Рецензии

AniRetake-93
Я бросаю себе вызов в попытке написать конструктивную рецензию на этот шедевр.
Мной просмотрено много фильмов в категории 'арт-хаус', начиная от 'Олдбоя' и заканчивая 'Я прихожу с дождем'. Так уж вышло, что этот жанр меня странно привлекает, но именно картину 'Куклы' непревзойденного мастера Такеши Китано я искала всю свою жизнь.

Говоря об азиатском кинематографе, мы ожидаем нечто энигматичное. Говоря конкретно о киноиндустрии страны восходящего солнца, предвкушаем нечто крайне эстетичное. 'Куклы' оправдывают надежды и на то, и на другое.

Частенько в комментариях к жанру 'арт-хауса' можно прочитать что-то вроде 'Ничего не понял', 'В чем была задумка?', 'Какой смысл несет в себе этот фильм?' и прочее. Все тонкости авторского кино зрителю, никогда, так или иначе, не понять. Создатели кинокартин этого жанра всегда вкладывают туда особый смысл, что-то глубоко личное. Однако, 'Куклы' - безусловно, фильм о любви. О любви в ее классическом, символичном проявлении.

Три не связанных между собой новеллы. Шесть героев. Три сюжета, проходящих рядом друг с другом и касающиеся друг друга самым-самым краешком.

1. Любовь и вина. Мацумото и Савако не хватило самой чуточки, чтобы стать счастливой семьей. Чуточки твердости его характера. Чуточки силы её духа. Оставляя любимую девушку ради высокой должности в крупной компании, он, конечно, понятия не имел, что именно в этот момент ломает, как минимум, две жизни. Девушка теряет рассудок, не в силах справиться со свалившейся болью предательства. Мужчина добровольно обрекает себя на вечное бесцельное странствие, неспособный унять чувство вины. Именно эти двое изначально были связаны красной нитью судьбы, а судьбу, как известно, не изменить. Судьба жестоко наказывает за подобные попытки.

2. Любовь и слабость. Каждую субботу Хиро и Рёко обедают вместе. Созданные друг для друга, они могли бы обедать вместе каждый день недели, если бы между любовью и богатством он выбрал бы первое. Ему понадобилось почти полвека, чтобы расставить приоритеты. Она ждала его почти полвека и, наконец, вновь встретившись, она его не узнала. Полвека - такое короткое слово, такой долгий отрезок времени. Ему не хватило совсем немного решимости, чтобы извиниться. Ей не хватило совсем немного времени, чтобы все понять.

3. Любовь и одержимость. Харуна купается в лучах славы и восторженных взглядах мужчин. Харуна теряет все, что имела, в один момент. Обезображенное лицо больше не позволяет ей сиять на сцене и сводить с ума поклонников. Нукуи, чья влюбленность в девушку граничит с безумием, придумывает способ быть рядом с ней, не смущая ее. Исключительно жуткий способ. Все было бы хорошо, если бы она чуть умерила свое тщеславие. Все было бы хорошо, если бы он чуть укротил свою зависимость.

Лейтмотивом через все три новеллы проходит вечная тема жертвенности во имя любви. Каждый из героев, так или иначе, принес свою жертву. Ни один из них, несмотря на это, так и не стал счастливым.

Безумно красивый фильм. Размеренный. Тягучий. До секунды стилистически выдержанный. Такеши Китано, ограничившийся ролями сценариста и режиссера, всецело сосредоточился на красоте кадра, что, безусловно, возвело 'Куклы' в ранг шедевра японского кино. В ранг шедевра мирового кино. Горячо любимый мной Йоджи Ямамото дополнил оформление фильма идеально попавшими в атмосферу костюмами на грани эстетики и сумасшествия. Саундтреки, как и гнетущая затянувшаяся тишина в определенных моментах картины, безукоризненно легли на происходящее на экране. Актеры, среди которых особенно хотелось бы отметить тех, что в прямом смысле слова были связаны красной нитью, обсуждению не подлежат - были прописаны безупречные роли, и исполнены они были едва ли не гениально.

На выходе, по совокупности мастерства и виртуозности всех причастных к фильму 'Куклы', мы получаем шедевр, который займет особое место среди всех просмотренных зрителем кинокартин. Я больше не знаю похожего. Это тот фильм, который больше прочих ассоциируется у меня с жанром японского авторского кино. Тонкая, изысканная работа. Ювелирная.

10 из 10

С уважением, К.
Показать всю рецензию
Paranoiddroid
Красиво, но бывало и лучше
Если вы в первый раз собираетесь смотреть Китано, лучше не начинайте с этого фильма, потому что в нем повествование размеренное и чтобы привыкнуть и понять такой слог, надо сначала посмотреть другие его фильмы. Добавлю. что у режиссера есть фильмы куда эффектнее, но в этом тоже своя красота.

Если в ранних его фильмах есть яркий сюжет и остроумные характеры, то этот фильм целиком и полностью про боль об ушедшем, несбывшемся, тем, что пошло не так, и вряд ли уже исправишь.

Поэтому если вы хотите услышать рассказ о том, как бывает больно от совершенных ошибок или хотите себя уберечь от них, посмотрите.

Кроме этого, хочется отметить способ повествования намеками и до этого свойственный Китано и его соотечественникам. Здесь вам не покажут, как главный герой ясно говорит 'Да' или 'Нет'. Вам покажут, как он уже сидит в зале, ожидая поздравлений от своих близких. Вам не покажут, что человек не посмел подойти к своей давней возлюбленной и ушел, а покажут, как она отдает обед, который принесла другу на очередную встречу другому человеку, потому что у нее осталась лишняя порция.

Этот фильм понравится тем, кто любит красоту на грани исчезновения, намеки, недосказанность и долгие взгляды вместо слов.
Показать всю рецензию
all in A
Ода печали
Что ни говори, но этот фильм - довольно нетипичен для стиля Такеши Китано, и в то же время ощутимо типичен для западного зрителя. В нем мы видим всё, что привыкли отмечать в японской культуре: как типажи персонажей (смиренная женщина, благородный якудза, поп-идол), так и предметы-символы (японский клен, красная нить, цветущая сакура). Невольно создается впечатление, что на этот раз Китано решил просто показать нам то, что мы хотели увидеть. Но хотели ли мы этого от режиссера?..

Особенностью стиля Китано является баланс между добротой и жестокостью, юмором и драмой. Что же можно сказать с этой точки зрения о 'Куклах'? В этой картине режиссер изобразил более изощренный вид жестокости, лишенный отрубленных пальцев и простреленных голов. Это жестокость человеческих отношений, вызванная трусостью и слабостью. Оставляя на произвол судьбы людей, которым так были необходимы, герои проявляют свой эгоизм и страх перед ответственностью. В результате страдают все. А лишение счастья - не проявление ли жестокости?

Там, где есть страдание, есть и его искупление. И эту тему Китано развивает с некоторой, я бы сказала, нарочитостью. Однако именно тема искупления в отношениях Мацумото и Савако наиболее яркая и символичная. Герои странствуют по миру, связанные длинной красной нитью (хотя, ее более уместно было бы назвать канатом). 'Связанные кривляки' - так дразнят их прохожие мальчишки. Но эта нить - нить судьбы, прочно связавшая их. Она остается такой же крепкой, не взирая на корни, за которые цепляется, на землю, по которой волочится, дождь и снег. Красная нить судьбы, согласно японскому поверью, связывает людей, предназначенных друг другу. Мацумото пытался сбежать от судьбы, отдав предпочтение браку по расчету, но оказался буквально связанным с Савако, лишившейся рассудка после неудачной попытки самоубийства. Их молчаливое путешествие, вдаль от смеха и непонимания людей, преисполнено печали, как и весь фильм в общем.

Именно печаль задает тон картине, она скользит во взглядах и улыбках героев, она просвечивает сквозь красные листья клена и пылает кровавым пятном на асфальте. Грустной красотой наполнен и саундтрек авторства непревзойденного Джо Хисаиси.

Мир 'Кукол' - это наш мир, с подсвеченной грустью и меланхолией.
Показать всю рецензию
Евгений Караулов
Фильм, который хочется пересматривать снова
Полный народа зал наблюдает за представлением - кукольный театр - бунраку - в Японии крайне популярен. Каждой куклой управляют трое, совместными усилиями заставляя ее оживать на сцене. И они оживают, постепенно вводя нас в замысел режиссера картины - три новеллы о глубокой и несчастной любви. Кукольный театр в них исчезает, но куклы - остаются...

Куклы - яркая метафора героев фильма, которыми, не считаясь с их мнением, управляют обстоятельства..

Это Мацумото, принуждаемый родителями к свадьбе с нелюбимой, но богатой невестой. Это - покинутая им Савако, не выдержавшая предательства, сошедшая с ума.

Это Хиро - босс якудзы, решившийся променять рай в шалаше на золотую клетку, оставивший свою любимую. Это и его верная подруга, которая на протяжении 30 лет приходит по субботам на то место, где обычно встречалась с любимым.

Это - искалеченная Харуна, бывшая поп-звезда, недавно попавшая в автокатастрофу и теперь избегающая появлений в свете. Это - влюбленный в нее Нукуи, решившийся вырезать свои глаза, чтобы быть принятым Харуной.

Такой вот театр...

По-японски эстетичные пейзажи не позволяют оторвать взгляд ни на миг. Сочные цвета и прекрасно спланированная композиция делают каждый кадр отдельным произведением искусства. Во всем этом грустном изяществе, в каждом мазке картины видна гармония, в то же время чувствуется ее хрупкость. Малейшее колебание ветра - и...

Следует отдать должное уважение композитору - Дзё Хисаиси - это его музыка так аристократично, без излишеств, дополняет картину, усиливая ощущение трогательной трагичности происходящего. Главная музыкальная тема фильма, пронизанная безмолвным одиночеством, в то же время глубоко выразительная, заставляет зрителя сопереживать.

Искать здесь смысл, как мне кажется, нелепо. Когда сухой рассудок подводит, стоит прислушаться к шепоту сердца. Нужно просто внимательно смотреть.
Показать всю рецензию
AlenaMakovaya
Жертвенность любви
Любовь – одна из вечных тем в мировой культуре и искусстве. Даже в фильмах ужаса, порой находится немного места для любовной истории. Такеши Китано снял фильм, в котором собрал воедино и довел до критической точки всю трагедию любви. Проникновенный, изящный, и в то же время, жестокий шедевр с минимальным количеством слов на 2-х часовой хронометраж. Слова оказались излишни в представлении такой многострадальной, оглушающей, опустошающей любви.

Фильм «Куклы» состоит из трех новелл, которые не связаны между собой в сюжете, хотя общие точки соприкосновения есть, весьма эфирные. Будто тонкими слоями, истории накладываются друг на друга, создавая целостную картину. Сюжет закольцован: в прологе и эпилоге, Такеши Китано представляет нам японский кукольный театр, в котором куклы имитируют жесты людей, их слабости, переживают трагедии. С помощью них зритель проводит аналогию на протяжении всего фильма, переносит кукольный театр в реальную жизнь. Люди играют кукол, или люди и есть куклы? Мы сами дергаем себя за нити, пытаемся ухватиться за других, потянуть за собой, потянуться за кем-то. Обрываем одни нити, завязываем другие. Подвергаем страданию и подвергаемся им сами. Все три новеллы «Кукол» объединяют именно страдания людей в таком, казалось бы, чистом и светлом чувстве, как любовь. В первой истории, главный герой Мацумото, предает свою возлюбленную ради брака по расчету и та( Совако), после попытки самоубийства, теряет рассудок. Вот она-сломанная кукла. Кукла, которая потянула за собой своего возлюбленного за нить любви в его сердце. Связанные красной веревкой, они ведут друг друга к завершению этой истории. Вторая новелла про влиятельного богатого старика- босса якудзы, который сделал выбор между своей важностью и возлюбленной когда-то в молодости. По прошествии многих лет, он возвращается на ту самую лавочку, а там по-прежнему она с двумя обедами в руках, в том самом красном платье с белыми цветами, ждет его. Она пронесла свою любовь сквозь время, её кукловодом была любовь, его кукловодом было чувство собственной важности. Счастливого конца у этой истории тоже не случилось. И наконец, третья новелла, повествующая зрителю о поп-звезде и её преданном фанате. После автомобильной аварии лицо певицы оказывается обезображенным и, чтобы сблизиться с любимой, которая не хочет ни с кем встречаться, поклонник лишает себя зрения. Его кукловод- мечта. Режиссер намеренно мешает между собой истории, красной линей выделяя главных кукол театра жизни, чтобы придать динамики фильму.

В «Куклах» действие всего фильма проходит через все времена года: весна, лето, осень, зима. Смену времен года он показывает больше настроением, красками, костюмами героев, хотя есть место и для прекраснейших пейзажей. Такеши Китано устроил кукольный театр прямо в природной кладовой. Декорации сменяются естественным путем. В эти декорации режиссер символически укладывает все три истории. На примере Мацумото и Совако можно заметить, что флэшбэки в каждом времени года рассказывают зрителю историю отношений этих героев. Проходя заново весь путь, они приходят к тому месту, откуда после начнутся страдания и жизненный путь обреченных героев- месту, где Мацумото сделал предложение Совако. Это, на мой взгляд, есть кульминация этой новеллы, ведь девушка узнает это место и узнает своего возлюбленного. Для меня ярче и эмоциональнее всего выражалась осень в фильме. Багровые кленовые листы, кровавые одежды героев, передали смерть героев, которые, как говорил сам Такеши Китано, невозможно объяснить.

Цвету в фильмах восточной культуры придают особое значение. Причем стереотипное восприятие цвета может в корне отличаться от восприятия цвета в японской культуре или корейской. Белый цвет вполне может выражать траур, желтый говорить о смерти. Однако, в фильме Китано цветовое решение было жизненное, не приукрашенное. Такое, какое может понять даже европейский зритель. Как я уже говорила про осень, которая у Китано была ярко-красной, означала смерть какого либо из героев, красные розы и красная нить судьбы. Это цвет беспощадной любви. Много внимания уделяется именно розовому цвету, как нежному, так и яркому. Дело в том, что розовый цвет в Японии, а также и в Корее, и в Китае, японская сакура - традиционный символ женской молодости и красоты. Именно поэтому, Совако- возлюбленная главного героя из первой новеллы окружена розовым цветом, который ее олицетворяет. И все, что происходит с розовыми объектами в фильме, так или иначе, говорит нам о Совако. Так режиссер показал мертвую розовую бабочку на земле с оторванным крылом. Это был тот самый трепетный образ Совако в психиатрической лечебнице. Она сломлена. Позже, эту бабочку переедет на своей машине Мацумото, что довольно таки четко дает понять, кто именно «сломал бабочку». Она летела, как мотылек, на розовые огни грузовика. Такеши Китано удалось показать «сломанную куклу», сломанную психику юной девушки.

Фильм про жертвенность любви не может не затронуть зрителя за живое, ведь каждый в жизни хоть раз жертвовал либо собой, либо другими. Найти свою собственную куклу в фильме Китано «Куклы» будет не проблема.
Показать всю рецензию
David1886
Кукловод
Японский кинорежиссер, сценарист и актер Такеши Китано до определенного момента снимал фильмы в основном о якудзе, жестокой и беспощадной, пока в 2002 году на экраны кинотеатров не вышли «Куклы». В основу сценария легли личные истории Китано и одна из пьес Монзаемона Чикамацу, которого считают величайшим драматургом Японии. В «Куклах» режиссер десятков криминальных триллеров раскрылся по-новому для мира кинематографа и явил ему нечто в наше время крайне редко встречающееся — трагедию в чистом ее виде.

В фильме автор рассказывает нам о трех историях любви, которым не суждено стать счастливыми. Все они беспредельно трагичны и наполнены ощущением одиночества. Первая — о главаре местного клана мафии и его возлюбленной, которая ждала его каждую субботу на протяжении нескольких десятков лет. Вторая — о поп-звезде, попавшей в аварию, и ее преданном поклоннике, который намеренно лишит себя зрения, чтобы получить возможность встретиться со своей любимой и вновь услышать ее голос. Но главной в фильме является история Мацумото и Савако. Еще недавно они были счастливой парой, пока родители парня не подыскали ему более выгодную партию. Девушка, узнав об этом, решила пойти на самоубийство. И все же она выжила, но потеряла память и рассудок. После этого Мацумото забирает возлюбленную и отправляется с ней в долгий путь длинною в год. Бессмысленные на первый взгляд скитания главных героев имеют цель — поиск нечто забытого ими. Именно поэтому фильм «Куклы» является трагедией. Нет, это далеко не одна из многих банальных драм, которыми наполнен современный кинематограф.

Главной темой произведения, как мне кажется, является предательство любви. В каждой из историй любовь раскрывается по-разному, но везде завершается трагически. Автор в определенный момент дает нам надежду на то, что счастливый финал возможен, но не тут-то было. Судьба управляет жизнями героев, словно марионетками. К сожалению, для каждого из них она уготовила печальный исход. Может быть, тем самым Китано сделал судьбу судьей поступков героев. Ведь каждый из них по-своему виноват. Поэтому как бы они не пытались исправить положение и изменить свою жизнь, судьба дергает за ниточки, и герои фильма разыгрывают перед нами ее представление. Именно в этом переплетении японских кукольных постановок, которые вкраплениями помещены автором в сюжет фильма, и реальной жизни раскрывается название картины Китано. Особенно показательны Мацумото и Савако, которые в определенный момент даже внешне начинают напоминать смиренную пару кукол. Будто бы представление из начала фильма продолжается в реальном мире. Даже стилистически автор отталкивается от кукольного театра Бунраку. Это проявляется как в постановке сцен (будто бы выстроенные искусственно декорации четырех времен года, например), так и в немного отстраненной игре актеров, персонажи которых почти не развиваются и не обладают глубокими характерами. Вместе с необыкновенными классическими костюмами, стилизованными под костюмы Бунраку, в исполнении великолепного Едзи Ямомото, это превращает всю реальность в одну большую постановку.

Огромное значение в картине имеют краски. Цветение сакуры от белого цвета к бледно-вишневому отождествляется, как мне кажется, с красотой и мимолетностью человеческой жизни. Тот же розовый цвет ассоциируется в Японии с жизнью и ее пробуждением. Поэтому раздавленная бабочка с большим розовым пятном посередине, испорченный шарик от незамысловатой игрушки того же цвета, розовое освещение грузовика считываются, как предзнаменования прекращения жизни или попросту смерти. Шарик от игрушки возносится вверх, но почти мгновенно возвращается назад, что можно, по моему мнению, считать олицетворением мимолетности жизни и иллюзии свободы. Сложнейшим, пожалуй, является символическое значение сна. Он наполнен масками. Да еще и самыми разными, каждая из которых несет свой смысл. К примеру, маска хання (с рогами и злобным оскалом) означает в японской традиции ревнивую женщину. Это вполне логично, ведь Савако из-за своей одержимости любовью идет на ужасный шаг — самоубийство. Одним из главных символов картины является красная веревка, которой Мацумото связывает себя и Савако. На первый взгляд она лишь для того, чтобы Савако ничего не натворила, но значение ее намного более глубокое: красная веревка олицетворяет соединение душ героев, которые даже после смерти будут вместе.

Тема смерти тонкой нитью вьется на протяжении всего произведения. Но автор дает нам установку, что не стоит считывать смерть исключительно с негативной стороны. Подобное отношение к смерти западным людям странно и даже чуждо, но вполне привычно для представителей восточных культур.

Меланхолическая атмосфера, навеянная персонажами «Кукол», красотой природы и фатальностью любви создает ощущение чувства рока. Это еще одна тема, которая важна в фильме Китано. Ведь, как заявляет сам автор в одном из интервью, не оружие убивает героев, а судьба.

Как ни странно, но «Куклы» — самая жестокая картина Китано, который снял множество кровавых триллеров. При том, что фильм содержит довольно много традиционно японского (кукольный театр Бунраку, дерево сакуры, значение цветов), он будет понятен и тем, кто не знаком с культурой страны восходящего солнца. В том числе и поэтому «Куклы» Китано — мировая картина, которую считываешь эмоциями и чувствами, а они, как известно, не имеют национальной принадлежности.
Показать всю рецензию
Жан Жаныч
Куклы о кукловодах
Фильм «Куклы» — это самый красивый фильм, который я когда-либо видела. Это та картина, которую обязательно посмотришь еще не раз, а ощущение останется таким же легким, нежным, без какого-либо осадка.

В этой картине все до безупречности гармонично: персонажи со своими, казалось бы, абсолютно разными историями, но взаимосвязанные одним смыслом и чувством, их немногочисленные короткие диалоги, ибо здесь не нужно много слов. Одна только визуализация притягивает своей сказочностью, как будто собрали самые лучшие работы фотографов, запечатлевших природу во всех красках, и режиссер слепил из них видео, кадр за кадром. Смена времен года и костюмы, которые тоже привносят огромный смысл фильму по режиссерской задумке — всё безупречно, всё это завораживает настолько…как говорится, «смотришь не моргая».

Сама картина, как я писала действительно не оставляет на душе осадка, несмотря на трагичность и драматизм судеб героев всех трех историй, которых объединяет общая мысль — то, что по-настоящему имеет ценность в жизни каждого из нас. И каждая история рассказывает, как герои рано или поздно пришли к этому, нашли истинно значимое в своей жизни — любовь. Любовь как чувство, любовь в образе человека, который остается до конца верным и преданным своему чувству. Как то:

Савако — девушка, узнав, что ее жених решил жениться на другой девушке ради перспектив карьерного роста, решила уйти из жизни и в итоге став растением без какого-либо смысла жизни, без целей;

Риока — женщина в парке, всю жизнь проводит в ожидании любимого, сидя на скамейке с обедом на двоих, сдержав тем самым когда-то в молодости данное ему свое обещание;

Нукуи — преданный фанат певицы, одержимый настолько своим чувством, что пошел на безумный поступок, лишив себя зрения — все ради одного момента побыть рядом со звездой в самый тяжелый период ее жизни, которая осталась в полном одиночестве после автомобильной катастрофы, скрывая ее последствия.

Сюжет фильма «Куклы» основан на спектакле, где куклами являются наши герои Савако, Риока, Нукуи, и их весьма посредственно оказавшиеся кукловоды: Мацумото — молодой человек, который хотел променять свою любовь на успех в карьере, Хиро — босс якудзы, добившийся своего положения, тем самым отказавшись в молодости от девушки и быть любимым, Харуна — популярная певица, для которой популярность и высокие рейтинги были выше всего, пока это все не исчезло после несчастного случая.

Чудесный, потрясающий спектакль! Поэтому сам фильм «Куклы» смотрится на одном дыхании, не оставляя следов разочарования, так как это чертовски талантливо поставленный спектакль великолепным Такеши Китано, доносящий нам мысль:

С любимыми не расставайтесь,
Всей кровью прорастайте в них,
И каждый раз на век прощайтесь,
Когда уходите на миг.

(из стихотворения М. Цветаевой «С любимыми не расставайтесь…»)

10 из 10
Показать всю рецензию
MrsGonzo
Невыносимая жестокость красоты
Искусство 20 века началось с повести А. П. Чехова «Дама с собачкой», с повести о несбывшейся любви. Потом началась череда войн и революций, а в искусстве появилась тема невстречи. Почитайте Цветаеву: «Спасибо Вам, что вы больны не мной…» и т д. Или Ахматову, которая на память о невстрече высаживает шиповник. Что предлагает нам искусство 21 века?

В рассматриваемый здесь контекст, «Куклы» Китано вносят роковое звучание. Любящих разлучают не внешние обстоятельства, а их собственный, внутренний выбор.

Предательство любви судьба не прощает. Последствия, как правило, трагичны, хоть и в масштабах конкретных человеческих судеб. Китано утверждает, что снимал фильм совсем о другом, но получилось именно об этом. Рукою гения, как известно, водит сам Господь.

Это — фильм-потрясение. Настоящий культурный шок. Три драматические истории, сюжеты которых подсказаны традиционным японским театром кукол Бунраку, оживая в человеческих судьбах, оказывают на искушенного зрителя мистическое воздействие. Сочетание наивности сюжета и мощи визуального ряда производит ошеломительное впечатление. Поклонение японцев красоте раскрывается в этом фильме настолько, что даже любой заскорузлый гайдзин начинает понимать, что у нее есть есть обратная сторона медали — красота может убивать! В буквальном и переносном смысле этого слова.

Три истории, четыре времени года — весна, лето, осень, зима. У несбывшейся любви короткий век…

Потрясающая операторская работа создает живописные шедевры на фоне невероятных японских пейзажей. Именно утонченная и несомненная красота этих пейзажей тысячекратно усиливает трагизм всех трех историй. Райская красота природы и адские глубины человеческих мук иногда просто невыносимы, и, в то же время, оказывают гипнотическое воздействие.

Костюмы для фильма создавал метр парижской фэшн индустрии Йодзи Ямамото. Они великолепны, достаточно сказать, что костюмы соответствуют великолепию природных пейзажей.

Музыку, как и ко всем предыдущим фильмам Китано, написал Дзё Хисаиси. но в фильме много тишины, заполненной природными звуками, которые усиливают эффект порой сильнее музыки. Звук опадающих лепестков вишни или кроваво-красных листьев клена. Трагическая красота природы пред умиранием.

Великолепный монтаж. Такое единство историй, их плавное перетекание и переплетение с театром кукол, созерцательная, буквально медитативная медлительность камеры доставляет подлинное наслаждение киноязыком Китано.

Соединенные красным жгутом влюбленные — одна из самых великолепных визуальных метафор в истории мирового искусства.

Стоит ли после всего перечисленного давать рекомендации?

Напомню только, что на Венецианском кинофестивале после просмотра зрители устроили овацию, которая длилась 20 минут. Это ли не повод увидеть ошеломительный шедевр великого японца Такеси Китано.

10 из 10
Показать всю рецензию
nikitakrizis
«Когда девушки влюбляются, они становятся краше. Так все говорят, правда ли это ?»
«Кого любишь, у того ты в оковах.» японская пословица. Правда, любовь Мацумото и Савако связанна оковами страшной болезни девушки. И они идут пешком по разломанной дороге. Их ноги устали, но они идут все дальше. Между ними только красная, как цветущая ранней весной сакура, веревка.

«Мы в ответе за тех, кого приручили» Мацумото отвечает своим горем за то, что не понес ответственность за Савако, карьера была ему важней.

На мой взгляд, история Савако и Мацумото центральная, она является, началом и концовкой, развитием и кульминацией всей истории.

В другой истории о любви мафиози Хиро и его девушки. Когда они были молоды, их сердца наполнялись кровью при виде друг друга, но Хиро не хотел оставаться работать на заводе и жить на ничтожную зарплату. Хиро хочет уйти, девушка согласна ждать его всю жизнь, потому что ее любовь готова рушить мосты ускользающего времени. И после стольких лет они встретились, и их любовь ожила, восстала, как феникс из пепла. И теперь только смерть может их разлучить…

Чтобы любить можно не видеть. Зачем глаза тому, кто видит сердцем? Чья преданность поражает даже собак подыхающих на асфальте от голода. Любовь преданного фаната. Ему не нужно ничего кроме возможности поговорить со своим кумиром. Услышать сладкий, тревожащий слух голос и прогуляться по саду распускающихся роз, держась за руку. На это не нужны глаза…

Такеши Китано. Кино, которое заставляет улыбаться, когда видишь улыбку на лицах героев. Кино, которое заставляет сопереживать и волноваться. Кино, которое оставляет волнующий осадок в душе, как в пустой бутылке вина из погребов прошлых столетий.

10 из 10
Показать всю рецензию
Малов-кино
Все они марионетки
Юноша Мацумото во имя успешной карьеры и под давлением родителей женится на дочке босса. Но в день свадьбы он узнаёт, что его возлюбленная Савако пыталась покончить с собой и в результате неудачной попытки суицида потеряла память. В порыве раскаяния Мацумото сбегает со свадебной церемонии и решает опекать Савако до той поры, пока к ней не вернется рассудок. Вдвоем они начинают странствовать по дорогам, напоминая пару блаженных.

Их история связывает между собой две другие, не менее трагичные. Во второй новелле пожилой гангстер хочет вернуться к покинутой 40 лет назад возлюбленной. Она все эти годы приходит в парк и ждёт его с ланчем на той самой скамейке, где они некогда простились. И он, решившийся, наконец, встретиться, погибает от пули якудза в нескольких шагах от этого места.

В третьей новелле юноша, безответно влюбленный в эстрадную певичку, ослепляет себя после того, как узнаёт, что в результате аварии поп-дива потеряла один глаз и теперь не хочет никого видеть, стесняясь своего уродства.

В пролог и эпилог фильма помещены сцены из спектакля японского кукольного театра бунраку, где две марионетки разыгрывают истории великой любви. Но основную часть картины уже без помощи кукол исполняют настоящие актёры, чьи герои лишены каких-то запоминающихся черт характера (и это особенно касается женских персонажей, по традиции исполняющих у режиссёра, скорее, служебную роль).

10-й фильм культового японца по фамилии Китано, снимавшего ранее крутое гангстерское кино, оказался чистой мелодрамой. Переплетение трёх любовных историй-притч, в которых Эрос, подобно слепому поводырю, ведёт возлюбленных на встречу с Танатосом, задаёт камертон столь пронзительного чувства, что невольно вспоминается «Настроение любить» Кар-вая.

Но «Куклы» выделяются ещё и весьма прихотливым монтажом: действие всех трёх новелл не просто переплетается, но время от времени то забегает вперёд, то откатывается назад. А если добавить к этому сентиментальные мелодии позывных мобильной связи, сочиненные Джо Хисаиси, изысканные костюмы Йоджи Ямамото, яркие краски сменяющихся годовых циклов…

Все формы, цвета и звуки картины свидетельствуют о том, что Китано не просто изменил своей привычной эстетике, принёсшей ему мировую славу, но решил последовать традициям японских классиков — Мидзогути и Кобаяси. Каждый второй кадр фильма не только заключает в себе некий поэтический образ, но и обладает столь сильной визуальной экспрессией, что может быть использован как отдельное произведение искусства.

Говорит ли это о начале нового периода в творчестве самого известного на данный момент японского режиссёра, или просто о его временном отступлении от закрепившегося кредо мастера брутальных гангстерских саг, сложно утверждать однозначно. Куда больше впечатляет здесь культурный потенциал, который позволил вчерашнему комику-говоруну органично переместиться от жёсткого мужского стиля к классическому кино высоких чувств и сдержанных, но в то же время сильных эмоций.
Показать всю рецензию
Показать еще
• • •
Страницы: 1 2 3 ... 5
AnWapМы Вконтакте