Рецензии

blackmaria
Дело - труба. Увы и ах!
Это ооочень странный фильм.

В IMDB у него рейтинг 7,3, в Rotten Tomatoes 85 % из 100 от критиков и восторженные отзывы критиков, провозглашающих 'Таинственное убийство' 2022 года лучшим фильмом Доминика Молля - режиссера, которого вы наверняка знаете по мистическим триллерам 'Магия зверя' 2019 г. и 'Лемминг' 2005 г.

'Таинственное убийство' - не мистическая история. Это процедурная драма о работе представителей уголовного розыска, безуспешно пытающихся расследовать жестокое убийство юной девушки.

Фильм основан на нон-фикшн книге, рассказывающий о нераскрытых делах полиции. То, что в 'Таинственном убийстве' мы не увидим преступника за решеткой, не является интригой. Это провозглашается в начальных титрах.

По сюжету молодая девушка, живущая в провинциальной местности, возвращается домой ночью одна. Ее кто-то поджидает, выплескивает жидкость в лицо и поджигает... Дальше Доминик Молль предлагает нам наблюдать за страданиями родителей и подруги жертвы. А также видеть усилия сотрудников полиции, которые очень многое и очень профессионально делают, но понять кто же совершил преступление все равно не могут.

'Таинственное убийство' сравнивают с прославленными 'Зодиак' 2007 г. и 'Воспоминания об убийстве' 2003 г. - лучшими образцами детективных историй, в которых справедливость не торжествует. Однако несправедливо ставить 'Таинственное убийство' в один ряд с этими лентами. Ведь он уж слишком сильно походит не на произведение кинематографического искусства, а на топорную пропаганду.

Этот фильм будто бы заявляет зрителям 'Знаете, если вас или ваших родных убьют, мы наверное не сможем найти убийцу. Но не смейте думать, что это из-за нашей лени или коррупции. Вовсе нет! Полицейские очень хорошие, они стараются, по ночам без оплаты работают, страдают от плохого финансирования и искренне мучаются от невозможности закрыть дело...'

Довольно странно видеть восторженные отзывы о фильме, проповедующим эту идею. Он будто призывает преступников совершать то, что им хочется. Ведь полиция в 'Таинственное убийство' выглядит просто немощной. Герои находят кучу подозреваемых, всех их приводят в полицейский участок, просто проводят с ними допрос и отпускают. Бедным несчастным полицейским остается только пожимать плечами и вздыхать, что похоже любой из них мог убить девушку. Ведь чертов убийца не размазал свое ДНК и не оставил отпечатков на месте преступления. На допросах никто не сознается сам по себе... Дело - труба. Увы и ах!

Если в легендарном триллере Пон Чжун Хо 'Воспоминания об убийстве' мы действительно видим усердную работу детектива и чувствуем ужас, который его охватывает из-за того, что он упустил преступника, то в фильме Доминика Молла ничего подобного нет. Тут есть люди, выполняющие свою работу. Наверное неплохие сотрудники, которые действительно хотели найти преступника. Но в конечном итоге это фильм не о поисках убийцы, это фильм о полицейских, которых зрители должны пожалеть - бедняги стараются и совсем не виноваты, что у них ничего не получается.
Показать всю рецензию
dmitrythewind
Так кто убил Лору Палмер?
'Таинственное убийство' - фильм-обманка. Сюжет и локализованное название (в оригинале 'Ночь на 12-е') предполагают детектив. А что же еще: происходит таинственное убийство, девушку сожгли заживо, ясное дело будет расследование и поимка убийцы. Но почти сразу понимаешь, что авторов больше привлекает твинпиксовский флёр Дэвида Линча. Девушка, как и Лора Палмер, оказывается была... э... нетривиальной, 'влюбчивой' (т. е. спит со всеми подряд), причём выбирала в партнёров исключительно психов, абьюзеров, лузеров и отморозков. Хмурые полицейские допрашивают любовников одного за другим и волосы встают дыбом: один начинает ржать, узнав о смерти девушки, другой написал реп про то, что хочет её сжечь, у третьего дома канистра бензина, и так далее. Атмосфера маленького французского городка вполне линчевская - мрак, горы на горизонте, жуткие силуэты где-то на заднем плане. Ещё чуть-чуть - и начнётся мистика.

Но нет. Фильм делает ещё один поворот, и начинается тщательный полицейский процедурал. Улики сыпятся дождём - кто-то прислал зажигалку, кто-то оставил кровавые следы, кто-то пришёл ночью на могилу жертвы и т.д. Полицейские не то, чтобы валяют дурака - они стараются, сидят в засаде, анализируют улики, прослушивают телефоны, даже привлекают спеца по языку немых, находят песню, которую беззвучно поет человек на записи... Появляется даже эмпатическая судья, которая требует снова открыть дело спустя 3 года...

И... ничего. Ближе к концу фильм делает ещё один разворот - в драму про гендерные стереотипы. Если убили девушку - почему убийца обязательно мужчина? Почему неуютно девушке среди мужланов-полицейских? 'Что-то прогнило между мужчинами и женщинами' - прямым текстом говорят герои.

И только когда фильм заканчивается, понимаешь, что фильм - о безнадежности. Что не всегда зацепки куда-то ведут. Что не всё бывает 'как в книжках'. И что главный герой на самом деле - молодой полицейский, ещё достаточно наивный, чтобы верить, что если всё делать правильно, то всё получится. Весь день он тщетно ищет убийцу, а вечером до изнурения наматывает круги на велотреке. И главной интригой фильма становится вовсе не убийство, а внутренний мир следователя - сможет ли он вырваться из метафорического замкнутого круга?
Показать всю рецензию
Фёдор Поляков
Эстетика серых будней
Классический детектив, написанный по учебнику, ты ли это? Убийца, жестокая расправа, один следователь - молчун-интроверт, другой -неуравновешенный хам, шокированные родители, скрытные друзья, несколько подозреваемых, которые вот-вот найдут алиби. Мы это видели сотню раз где-то раньше. В форме, но не в содержании. Я лично давно не видел безмятежной французской провинции. Как-будто съездил ранней осенью в деревню к далекому родственнику, тихие улицы, сады, огороды. А пока рядом мирная обстановка, живые персонажи, к которым испытываешь симпатию и сочувствие, самые общие планы, где город видно внизу на фоне гор, могут вызвать нездоровую клаустрофобию, словно ты здесь замурован с этим злом, и каждый может стать его следующей жертвой.

«Таинственное убийство» чуть напомнило датский сериал «Расследование» про тонкости самого процесса поиска улик, где вечные совещания, споры, то принтер не работает, то кто-то опаздывает, прогресс идет неидеально, не быстро, не по щелчку пальца. Дело об убийстве мучает детективов, создает конфликты, вырывает наружу их худшие качества. Так выглядит быт рабочего коллектива, который не напичкан дешевыми штампами. Это жизнь не бесстрашных супергероев, а невыдающихся, робких, злящихся, устающих, детективов без «серых клеточек» Пуаро и «чертогов разума» Шерлока.

Картина располагает к себе. Теплое, но иногда тревожное, чистое, академическое изображение, едва заметный, но уместный саундтрек, талантливые актерские работы, не провисающий в типичный фильм о сыщиках сценарий, живые, эмоциональные диалоги, что еще нужно для высокой оценки? В фильме присутствует нечто, отличающее такой детектив от американского, английского, русского. Без стеснения вскрытая соц. повестка, в данном случае – токсичные сексуальные контакты, ревность, разнузданность, похоть. Эти и неудобные вещи залезают нам под кожу, и задают вопросы: а как мы в нашей культуре способны так свободно обсуждать столь неловкие темы? Кажется, с трудом. А французы в этом, как рыба в воде. Спасибо им.
Показать всю рецензию
AnWapМы Вконтакте