Рецензии

Reev
Один из самых впечатляющих фильмов о войне.
«На Западном фронте без перемен» фильм-эмоция. Фильм, который достаточно тяжело смотреть из-за его мрачной атмосферы, эмоциональности, откровенности.

И эта тяжесть оправдана и реалистична. Она такая, какая должна быть в военном фильме. В ней нет места романтизму.

В фильме присутствуют две сюжетные арки, которые почти не пересекаются между собой, но влияют на финал историй. Сюжетные арки, которые противоположны друг другу. В одной сюжетной арке – грязь, страдания, боль. Во второй лощенный шик, дипломатия, политика. Обе сюжетные арки отлично дополняют друг друга и показывают разные формы действий во время войны.

Герои прописаны достаточно приятно. Они живые. Пусть их особо и не раскрывают, но каждому их них хочется сопереживать. У каждого из них своя история и свои отличительные особенности. Пусть у некоторых героев очень мало экранного времени.

Пусть актеры, играющие в фильме, и не известны широкой публике, но каждый из них отыгрывает своего персонажа так, как это необходимо.

Основным плюсом хочется отметить визуальную и музыкальную составляющую фильма. «На Западном фронте…» достоин кинотеатров и может стать хорошим примером как надо снимать хорошее и качественное кино. Демонстрация природы, поля боя, пафоса. Все очень сочно и качественно показано. Отличное музыкальное сопровождение позволяет окунуться в действия и прочувствовать их.

Немаловажной составляющей являются и детали. Фильм выглядит очень реальным. Грязь на лицах, желтые зубы, плакат, раны, небольшие вещи, которые появляются в кадре очень редко и не на что не виляют, но про них никто не забывает, и они присутствуют в фильме до конца. Создатели очень бережно отнеслись к истории, сделав фильм наполненным и без глянца.

Итог: фильм вполне можно назвать одним из самых качественных фильмов, посвященных первой мировой войне. «На Западном фронте без перемен» демонстрирует ужасы того времени, эмоции простых солдат и их окружающий мир. Он не перегружен лишними событиями и заставляет погрузиться в один из самых страшных периодов мировой истории.
Показать всю рецензию
Dartdimm
'На Западном фронте без перемен' - новая экранизация самой антивоенной книги Ремарка
Война - это верхняя граница кошмара. Война - это бесполезная игра на геополитической доске для шахмат. В войне нет победителей, есть только бессмысленные жертвы и случайные палачи. Примерно эта простая, интуитивно понятная с детства мысль шагает лейтмотивом и по страницам Ремарка, и передается из кадра в кадр фундаментального фильма Эдварда Бергера

Новая версия бессмертного текста с точки зрения киноязыка отличается на самом лишь двумя новшествами. Нарочито пародийным желанием поиграть в длинные окопные кадры '1917'. Плюс изощренным давлением на и без того крайне болезненные точки драматического перенапряжения.

При этом надо понимать, что фильм снят немцами и о немцах. Эпос о потерянном поколении, униженном и оскорбленном одновременно и поражением в войне и самим участием в ней. Фишка вот в чем. Бергер знает, что будет дальше. После Марны, Соммы и Ипра будут пивной путч, хрустальная ночь, Сталинград и Нюрнберг. Но немец делает кино не о мире. И не о войне. И лишь отчасти о Германии.

Оно о причинах и следствиях. Цикловорот предпосылок и итогов - ключевая динамика фильма. Вот солдат получает свежую форму. Вот он идет в ней на врага-француза. Вот он умирает через пару минут сражения. Вот его уже хоронят в общей могиле, раздевая догола. Вот эту форму снова зашивают, стирают и отпаривают. Возвращаемся в начало.

Зарисовка №2. Вот молодой паренек Пауль идет на фронт добровольцем. Вот он с друзьями где-то в Шампани. Вот он уже остался один где-то в Шампани. Вот еще один бессмысленный бой. Вот они окопы, газ, танки, огнеметы, смерть, нет, выжил, дальше, чудо. Вот он снова в Шампани. Вот-вот и перемирие. Через шесть часов. Через два часа. Но прежде бой. И вот он. Последний бой. А чертов фронт всё не двигается...на чертовом фронте всё нет перемен.

Цикловорот войны у Бергера отличается от жизненного, не потому что последствия не наступают, а из-за того, что никто не помнит причин. На выходе всё снова трансформируется в 'ХХХ безо всяких причин'.

У фильм сонм всех самых известных немецких актеров. Выделяется Даниэль Брюль, играющий всё понимающего дипломата, спешащего в застывший где-то в Компьенском лесу вагончик маршала Фоша. Его внезапная эмпатия не имеет смысла для истории. Это лишь мазок для будущего творческого переосмысления одаренных. Шахматные фигуры движутся, большие люди играют по-крупному. Поэтому герой Брюля бесконечно положителен и так же бесконечно жалок.

Не буду говорить про визуал. Фильм очень красивый, хоть для меня чуть и вторичный после '1917'. Кстати, сценарно экранизация не очень точная. Бергер выкидывает из сюжета почти всё, что не связано с войной. Это не новая интерпретация Ремарка, а скорее расстановка акцентов на главном, расфокусировка от точки падения. Глаза Джоконды на неважно каком фоне и каком лице.

В итоге, 'На Западном фронте без перемен' - это старая песня о главном. Выполненная максимальным на сегодня техническим арсеналом антивоенная драма. Песнь о потерянном и невозвращенном. Трагедия забытых и ушедших. Плач по сгинувшим и павшим. Напоминание о том, что начать всегда проще, чем остановиться. Тихая как реквием. По целой нации. Или даже человеческому роду.
Показать всю рецензию
Соратник Бездны
Война без романтизации
Столько фильмов о войне, и везде она приукрашена. Герои, подвиги, добро побеждает зло. И вот, фильм о войне. Без романтики.

Смерть. Смерть и ужас.

На фоне современных событий, именно такое надо показывать, чтобы люди, выросшие на романтике войны, видели, что такое война.

Ад и боль.

Не читал оригинал. Но дух эпохи, дух войны, почти соответствует кинохроника тех событий. Глаза не те. Актеры пытаются играть, но некоторые вещи не сымитировать. Кто видел, тот поймет. Тот, настоящий взгляд, не забыть и не перепутать.

Такие фильмы нужно показывать в школах, на уроках. При первом упоминании войны. Когда молодым разумам можно показать реальную цену войны, что им придется заплатить. Чтобы не было восторгов от романтизации смертоубийства.

Великая Война - это пик человечества. Пик ненависти. Пик ада. Не нужно повторять, не нужно воевать. Сколько ещё жертв готовы принести люди за мнимые идеалы?

Данный фильм для меня - самый страшный фильм ужасов.

А для вас?
Показать всю рецензию
Saymon Bellami
Война - это ад
'На Западном фронте без перемен' так называется новый фильм Neflix. Это является уже третьей попыткой экранизировать бессмертную классику Ремарка. Получилось ли на этот раз удачно? Отнюдь.

Ирония судьбы в том, что фильм о том, как война обесчеловечивает людей, в итоге не сделал ничего, кроме обесчеловечивания своих же персонажей. С технической точки зрения кино впечатляет своими боевыми сценами. Но за два с половиной часа ты устаешь от этого. Стоит отметить, что эта жестокость войны, на которую вероятно делал ставку режиссер, совсем не пугает. Отличный пример хорошего антивоенного фильма это советский 'Иди и смотри'. А новый 'На Западном фронте без перемен' не привносит ничего нового в этот жанр, а лишь использует старые приемы. Фильм пытается быть реалистичным, жестким, постоянно делая акцент на зрелищности, но это его полностью рушит и делает монотонным. Тебе попросту некому сопереживать, ты как будто наблюдаешь за тряпичными куклами, обреченными на смерть. Их попытки дать отпор кажутся в основном бесполезными, потому что мы знаем, что они все равно умрут. Им не дается никакого развития.

Просто прочтите шедевр, которым является книга.
Показать всю рецензию
magictriangulumm
«На западном фронте без перемен»: хорошее антивоенное кино
На данный момент это уже третья экранизация романа Ремарка «На западном фронте без перемен», две другие выходили в 1979 и 1930 годах, последняя, причём, получила Оскар за лучший фильм года.

Отличительной особенностью «На западном фронте без перемен» 2022 года является то, что в отличие от своих предшественников, фильм Бергера немецкого производства, собственно, как и первоисточник — одноименный роман Эриха Марии Ремарка. Также, хочется отметить шикарный актерский состав; можно выделить актера мировой величины Даниэля Брюля, известного многим по фильму «Бесславные ублюдки», кстати, Даниэль является также продюсером фильма.

Если кратко по сюжету: компания семнадцатилетних друзей пропитывается духом героизма и решается на благородный подвиг — добровольно отправиться на фронт. Для них это некое приключение, они находят в этом дух авантюризма. Но, это пламя быстро угасает в юношах, когда они начинают осознавать всю жестокость ситуации. Происходит это ещё до прибытия на фронт — главному герою Паулю выдают по ошибке, как он считает, чужую форму, присвоенную уже заранее другому солдату, но… через пару минут, когда старший по званию просто отдирает бирку с именем и кидает ее в кучу других, валяющихся на полу, все становится очевидно…

Картина идеально передаёт дух произведения и атмосферу военной Германской Империи того времени. Хоть у фильма и мало общего с книгой, лишь основная тема и пара сюжетных моментов, он отлично справился со своим антивоенным направлением и настроением. Неважно — смотришь ты фильм или читаешь книгу — в любом случае, почувствуешь на себе весь ужас войны. Я советую как прочитать роман, так и посмотреть фильм Бергера.

«На западном фронте без перемен» абсолютно обоснованно занимает рейтинг “R”, в нем полно действительно ужасающих кровавых сцен, может быть, вам в какой-то момент станет плохо. Один мой друг, посмотрев этот фильм, сказал, что его выворачивает наизнанку от просмотра и становится не по себе, местами он даже не мог продолжать смотреть. Кстати, на момент написания этого текста, он посмотрел «На западном фронте без перемен» уже семь раз.

Главным минусом фильма на первый взгляд может послужить недостаточная рефлексия главного героя, ведь в книге этого навалом. Но, кино на то и аудиовизуальное искусство, что в нем все изображено наглядно. Мысли Пауля читаются по выражению его лица. Юные ребята совершили большую ошибку, вот так отправившись на фронт. Их ожидания напрочь вынесло суровой, жестокой реальностью …
Показать всю рецензию
polichinelle
При первом приближении фильм несёт традиционный посыл о бессмысленности и – благодаря этой бессмысленности – крайней жестокости войны.

Однако на чуть более глубоком уровне «На Западном фронте без перемен» показывает зрителю персонажей (в особенности главного, Поля) которые, прекрасно сознавая происходящую бесцельность мясорубки, продолжают весьма технично убивать номинальных врагов.

На этом уровне прочтения раскрывается любопытная взаимодополняющая многослойность, затрагивающая этический аспект.

Выражаемая фильмом субъективная пустота (Поль продолжает конформно убивать до самого конца, несмотря на своё знание о бессмысленности происходящего) означает либо выдающуюся волю конкретного человека во имя Закона Государства (зрителю однозначно дают понять, что Поль испытывает отвращение к войне и к своему участию в ней, но продолжает делать то, что ему предписывают, исполняя свой долг гражданина), либо беспросветную глупость, нередко комплиментарную сверхчеловеческим поступкам.

Демонстрируемое поведение персонажа так же есть и обнажение онтологической пустоты субъекта – разоблачение сентиментальной нравственности людей в их конкретной единичности. Иными словами, мы, люди, на масштабе своей индивидуальности можем совершенно искренне переживать эмоции (испытывать неподдельную эмпатию, проходить сквозь экзистенциальные потрясения, совершать жесты бескорыстия и т.д.) и в то же самое время обескураживающе хладнокровно расправляться с себе подобными, оказавшимися в структурно идентичной ситуации (но с другим знаком).

Фильм представляет ценность тем, что хорошо отображает это коренное этическое противоречие человека, определяющее его природу (абсолютная свобода на уровне сущности и бесстрастная предопределённость на уровне существования: Поль мыслит и чувствует, как человек, а действует упорнее машины).

Саундтрек здесь не ассистирующая закадровая функция, но исполняет самостоятельную роль, врываясь в ткань повествования в качестве пока незримого присутствия Войны. Мощное гудение сотрясает кратковременность покоя, оповещая: война идёт сюда! Нагнетание эдаким рёвом возвещает о неизбежности грядущего рока Бойни.
Показать всю рецензию
schuchkin.stepan
Потрясающее кино
Фильм получился просто каким-то фантастическим, да, это довольно вольная экранизация, берущая преимущественно основную завязку и героев и выстраивающая свою историю. Но все же присутствуют и экранизации целых моментов и диалогов из книги и в новой оболочке это выглядит органично, главную мысль романа также удалось сохранить, не зря Качински говорит, что он лишь 'пара сапог с ружьём'. Война - ужасное событие, и Эдварду Бергеру удалось передать всю бессмысленность сражений, как новые молодые солдаты, сменяют других, прибывших сюда неделю назад и уже успевших погибнуть. Процесс обезличивания человека и его 'моральной деградации' показан с удивительной убедительностью.

Отдельно хочется отметить новую ветку про переговоры правительств Германии и Франции, которой в первоисточнике не было. Здесь главным героем выступает политик Маттиас Эрцбергер, который уже успел потерять сына и прекрасно осознаёт весь масштаб катастрофы, в которой оказалась его страна. И пока они пытаются договориться, на фронте идут ожесточённые сражения, и даже после объявления, что перемирие начнется 11.11 в 11 часов, за несколько минут до него немецкий генерал отдаёт приказ наступления...

С визуальной точки зрения все тоже на высоте, все выглядит очень реалистично, много съёмки одним кадров, что не может не напоминать уже полюбившийся мне «1917». Сцены боев смотрятся напряженно, страшно и увлекательно, дух времени удачно передан в костюмах, декорациях и общей атмосфере фильма.

По итогу, фильм лишь детально опирается на книгу, но придерживается той же тематики и показывает сражения ещё жёстче, как и «За пивом!», напоминающий, что за красивыми лозунгами о быстрой победе всегда скрываются ужас, смерти и беспросветная тьма.

9 из 10
Показать всю рецензию
abolox
Netflix поразил на удивление пронзительной и глубокой адаптацией романа Ремарка, не ожидала от них. Книгу я читала в 14 лет – возраст, когда столь серьёзный роман невозможно воспринять абсолютно адекватно в силу недостатка жизненного опыта, так что я сравнивать с первоисточником, по этой причине, не буду. Чисто о фильме. Картина сильная, даже мощная, пробивает насквозь. На фоне текущих событий ещё и весьма актуальная.

Кто не в курсе, роман Ремарка был посвящён событиям 1-й Мировой войны, когда много месяцев подряд западный фронт немцев находился практически на одном и том же месте (плюс-минус несколько сот метров). Мальчики-старшеклассники добровольцами отправляются прямо из гимназии на войну. И сталкиваются с совершенно ими не ожидаемой жёсткой действительностью, где только грохот, грязь, голод, холод, ужас, огонь и много-много смертей – всё то, что противоречит живой природе, а особенно - юности. И нельзя этим нежным птенчикам повернуть обратно домой, нужно учиться выживать прямо вот здесь, в окопе – тем, кому удастся перенести первые артобстрел и штыковую атаку. Но выжить мало кому удаётся: даже когда наступают первые минуты мира, война продолжает собирать кровавую жатву.

Фильм создала Германия – немцы вообще сняли довольно много в последнее время картин о 2-й Мировой, где пытаются осознать, как так вышло, что их деды и прадеды устроили то, чему ужасается весь мир уже много десятков лет. Прикосновение к истории 1-й Мировой – вероятно, первое в их кинематографе в эти годы. Режиссёр выносит свои (и Ремарка) раздумья на суд зрителя честно, беспристрастно, с великой печалью. Для его героя – молодого бойца Пауля Боймера, остаётся открытым вопрос, почему война – сука, которую никто не хочет, но полмира в ней участвует?

Хронометраж картины 2,5 часа и почти всё это время – батальные сцены, которые представляют собой просто бессмысленную бойню, а между ними – скрываемые напускной грубостью и брутальностью вояк, лирические эпизоды – нежности и любви бойцов к тому, что осталось за горизонтом, там, в мирной жизни.

Одна из главных тем – тема переговоров, ведь от желания-нежелания тех людей, которые решают судьбы миллионов, найти общий язык, договориться о мирном решении конфликта, спасти миллионы жизней, зависит, сколько людей вернётся к своим родным и близким.

Все, конечно, сравнивают «На западном фронте без перемен» с «1917» Сэма Мендеса. Мне он кажется и атмосферней, и психологически достоверней английской картины – это не взгляд со стороны, а изнутри.
Показать всю рецензию
nikolay.kostuykov
А РЕМАРК ВЫШЕЛ? ГЛАВНЫЙ АНТИВОЕННЫЙ РОМАН И ЕГО КИНЕМАТОГРАФИЧЕСКОЕ ВОПЛОЩЕНИЕ
В мире нет черного и белого, злодея и праведника. Нет абсолюта. Его нет и в фильме “На западном фронте без перемен”.

Срежиссировал картину немец Эдвард Бергер, выступив также в качестве и сценариста, и продюсера. А делал он это впервые. Получилось ли у него? Стоит обсудить.

Начнем с “одежки” – первоисточника. “На западном фронте без перемен” – роман, принесший мировую известность немцу Эриху Марии Ремарк. Сам он прошел Первую мировую войну, поэтому книгу называют отчасти автобиографической. Это к тому, что Ремарк не придумывал, не списывал с чьих-то воспоминаний. Он отразил себя: свои мысли, чувства, страхи.

Внимательный читатель заметил, что в нашем тексте фигурируют одни немцы. Спойлер, они будут и дальше. Как фильм, так и роман рассказывает о событиях Первой мировой войны с точки зрения немецкой армии. Но ни в первом, ни во втором произведении нет попытки оправдать или стать оправданным. Война всасывает в себя все: людей, любовь и жизнь. Ремарк и Бергер хорошо это понимают, поэтому говорим мы о сугубо человеке и его месте в окопах.

Фильм – это заявление, каким бы оно ни было. Попытка взять слово. Долгие годы ни один немецкий режиссер не решался экранизировать своего земляка. И должно было пройти девяносто три года, чтобы мир увидел их взгляд на события столетней давности.

И этот взгляд у Бергера широкий, захватывающий почти три часа экранного времени, погружающий зрителя в грязь, месиво конечностей, промерзлые пейзажи, безысходность, рассказывающий нам о семнадцатилетнем юноши Пауле Боймере, сразу же попадающим в гущу боевых действий, на Западный фронт, где встречают молодых ребят песней артиллерийских обстрелов.

Фильм линеен. Само повествование варьируется от субъективного к объективному и обратно, ведется от лица Пауля, которого сыграл Феликс Каммерер.

В картине “На западном фронте…” персонаж Феликса безэмоциональный, его лицо не балует нас каким-то проявлением чувств. Оно аскетично, в отличие от глаз. Вот где есть игра. В них смех и боль, сочувствие и страх, там одиночество… Голубые. Они в начале фильма полны живостью и энтузиазмом к концу повествования превращаются в два стеклышка, отражающие лишь бездонное небо свободы.

Выразительным в картине вышел и ее изобразительный ряд. Оператор Джеймс Френд комбинирует крупные и общие, длинные непрерывные планы с быстро сменяющимися кадрами, подчеркивающие драматизм момента.

Усиливает впечатление музыка композитора Фолькера Бертельман. Синтетическая, жесткая, местами больше напоминающая какофонию выстрелов, залпов, скрежета метала и перезарядку оружия, тема переплетается с минорной фортепианной композицией. Сошлись жестокость с лирикой.

Фильм в своей массе мрачный и темный. Отдельные кадры больше напоминают полотна витающего в воздухе имя художника. Долго вспоминаешь, а потом осекаешься на мысли, что творец этого прекрасного – война. И сами герои замирают при виде убийственных красот. Противостоит этой темноте, сменяющие ее заснеженные поля. Они как противоположность “ночи”, противопоставление пейзажам смерти, человека-войны человеку-мира.

И казалось бы, “одежка” хороша, но “умом”, к сожалению, картина не блистает. А все потому, что “На западном фронте…” Бергера – пафосная попытка рассказать о том, чего не понимаешь. Здесь можно впасть в снисхождение к режиссеру, ведь это его первая работа в подобном жанре. Но мы не дипломные работы выпускников Академии искусств обсуждаем, а продукт с многомиллионным бюджетом и такими же амбициями.

Фильм ждали. Немцы впервые заговорили языком своего соотечественника. Однако в картине есть все, кроме самого главного – ремарковской философии. Не будем вдаваться в сюжет, дописанные сцены и вырезанные ключевые моменты первоисточника. Здесь говорим о сути. Ремарк – человек повидавший и знающий, о чем пишет. Бергер – человек, прочитавший, но ничего не понявший.

В романе война периферийна. Да, автор ярко описывает обстрелы, гибель своих соратников, но главенствующая роль там все же отдана позаокопной жизни: нехватка еды вначале и ее изобилие в конце, возвращение в тыл и понимание абсурдности происходящего, смерть и жизнь. Экранизация этого лишена. И хоть в фильме есть сцены с похищением гуся, а после яиц, жадным поглощением багета во вражеских окопах, но все меркнет.

Главный герой не мотивирован, он не понимает, почему попал на войну, что здесь происходит и в чем заключается зерно вооруженного конфликта. А вместе с Пауэлем не понимаем этого и мы. Как будто сценаристы вырезали все лирическое, выдвинув на первый план не человека с его внутренним конфликтом, в батальные сцены. Их здесь много. Они здесь часто.

Чего не скажешь про другие экранизации, более ранние. Например, в фильме режиссера Дэлберта Мана есть закадровый голос, который показывает происходящее с точки внутреннего монолога. В другой 30-х годов – десятиминутная назидательная речь о величии и могущественности Германии. В этих примерах слом личности разворачивается на фоне взрывов и бомбежке, а не наоборот.

Многое уделено Паулью, но совсем ничего остальным персонажем. Это не от забывчивости. За три часа повествования не только не запоминаются имена друзей главного героя, но и не замечаются их смерти. Так если режиссер позабыл про раскрытие всех сюжетных линий, то и мы не будет впадать в пересказывание.

Нет в экранизации 2022 года и каких-то новшеств. Повторение художественных приемов, как калька с золотых коллекций кинематографа. Можете припомнить момент их “Груза 200” Балабанова, когда на переднем плане ведется светская беседа, а на заднем из “черного тюльпана” выгружают гробы и сразу же загоняют роту “свежего мяса”. “На западном фронте…” повествование начинается со смерти неизвестного солдата, с трупа которого снимают форму, вымачивают, стирают, зашивают и отдают новобранцем, забыв снять бирки предыдущего владельца. Такой круговорот формы… смертей.

Другое, будет знакомо смотревшим “Иди и смотри” Элема Климова. Радость в начале, ненависть в конце. Наблюдение за трансформацией героя, за изменением не только внутренним, но и внешнем. Такой же прием использует и Бергер. Вот только, фильм Климова тяжело смотреть на физическом уровне, настолько война отторгает, а картину немецкого режиссера просто смешно: в некоторых моментах абсурдную эмоцию было тяжело удержать.

И самое главное, название. “На западном фронте без перемен” – перефразированный Ремарком газетный заголовок. “Метр” земли, за который погибли три миллиона человек. Вот он какой Западный фронт. Фильм же – всего лишь фикция с романа. Складывается впечатление, что создатели просто решили облегчить себе прокат, назвав картину одноименно произведению Ремарка. Но раскрыть суть они не удосужились. И так получилось, что “На западном фронте без перемен” – это рассказанная история без глубокого философии о потерянном поколении.

Так нужна ли была нам, зрителям, эта история? Безусловно. А вышел ли «Ремарк» у Бергера? Решать вам.
Показать всю рецензию
Стёпыч
Все люди — враги
«Чей-то приказ превратил эти безмолвные фигуры в наших врагов; другой приказ мог бы превратить их в наших друзей. Какие-то люди, которых никто из нас не знает, сели где-то за стол и подписали документ, и вот в течение нескольких лет мы видим нашу высшую цель в том, что род человеческий обычно клеймит презрением и за что он карает самой тяжкой карой».

Эрих Мария Ремарк. «На Западном фронте без перемен».


И снова мы с вами видим, как суровый и страшный багрянец сражений мерцает вдалеке, за той линией, что обычно зовется горизонтом. Как бы это прискорбно не звучало, но даже самых жутких двух войн людям не хватило для того, чтобы отбросить оружие в сторону и начать жить дружно. В который раз история делает крутой вираж, когда новая спираль времени жаждет и требует крови, еще и еще, как можно больше. Погибло уже столько судеб, не родилось так много детей, но мы не выносим столь нужных уроков. Изо дня в день слышен рокот пушек, чей грозный рык несет лишь одни беды и разрушения, лишая всех и каждого светлых надежд, а также радостей жизни.

Человек обязан обернуться назад, ведь война – это конец, тупик и финал всего, что мы обычно называем гуманностью. Вот и у великого писателя на страницах его романов рассказы выходят из ряда вон ужасающими, ведь в них автор пишет о том, как политика, пропаганда и власть берутся вершить кровавый суд, отправляя на убой еще совсем безусых мальчишек, которые только вчера окончили школу и слишком торопятся жить. Эрих Мария Ремарк напишет, что поля сражений и битв собьют с них всю спесь, весь мальчишеский задор улетучится, а на замену иллюзиям придут лишь смерть, холод, голод и адские муки.

Ремарк знает, о чем говорит, потому что на своей шкуре испытал когда-то все ужасы войны, всю её окопную правду, где нет ничего, кроме истязаний, жестоких потерь и сумасшедшей боли. Его герои уже не знают, чем кончится их будний день, так как командиры гонят их на пулеметы, брать атакой траншеи тех, кто еще год назад был миролюбивым соседом и не желал никому зла. Взрывы будут рвать осколками живые тела, сойдутся в рукопашной схватке сотни тысяч сильных мужчин, чьи души уже станут похожими на дранные остатки когда-то теплого одеяла. Кто-то сойдет с ума, кто-то погибнет, кого-то ужасы и лишения лишат разума. И все это ради чего?

Фильм Эдварда Бергера «На Западном фронте без перемен» неплохо доносит до зрителя основную идею романа, чья антивоенная заслуга заключается в том, чтобы обратить внимание сквозь века на отъявленные злодеяния человека. Из-за прихотей власти на алтарь убийств и массовых смертей бросаются миллионы простых людей, но в то же время с этими потерями никто не считается. В этом фильме прав герой Даниэля Брюля, когда рассуждает о вреде гордыни в момент принятия важных и нужных решений. Высшие чины, генералитет, министры – вся эта свора готова в момент отдать на растерзание танкам, самолетам и гранатам своих подданных, будто бы так и надо.

Эдвард Бергер снимает в реалистичной манере, его взгляд обращен, в первую очередь, на дыхание и смрад смерти, она здесь везде и неотступно следует за каждым рядовым и офицером. Зритель же имеет возможность следить лишь за группой друзей, но в это же время его взгляд упирается в то, что хочется немедля забыть. Снаряды летят на головы несчастных, гусеницы давят живых парней, новобранцы в предсмертных хрипах задыхаются от иприта, а калеки накладывают на себя руки в наспех сколоченных лазаретах, похожих больше на побоище, чем на юдоль скорби. Пауль Боймер – это собирательный образ, но в его глазах отображена участь всех участников войны.

Все люди в картине являются врагами, они готовы рвать зубами, колоть штыками, жечь огнеметами и все ради того, чтобы отбить несчастные метры земли, превращенных в полное ничто. Колючая проволока повиснет на зрителе, словно железные цепи, а смрад убиенных и залитые кровью лужи и воронки еще долго останутся перед глазами. Эдвард Бергер задается вопросом – что же это, если не полное безумие? На фронтах приносится в жертву молодость, чья энергия и удаль направлена лишь на расправы, грабежи и насилие, потому что созиданию тут нет места. Все разрушено, Эдем сгорит дотла, и даже оставшиеся в живых очевидцы уже не вспомнят о том, каков он был.

Ремарк напишет о великой бойне, которая заберет в начале XX века 17 миллионов жизней, чей результат сведется к одному результату – этакой пировой победе, когда после четырех лет настанет мир. Однако, он не приведет к облегчению, наступят бедность, хаос и недовольство, а затем еще одна война, еще страшнее и ужаснее. И если сейчас мы не сделаем правильных выводов, то завтра может лихо повернуть всю цивилизацию. Направить оружие в соседа легко, но после рокового выстрела нормально жить уже никто не сможет. Это будет кара, пытка и страдание, но наказание придет, потому что за грехи обязательно спросят.

Эдвард Бергер правильно сделает, что поставит мощный антимилитаристский фильм. Его кино не станет жалеть своего зрителя, потому что основная задача картины несет в себе очень важную мысль. Стоит только примерить на себя образ этих мальчишек, как тут же погибнешь, по крайней мере, ты выгоришь дотла, морально и духовно. Эта картина тождественна с предупреждением, она явно намекает на то, чтобы люди сохранили в себе любовь к ближнему и к своим детям. Режиссер прямо заявляет, что все войны заканчиваются, но не все приходят домой, потому что рядовые, их сержанты и офицеры навеки остаются среди окопов, воронок и насыпей. Такова история, и она почти всегда бывает жестока с людьми.

«Я вижу, что лучшие умы человечества изобретают оружие, чтобы продлить этот кошмар, и находят слова, чтобы ещё более утончённо оправдать его. И вместе со мной это видят все люди моего возраста, у нас и у них, во всём мире, это переживает всё наше поколение. Что скажут наши отцы, если мы когда-нибудь поднимемся из могил и предстанем перед ними и потребуем отчёта? Чего им ждать от нас, если мы доживём до того дня, когда не будет войны? Долгие годы мы занимались тем, что убивали. Это было нашим призванием, первым призванием в нашей жизни».

Эрих Мария Ремарк. «На Западном фронте без перемен».


8 из 10
Показать всю рецензию
Показать еще
• • •
Страницы: 1 2 3 4 5 ... 6
AnWapМы Вконтакте