра – Анджело. Но, по сути, весь фильм является запредельным театром одного великого актёра, на фоне которого массовка скромно исполняет свои партии, не пытаясь подняться до его уровня.

Сложно понять, кем на самом деле является Макс, бездушным гангстером, озабоченным только деньгами, или настоящим другом Ритона. И до финала это остаётся двояким. Только в финише, когда через маску хладнокровного грабителя совсем немного заметны боль и опустошение человека, в одночасье потерпевшего двойной удар, понимаешь, что и у Геркулесов бывают слабости, и уголовнику не чужды человеческие чувства. Жан Габен демонстрирует высочайший класс актёрской игры, делая своего гангстера каким-то удивительно человечным и донося до зрителя вечную истину, что лихие дороги не приводят к счастливому финалу.
Показать всю рецензию
NickLviv
Харизматический фильм
Несколько месяцев назад я достал диск под названием 'Классика европейского детектива' и с тех пор час от часу поглядываю по-одному, одерживая большое удовольствие. В сравнении с иными ('Стукач', 'Скорпион', 'Убрать Картера') этот фильм выделяется своей 'киношной харизматичностью'. Под этим понятием я имею введу не только харизматичность актёров, но саму атмосферу фильма и 'дыхание картинки', свойственные именно фильмам 30-50-хх годов 20 ст. (при чём как европейским, так и американским). Этот фильм - прежде всего - соло блистательного Ж.Габена. Блеск его игры виден в прямом и переносном смысле. Остальным актёрам остаётся только подыгрывать ему. Что они и делают довольно-таки хорошо.

Что же касается сюжета, то это очередная история о 'хороших' и плохих гангстерах, которых различает лишь наличие отсутствие некого морального кодекса, а также чувства дружбы и ответственности за нее. Это отчетливо проявляется в противостоянии старого, собравшегося на покой (Габен), и молодого, 'подымающегося'(Вентура), гангстеров.

8,5 из 10
Показать всю рецензию
AnWapМы Вконтакте