Рецензии

КиноПоиск
Погоня, погоня, в горячей крови…
А ты ведь чертёнок, поди и панихидку по мне справил!?
Да что вы дядя Сидор, вы меня спутали с кем-то

«Неуловимые мстители» — легендарное советское кино снятое Эдмондом Кеосаяном.

Наверно поколение постарше может больше поведать об этом фильме, но постараюсь и я, вкратце выразить своё восхищение.

Фильм по праву можно назвать историческим, ведь в его основы легли события гражданской войны 1917—1922 года. Из учебников историй все мы прекрасно помним что страна была поделена как-бы на два лагеря. Одних звали «красные», другие гордо носили имя «белые». Я не буду сейчас вдаваться в глубокие исторические подробности, тем более фильм ими не изобиловал. Хотя конечно с такой интерперетаций содержания фильма, я не совсем согласен, но об этом чуть позже.

Нам богазали совсем юных ребят, которые прозвали себя мстителями, и вели непремиримую войну с отрядом белых. Яшка-цыган, Валерка, Данька и Ксанка — вот она настоящая бригада смелых и отчаянных ребят. Их имена надолго остались у нас в памяти. Многие скажут что у этих актёров, дальше по-большому счёту не было больших ролей. Да, а зачем? Я всегда придерживался тезиса о том, что лучше сняться в одном фильме, так чтобы тебя запомнили на века, чем в сотни, где о тебе никто не вспомнит. Молодцы, ребята сыграли выше всех похвал. Ну кроме всего прочего в этом фильме очень сильные второстепенные персонажи. Например в самом начале фильме жгучая цыганка, я и не сразу догадался что это Инна Чурикова. Или Савелий Краморов, персонажа которого не цитировал только ленивый: а вдоль дороги мёртвые с косами стоят, и тишина. А куплетист-одессит Буба Касторский, роль которого исполнил Сичкин, он стал настоящим символом сериала, хоть и не играл главной роли. Но и мой любимый персонаж Сидор Лютый, в исполнений Владимира Трещалова. Вот уж всем атаманам, атаман. Жаль что дальше не получилось развить свой талант. Вот честное слова, актёры от бога.

Само кино смотрится просто великолепно. Какая динамика, как поставлены сцены погонь. Настоящее живое кино, не то что сейчас, всё компьютерной графикой заросло, уже и люди в роли атёров, скоро будут не нужны. Помните сцену с горящим паровозом? Просто блеск! И это в 67-ом году.

Единственно что меня немного разочаровало, это однобокость содержания, о котором я писал в начале отзыва. Ведь это была гражданская война, где брат против брата. Свои воевали со своими. Просто у враждующих было разное видение дальнейшей судьбы их страны. И говорить что белые офицеры настоящие негодяи, я бы не стал, это не правильно, и те, и другие были единым целым, некогда вместе давая отпор агрессору в первой мировой. И вот в недавнем фильме «Адмирал», нам показали немного иное видение той войны. Как говорится, у каждого была своя правда.

Ну а в целом отличное советское кино, пополнившее «золотой фонд» мирового кинематографа.

А казачок-то, засланный!

10 из 10
Показать всю рецензию
Mabgat
У эпохи есть свои горнисты.
Слушай горна голос серебристый,
Что летит в распахнутую даль.
У эпохи есть свои горнисты,
Им для песни ничего не жаль.
Лишь побольше захватить дыханья,
Лишь упрямей локти отогнуть,
И в мороз или апрельской ранью
Беспокойной песней полыхнуть.
Что б взлетели в ней, кружась, знамена,
Высветилась глубина до дна,
Что бы всех героев поименно
Снова прозвучали имена.

Наверное, в это мало кто из читателей поверит, но «Неуловимые мстители» — мой самый-самый любимый фильм с самого-самого детства. Ну, и естественно, с этим фильмом связаны и мои первые впечатления от кино вообще.

Воспоминания таковы: мне года четыре, я сижу под столом с куклами, по телевизору показывают «Неуловимых». Помню, что абсолютно не понимала, что к чему — кто за кем гонится, кто с кем сражается. Главное, меня полностью захватила динамика и атмосфера приключений. Все на лошадях скачут и стреляют, кто в кого — не важно, зато дух просто перехватывает.

Такие дела.

Отпечаток на душе огромный.

А понимание пришло позже. Когда фильм был смотрен и пересмотрен, когда рассказ Павла Бляхина был прочитан и перечитан, и, наконец, когда были просмотрены и другие работы Э. Кеосаяна.

Как бы не ругали те годы в наши дни, и как бы не восхваляли их в прошлом, факт остается фактом, героизм в то время был не фальшивым, творчество Кеосаяна всегда было безнадежно романтичным, а кадр и музыка в фильме настолько гармонично добавляют друг друга, что все это в совокупности и стало для меня тем самым фактором, который породил во мне впоследствии долгую и не проходящую любовь к кино.

О том, что любишь очень сильно, на самом деле, говорить невероятно сложно, о предмете своего обожания, молчат, его лелеют у самого сердца втихаря, как большую тайну. Но сегодня я попробую рассказать о своей тайне коротенько.

Год 1920, месяц май. Полыхает Гражданская война. А юные герои сражаются с бандами, разгулявшимися в степях Херсонщины. Время такое, кто просто рад пограбить, а некоторым хлопцам было некуда податься, вот и идут кто к Сидору Лютому, кто к батьке Бурнашу, кто в красные мстители.

А там…

Весна, стучат копыта,
Ветер, ветер, ветер.
Все пропето, все пропито,
Никого на свете.

Стоном стонет Гуляй поле, и вдоль дороги мертвые с косами стоят. Время такое.

Однако, я все еще смотрю на фильм глазами того восторженного ребенка из прошлого, поэтому мне трудно быть объективной — эмоции захлестывают. Я не смогу грамотно и правильно рассказать о художественных приемах или описать актерскую игру.

Просто мое сердце замирает в безмолвном трепете, и я не могу произнести ни слова.

Вот есть предположение, что в «Мстителях» есть что-то от вестерна. С этим не соглашусь. В вестерне нет романтики, есть только приключения. «Неуловимые мстители» же, в свою очередь, насквозь пропитаны романтикой революционной.

А революционная романтика, если не поджанр, то особый, специфический весьма, пласт нашего культурного наследия. Поэтому вестерном как таковым тут и не пахнет.

Итак, относитесь к данному фильму, как вашей душе угодно, а для меня — это одно из самых любимых произведений отечественного кинематографа.

Кстати, к слову о «культовом» кино и кино «народном». Хоть это и бездоказательное голословие, но я считаю, что «народное» кино — кино любимое многими людьми и целыми поколениями, а у «культового» кино должен быть хотя бы один восторженный поклонник (их обычно бывает больше, но наличие как минимум одного, обязательно). И вот если рассматривать «Неуловимых мстителей» с этой точки зрения, то получается — это фильм в равной степени и культовый и народный.

Так то.

10 из 10
Показать всю рецензию
Ed-san
Советский истерн.
Эдмонд Кеосаян совершил революцию!

Тем, что перенес на наш экран то, что давно существовало на западе, стало там штампом, скукой и серостью в массе.

Ну да - вместо бандитов и индейцев - гм, бандиты и 'красные дьяволята'. С истинным одесситом в роли 'верной руки'. Ведь Буба Касторский не просто обладает великой душой одессита, умеет вложить в душу даже в простенькие куплеты, а и бросать бомбы и драться. И сила удара у него ого-го (филера у телефона уложил надолго кулаком).

А нападение на поезд? Абстрактные ковбои и бандиты у нас не жили. А вот реальные бандиты поезда грабили! И смотрится все совсем по-другому! Здесь за НАШИХ болели! Кажется у Драгунского, класс палил в экран из детских пистолетов и рогаток! Ну, мы не палили, но болели в зале кинотеатра не хуже как за футболистов!

Но вестерн и должен был вызывать такие чувства. Другое дело, что 'Великолепная семерка' была взрослая. А ребятам было 16 лет. Сам Виктор Косых об этом и говорил. Правда, Виктор мы уже знали по стебной и сатирической комедии. А тут - прыгают, стреляют... Часто - сами.

Показать не тягомотную идеологическую 'фильму', а стремительный 'истерн' - это и прорваться через рамки жесткой идеологии. Кеосаян прорвался! Строки из фильма на следующий день мы уже тащили в школу. Хотя, конечно, побил рекорд Крамаров с 'мертвыми', которые 'с косами стоят. И тишина...'!

Почему же столь 'простенький жанр' (вестерн) заиграл новыми яркими красками?

По нескольким причинам. Во-первых, сам Кеосаян был из когорты 'умных, душевных' режиссеров. Но умел делать и доброе камерное кино, и вот такое драйвовое. Он его через себя пропускал, проживал его! И тщательно подбирал актеров.

Вот отсюда второе. На Западе не умели снимать детское кино, да и вообще детей. Здесь не только главные герои дети, школьники, а и в кадре детей иной раз много. Психология взрослого школьника готова была к схваткам, погоням, сражениям, а вот фальшит много меньше. Кстати, они воспитывались тогда на хороших фильмах и сказках. Теперь этого нет, поэтому нет и молодых талантливых актеров. Вон, в 'Азирисе Нуна' - было стыдно смотреть на коммерческую фальш. А здесь - они играли образы и 'играли' в образы!

Им помогали взрослые актеры. Все-таки Копелян или Джигарханян, Сичкин или Свердлин - это мощные актеры. И по воспоминаниям Косых - не зведы в небесах, а люди, готовые помочь.

Кстати, забавный факт - кожаные стильные штаны тоже перекочевали из вестерна. В России редкость, но тут придают такой шарм образу.

Ну и наполнить фильм деталями яркими и запоминающимися тоже важно. Даже то, что ребята сражаются в первом фильме не с беляками, а с бандитами - очень важно. Мотив не идеологический, а личный (месть бандитам) толкает ребят на борьбу. Фильм становится 'на все времена'.

Потому что ни режиссеров, ни сюжетов, ни актеров того уровня сейчас пока нет.

И обращение к зрителям - берите официальный диск. Там великолепные (и по делу) сюжеты о Кеосаяне, воспоминания Виктора Косых, Бориса Сичкина, Армена Джигарханяна. Когда выясняется правда об актерах (трех братьев Васильевых нашли вовсе не в Москве, пробовали на роль всех трех, тайком на студию он не пробирался, взяли еще и за умение танцевать и петь), о прекрасном режиссере Кеосаяне, о маленьких ролях, где можно встретить членов семьи Эдмонда.

И не забывайте, гром грянул над нашим миром в 1941. Такие ребята были готовы защитить страну.

В Советском Союзе, воспитанном на 'Неуловимых' или 'В бой идут одни старики' это тоже было возможно.

А сейчас?

Фильму же высшую оценку. Ибо в нем главное не идеология, а люди! Ребята.

10 из 10
Показать всю рецензию
Фюльгья
Мертвые с косами вдоль дорог стоят, дело рук «красных дьяволят»…
В детстве я смотрела трилогию несколько раз, в кинотеатре, а сейчас вдруг поняла, что не помню ничего, кроме знаменитого кадра с четырьмя черными всадниками на фоне «алой зари», и песни «погоня, погоня, погоня»…

Пересмотрела первый фильм.

И поняла, что это не сколько фильм, сколько культурное явление. Произведение само по себе немудреное: вот хорошие, вот плохие, вот революционный пафос, вот приключения, стрельба и погони. Местами фильм захватывает, но пищи уму и сердцу особенно не дает. Да, он глубоко врос в советскую культуру, и по наследству достался культуре российской: мне кажется, тысячи людей, говоря «засланный казачок», либо забыли, либо даже не знают, откуда эта фраза. Но в отрыве от контекста, просто как фильм, он довольно средний: актеры играют неплохо, постановка без халтуры, но не более.

В общем, если бы меня попросили посоветовать хороший фильм о гражданской войне, я бы посоветовала «Адъютанта его превосходительства». А «Мстители» все дальше уходят в историю. Их заря давно погасла, и никто уже не верит, что они придут на помощь, если снова над миром грянет гром.
Показать всю рецензию
Zmey-Aspid
Творческое объединение 'Юность' - юным героям Гражданской войны
Повесть 'Красные дьяволята' написал Павел Бляхин в 1921 году, когда ехал в поезде месяц вместо трёх дней (этот рекорд военных лет поезда безуспешно пытаются побить по сей день). В основу рассказа легли, по сути, реальные события, ведь автор сам не расставался с оружием, лично видел многие подвиги молодых бойцов 14-18 лет, так называемых 'орлят'. Лишь, по его словам, немного прифантазировал, дабы показать самоотверженность молодого советского поколения.

А молодые советские поколения появлялись регулярно, и лет через сорок после первой экранизации, которая так и называлась 'Красные дьяволята', надо было обновить подвиги юных героев. Первоначально вообще рассматривался вариант: перенести действие на фронта Великой Отечественной - но на пути у таких преобразований встал выбранный на пост режиссёра Эдмонд Кеосаян, придерживавшийся идей автора рассказа, если не до мелочей, то в ключевых моментах. Как повелось, уступив партийным цензорам в нескольких пунктах плана по созданию фильма, Кеосаян выиграл во всём остальном, создав таких 'Неуловимых мстителей', какими они запомнились.

Да, это красное восходящее солнце во весь экран, на фоне которого едет четвёрка всадников, это бандиты, получившие нарицательное имя 'бурнаши' в честь атамана, которые поплатятся за своё суеверие, за вредные привычки, за всё плохое, что они творят. Это сплочённый отряд, где есть место романтике, но нет предателей, это полюбившийся зрителям куплетист Буба Касторский и Сидор Лютый, чьё появление в зале сопровождалось свистом. Это кабак, где пьют и стреляют, это трюки, вреде прыжков на перила и на столы, это и сложные постановочные сцены, вроде кульминационного проезда поезда через горящий мост. Наконец, это бессмертные слова и фразы: 'А казачок-то засланный', 'Ку-ку, Гриня', 'Щусёнок', 'Глядь! Над крестами гроб с покойничком летает...'

Про актёров разговор особый, потому что поиски шли долго и упорно. Так, Яшка-цыган (Василий Васильев) с товарищем тайно пролез на студию, стянул кучерявый парик из какой-то гримёрки - и попал в образ. Валю Курдюкову на роль Ксанки отобрали по той причине, что она знала дзюдо, и её легко было спутать с мальчишками (что от образа и требовалось). Виктор Косых и Михаил Метёлкин вместе сыграли в лентах 'Мимо окон идут поезда' , 'Звонят, откройте дверь'. Первый, правда, успел сыграть роль в фильме «Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещён», поэтому безоговорочно получил роль лидера 'мстителей'. А его друг отличился тем, что подрос на 7 сантиметров ради роли и получил очки Валерки Мещерякова (пусть и без стёкол).

Запомнился так же и Савелий Крамаров, главным образом, своими испуганными криками 'Нечистая!!!', и Борис Сичкин, спевший 'Я одессит, я из Одессы — здрасьте...' Актёры вернулись через два года вместе с 'Неуловимыми', однако, это уже иная история, впрочем, задел для неё приготовлен ещё в финале этого фильма, в кабинете Будённого, когда четвёрку героев принимают в Красную армию. Конечно, сейчас всё красное стараются сделать негативным, но это явление обходит стороной 'Неуловимых мстителей'. Потому что они всегда на коне, и всегда найдутся те, кто во дворе будут играть в этих ребят, с момента рождения которых прошло солидное количество лет.

10 из 10 [И тишина...]
Показать всю рецензию
Билли Бонс
Удивительный фильм! Искренне восхищался, когда смотрел в глубокои советском детстве (раз этак 20 точно), но и сейчас кино смотрится удивительно свежо. Настоящий вестерн, красивый, динамичный, с фактурными, харизматичными персонажами (один Сидор Лютый в кожаных штанах дорогого стоит!).

Поразительно, что примерно в это же время Серджо Леоне снимал свои великие вестерны, но 'мстители', ей-Богу, ничем не хуже. Разговаривают в фильме крайне мало, но всё по делу и всё в точку ('а казачок-то засланный', 'мёртвые с косами' и тд).

Отличная музыка, потрясающие до сих пор сцены перестрелок и погонь. Считаю. один из лучших фильмов за всю историю советского кино.

10 из 10
Показать всю рецензию
Xiphactinus audax
Один из ярчайших истернов
«Гроб с покойничком летает над крестами. А вдоль дороги мёртвые с косами стоят. И тишина!»

© Илюха Верехов


Ныне подзабытый жанр истерна взлетел на пик популярности в 1966 году, благодаря «Неуловимым мстителям» Эдмонда Кеосаяна. Приключенческие фильмы в СССР снимали и раньше, но «Неуловимые» стали тем фильмом, который, показывая события Гражданской войны 1920 года, лишён всякой жестокости. Разделяя персонажей по идеологическим причинам на правых и неправых, фильм показывает юмор в обоих лагерях, и именно этот позитив стал основой колоссального успеха и влияния. Такие фильмы как «Белое солнце пустыни» и «Кортик» вышли уже после «Неуловимых».

Интересно и даже забавно, что схема подобных лент в сущности та же, что в вестернах. Даже степные и полупустынные локации очень напоминают прерии Дикого Запада. Перестрелки в трактирах, погони, ограбление поезда — это вообще классика! Без них истерны и вестерны — всё равно что акула без зубов. Ну, а противостояние северян и рабовладельцев-южан превращается в истернах в войну между Красными и Белыми. Сейчас уже ясно, что правда была на стороне последних, но «Неуловимые» случайно или специально избегают прямолинейного осуждения, как это случалось во многих фильмах 1930-х гг. Банду Сидора Лютого (Владимир Трещалов) мы ненавидим не за то, что он Белый, а за его персональную жестокость, подозрительность и лицемерие. Команда же Мстителей — это почти что команда Робина Гуда, только уже в XX веке. Четверо подростков, к слову, удовлетворяют требованиям инклюзивности третьего тысячелетия, ведь среди них есть цыган Яков (Вася Васильев) и сильная девушка Ксения (Валя Курдюкова). В силу особенностей своего времени ей, правда, отводится не главная роль, но новая Жанна Дарк (её так и называют в одной сцене) вызывает море симпатии и восторга.

Важным фактором в случае успеха «Неуловимых» стала удачно переданная русская атмосфера, за которую не чувствуешь никакого стыда. Выражается она не только в деревенском быту, но и разговорах о нечисти, из которых едва-едва не выныривает слово «упырь». Одураченный Илюха в исполнении Савелия Крамарова несколько раз рассказывает страшилку про гроб с покойничком и мёртвых с косами, которая ушла в народ и до начала 1990-х являлась самой известной во всём Советском Союзе. Очень неожиданной становится фоновая песня, в которой поётся про Сатану, но из контекста следует, что монструозным персонажем в ней является… инкуб! Признаться, ни в одном другом советском фильме я не сталкивался с намёками на таких существ. Песни из «Неуловимых» вообще стали избранными не только для киноманов, но и меломанов. Куплеты Бубы Касторского (Борис Сичкин), романс Белокурой Жози (Инна Чурикова) и исполненная Яшкой «Спрячь за решётку…» заслуживают громких аплодисментов.

Каскадёрские трюки — ещё одна удачная сторона фильма. Такого количества подстреленных всадников вы, наверное, не увидите ни в одном другом советском фильме. Сцены с плетью тоже поставлены очень качественно. Явным недостатком ленты является только напряжённая музыка во время погони, которая звучит слишком резко и пронзительно. А вот странность, которой я ее могу найти объяснения: на форме красноармейцев вся символика почему-то синяя.

Снятые с любовью и старанием, «Неуловимые мстители» стали ключевым для СССР наравне с фильмами Гайдая, Рязанова и Клушанцева.

10 из 10
Показать всю рецензию
an.khumurits
Если не приврать, хорошей истории не получится...
Только вот в случае с этим фильмом явно недобор получился, так как и зелёные и белые казаки были куда более жестокими по отношению к пленникам, но это уже мои придирки как историка. Да и наверное странно было бы наблюдать жестокие кадры в фильме рассчитанном на детей старше двенадцати лет.

Что же касается самого фильма, то есть в нём только один недостаток - несмотря на небольшой хронометраж очень сильно проседает динамика. Не хватает в нём какой-то целостности, которая была, допустим, в 'Свадьбе в Малиновке'. Но сейчас не о нём.

В остальном это ещё один фильм о сложном времени в периоде борьбы нашей страны за свободу и права трудового народа. Да, он вряд ли понравится условным 'белым', но для красного поколения он выполнял и продолжает выполнять свою функцию.

Несмотря на то, что фильму уже более пятидесяти лет, очень понравились сегменты погони, когда главные герои захватывали поезд и отбивались от своих противников. Хочешь не хочешь, а лошадок, которые могли пострадать во время съёмок становится жалко. В отличие, кстати, от актёров, которые играли антагонистов. Несмотря на недобор по жестокости, в рамках советского кино они сделали всё возможное, чтобы продемонстрировать врагов советского народа.

Конечно современным детям его будет сложно смотреть. Это кино для тех, кому за 20-25, историков и тех, кто глубоко погружён в тему. Но мне фильм понравился, пусть даже далеко не со всеми друзьями я мог бы его посмотреть.
Показать всю рецензию
Страницы: 1 2
AnWapМы Вконтакте