Рецензии

sergkosser
Пашка-Америка и другие
Я не ошибусь, если назову фильм «Трактир на Пятницкой» (1977г.) одним из любимых фильмов моего детства про «уголовку» двадцатых годов прошлого столетия. Помню, какой интерес вызвал этот фильм в семидесятых. А ведь это не боевик по большому счету. Но вот тут сошлось другое – сценарий, как первооснова, неплох, да и сам автор – Николай Леонов – мэтр детектива, плюс актёрский состав просто отличный, да и играют все просто замечательно. Нам, пацанам семидесятых, после первого просмотра больше всех запомнился прежде всего Александр Галибин в роли Пашки-Америки. Фамилию, конечно же, никто в титрах не читал, а уж тем более, не запоминал, но когда видели Галибина в следующей роли, говорили про него: «Этот играл, который Пашка-Америка». До сих пор, когда я вспоминаю этот фильм, мне на ум сразу же приходит Галибин в образе Пашки-Америки. Не случайно я вставил его в название этой рецензии. Но только не как противопоставление остальному актерскому ансамблю, а одному из его солистов. А еще, вспоминая прошлое, у нас на некоторое время вошло в обращение выражение беспризорного пацаненка: «Гражданин, товарищ, барин».

Если коротко о содержании картины – это фильм о становлении уголовного розыска после революции. В то время, в 70-е, вышло довольно много фильмов на эту тему – «Рожденная революцией», например, или «Шестой», «Один и без оружия», «Свой среди чужих, чужой среди своих» и так далее, так что этот фильм – один из них, со своей, конечно же, историей.

Итак, в Москве времен НЭПа некая банда совершает ряд дерзких ограблений. На подмогу местным милиционерам направлены дополнительные силы в количестве двух человек, которые должны внедриться в банду, чтоб раскрыть ее полностью и уничтожить.

Фильм снят так, чтобы интрига держала зрителя до последних кадров. Этому способствует и сам сюжет, и наличие в действующих лицах двух Михаилов, и внезапные повороты сюжетной линии, наличие «крота» в стане уголовного розыска, да и сама атмосфера фильма в целом. Я ведь уже говорил, что «Трактир на Пятницкой» - отнюдь не боевик, в нем нет бесконечных перестрелок через каждые пять минут и горы трупов. Тем не менее фильм с интересом смотрится даже спустя почти полвека после выхода на экран, да еще как!

Фильм получился, повторюсь, в первую очередь из-за классной игры актеров. Все, включая эпизодические роли, сыграли в этом фильме не просто отлично, а так, как должно играть хорошему ансамблю. А актеры-то какие!

Константин Григорьев в роли Серого! По-моему, в нем было немного больше интеллигентности, чем у бандита, вернувшегося с «колымского курорта», но сыграно замечательно – со своей неповторимой харизмой.

Не могу не отметить весь актерский ансамбль, но особо – Александра Галибина (уже написал про него), Тамару Семину (красотка просто, а характер какой сыграла!), Льва Прыгунова (как всегда обаятелен и хитер!), Николая Еременко (просто отличный получился бывший офицер!), Ларису Еремину (женщина-мечта!) и Глеба Стриженова (спившийся офицер в отставке, но какой отличный получился ансамбль с певичкой!), Марину Дюжеву, Геннадия Королькова, Виктора Перевалова и Игоря Васильева. Последний вообще играет небольшую роль, характерную для всех таких фильмов, снятых в то время – специалиста по розыску «из бывших» (типа, как Колычев в фильме «Рожденная революцией».

В-общем, если Вы никогда не видели этот фильм, то мой Вам совет – посмотрите, а если видели – пересмотрите еще раз. К слову сказать – фильм-то этот занимает 29-е место по просмотру среди всех фильмов СССР – 54,1 млн. зрителей, это ли не показатель качества и народной популярности картины!

Отсюда и моя оценка.

9 из 10
Показать всю рецензию
veraproskryakova
Тёмные дела в 'Трактире на Пятницкой'...
Старое доброе кино. Детектив с революционной романтикой. Классический детектив советской эпохи, без драйва, но интересный. Сюжет фильма «Трактир на Пятницкой», как в милицейских сводках о доблестных сыскарях.

Основной признак хорошего фильма - это то, что его помнят. Фильм отличный, и актёры играют замечательно, я от всей души поставила ему девять баллов, даже не смотря на его пропагандистскую и воспитательную направленность. Фильм о тяжёлом времени, разгул бандитизма, социальные потрясения после революций и гражданской войны, устои общества изрядно расшатались, люди перестали быть собой, одним словом социальный бардак. В фильме есть всё, трагедия, любовь и даже не много комедии. Для меня самый приятный персонаж это Пашка «Америка», как его Александр Галибин здорово сыграл, хотя понятно, что этот образ приукрашен в «воспитательных» целях. Сюжет у фильма лихо закручен, но смотрится легко, не утомляет. Актёры вжились в свои роли, убедительно играют, обидно что Глебу Стриженову не дали полностью спеть романс - «Господа офицеры». Вообще интересно посмотреть на жизнь людей в то время, старшее поколение этот фильм хорошо знает, но и нынешнему поколению рекомендую его посмотреть.

Одна из самых удавшихся режиссёрских работ Александра Файнциммера. Как мне кажется, и лучшая из экранизаций Николая Леонова. Режиссёр собрал блестящий актёрский ансамбль, а никому тогда неизвестный дебютант Александр Галибин сыграл первую и сразу же звёздную роль Пашки-Америки. Николая Ерёменко всегда обожала, а Тамара Сёмина - это вообще одна из гениальных актрис. Очень правдоподобный детектив времён рождения нашей славной милиции. Хорошо вместе смотрятся Марина Дюжева и Александр Галибин, неплохая из них пара получилась. Очень внимательно отношусь к персонажу Глеба Стриженова, поскольку именно он из всех в фильме соответствует образу русского офицера. Константин Григорьев - великий актёр, которому трагическая история жизни помешала хотя бы наполовину раскрыть свой огромный талант. В каждой роли он был на своём месте, гармонично и убедительно, как и в роли Серого. Вообще в этом фильме можно выделить каждого, даже эпизодического персонажа, но особо конечно Галибина, Васильева, Королькова, Прыгунова, Сёмину, Ларису Ерёмину, Глеба Стриженова, Назарова. Великолепный ансамбль, но первой скрипкой в нём был всё-таки Константин Григорьев, и с этим не поспоришь.

Фильм чудесный с великолепной игрой актёров и чудесной атмосферой. Один из лучших советских кино-детективов. Что касательно ролей - все подобраны удачно, в том числе и те персонажи, основная задача которых - просто присутствовать на экране. В подобном жанре не очень-то разгуляешься, акцент на сюжет, на действие, а не на героя. Больше важны слаженность игры и «чувство локтя». Что ни говори, а фильм один из любимых. Хотя при нашей нынешней осведомлённости некоторые моменты кажутся смешными или наивными. Но что мне всегда нравилось, это, то как Француз получает истинное удовольствие от нюханья ванили (я тоже до безумия люблю запах ванили, это мой любимый запах по жизни, во всём. Я просто таю от этого аромата).

Главная черта ХОРОШЕГО фильма - это, если его помнят и смотрят многие поколения. Этот фильм всегда у меня не только в памяти, но и в коллекции домашней видеотеки. Он - на все времена. Весьма достойный фильм. Прекрасно снятый, яркий, красочный. Ничем не хуже повести Леонова. Очень здорово сыграл Николай Ерёменко. Усы только ему слишком уж большие сделали. Ему бы мерзкие белогвардейские усики больше бы подошли. Жалко что актёр Васильев, который следователь Зайцев, очень мало играл в кино. Фильм сейчас пересматриваю под настроение раза 2-3 в год. Лучшие годы становления советской власти, разгул бандитизма и воровства как последствия анархии во время гражданской войны. Потому фильмы «Свой среди чужих, чужой среди своих», «Трактир на Пятницкой», «Один и без оружия», «Рождённая революцией» и им подобные, вполне соответствуют духу той эпохи, когда советская милиция фактически только набиралась опыта делая первые шаги в борьбе с преступностью.

Отличный фильм! Крайне рекомендую для ознакомления всем, неравнодушным к приключенческому кино золотого советского периода. Отличная работа всей съёмочной группы, и костюмеров, и операторов, и художников, и реквизиторов. Дух того времени полностью удалось передать. Фильм с прекрасной музыкой. Конечно, этот фильм по-советски наивен: работники НКВД, конечно же, одерживают верх над преступниками. Прожив бурные 1990-е, мы теперь знаем истинную цену дифирамбов в адрес наших правоохранительных органов. Но, какие всё-таки раньше были достойные фильмы, а мы этого не замечали. Не даром говорят, что всё познаётся в сравнении.

9 из 10
Показать всю рецензию
AnWapМы Вконтакте