Рецензии

kinoman_82
Форма воды
Чем суровее становятся окружающие нас обстоятельства и сильнее черствеет общество, тем ценнее кажутся именно такие работы – невероятно нежные, обманчиво простые на вид городские романсы на вечные темы, легко способные растопить сердце публики, конечно, при условии, что зритель этим сердцем обладает или еще не зарос цинизмом до самой макушки. Автор «Феникса» и «Транзита», режиссер и сценарист Кристиан Петцольд снял не просто фестивальный хит – а «Ундина» уже завоевала 2 приза на Берлинском МКФ и награду Европейской Киноакадемии за женскую роль, - но прежде всего пронзительную и очень лиричную притчу о любви и жертвенности, которую многие критики справедливо окрестили лучшей лав-стори 2020 года.

Ведя свой рассказ вполне себе реалистично, Петцольд не занимается искусственным усложнением киноязыка, он легко и очень изящно добавляет в него нотки магического реализма, жонглируя фольклорными мотивами, где происшествие во время ныряния с аквалангом трактуется как окончательный выход этой наяды на сушу, огромный озерный сом кажется настоящим хранителем подводного царства, водная стихия играет во всем повествовании ключевую роль, а финал истории лишь докажет, насколько далеки друг от друга мир сказок и повседневная жизнь. Другой важной нитью по сюжету проходит тема Берлина, о котором так увлекательно рассказывает Ундина, когда камера пристально изучает городские макеты, а рассказы девушки стремятся глубже погрузить зрителя в удивительный мир этого города.

Но самое главное, что наделяет «Ундину» полнокровной жизнью – превосходный актерский дуэт. Обладающая какой-то невероятной притягательностью, чарующая зеленоглазая нимфа Паула Бер («Франц») и смахивающий на немецкую версию Хоакина Феникса Франц Роговски («Между рядами»), уже работавшие вместе с Петцольдом на его предыдущем фильме «Транзит», смело могут претендовать на звание кинопары уходящего года. Пускай некоторые захотят обвинить сюжет «Ундины» в мелодраматичности (напрасно), его герои не манипулируют слезливостью, они апеллируют прежде всего к самым искренним и светлым человеческим эмоциям, в массе маленьких деталей изобразив на экране подлинную магию любви, достойную лучших волшебных сказок, которой часто не могут добиться многие постановщики, ошибочно принимающие за нее уйму откровенных, но абсолютно бездушных постельных сцен.

То, как Ундина и Кристоф смотрят друг на друга, гуляют в обнимку по городу или трогательно беседуют на балконе, когда он просит её рассказать свою лекцию, чтобы лишний раз насладиться голосом и речью любимой, с самого начала пропитано глубокой печалью от предчувствия неизбежного и такой безграничной нежностью, что за их отношения действительно начинаешь переживать больше, чем за свои, особенно когда в дело вступает дивное пианино, играющее Баха в качестве основной и единственной музыкальной темы. Одним словом, «Ундина» обладает важными и редкими сейчас компонентами - душой и сердцем, которые столь же хрупки, нежны и эфемерны, как и у её загадочной, непостижимой и преданной главной героини.
Показать всю рецензию
alexgpomor
Зимняя вишня для Русалочки
Согласно публикациям в прессе, 'Ундина' (на что указывает и имя героини - ее здесь действительно зовут Ундина) - это древнегерманский миф об ундине-русалке, перенесенный в современный Берлин. Разумеется, обычный зритель сразу вспомнит диснеевскую Ариэль, ну или Русалку Ганса-Христиана Андерсена, и будет ожидать что-то слезливо-лирическое.

И жестоко ошибется.

Да, это действительно история Русалки. И да, сюжетные повороты андерсеновской сказки тут на самом деле наблюдается. Вот только дух повествования - не христианский, а вагнеровско-языческий, имморально-жестокий. В фильме перед нами предстает не гламурная голливудская и даже не сказочная Русалка, а самая натуральная мифическая Ундина, способная и на любовь, и на верность, но при этом стоящая по ту сторону добра и зла.

И да, 'Ундина' - история любви. Но такой любви, которая встречается только в мифах или древнегреческих трагедиях.

Что действительно верно - 'Ундина' это вовсе не миф, и здесь перед нами предстает самая что ни на есть реальная Германия. И род занятий героини абсолютно приземленный - она экскурсовод в архитектурном музее.

Вообще же, фильм отдельными моментами очень напоминает 'Зимнюю вишню' Игоря Масленникова. Сходство это, на мой взгляд, не случайно - карьера режиссера 'Ундины' Кристиана Петцольда начиналась еще в ГДР, и 'Зимнюю вишню' он наверняка видел.

И тут мы подходим еще к одному важному повествовательному моменту 'Ундины' - она, как и 'Зимняя вишня', переполнена грустью и тоской. Ундина живет в Восточном Берлине (том, который относился к ГДР), увлеченно рассказывает про архитектуру ГДР и Германской империи (второй империи), ни словом не упоминая об архитектуре ФРГ. Трудно сказать, сделано ли это специально - лично я думаю, что да. Тем более, что в конце среди эпизодических героев появляются беженцы, чей немецкий очень плох.

Так что 'Ундина' - не просто история любви, и не просто экранизация мифа, но и фильм-размышление о сегодняшней Германии. Стране, чье прошлое (все скоом) предпочитают отправить куда-нибудь на дно, куда-нибудь к русалкам.

10 из 10
Показать всю рецензию
pokanedolin
Современная сказка о мифической нимфе из водного царства.
Кто знает содержание немецких сказок, тому не нужно объяснять, что в них довольно часто встречаются страшные и жуткие моменты.

'Ундина'- это сага о деве вышедшей из водного мира, которая может получить душу, в случае замужества с человеком. Правда есть одно но...если этот человек её оставит, он вынужден попрощаться с земным миром.

Классический материал вдохновлял многих деятелей искусства: композиторов, писателей и конечно киноделов.

Паула Бер (Paula Beer) и Франц Роговский (Franz Rogowski) зарекомендовали себя как идеальная пара. Уже в последнем фильме Кристиана Петцольда (Christian Petzold) 'Транзит', эти актёры блистали в главных ролях. И вот снова режиссёр ставит этих замечательных актёров перед своей камерой.

К слову будет сказать, что как и 'Транзит', 'Ундина' тоже принимала участие в Берлинском кинофестивале, где П.Бер была награждена Серебряным Медведем за лучшую женскую роль. В декабре фильм также поборется за звание быть лучшим в Европейской киноакадемии.

Как раз таки 'Ундина' является самым романтичным фильмом Петцольда. Кто знаком с его фильмами, тот в курсе, что режиссёр не обладает склонностью к роскошным постановкам. ' Ундина' же романтична.

Первая встреча между Ундиной и её будущем возлюбленным, индустриальным ныряльщиком, протекает довольно неуклюже.

Лопается аквариум и оба оказываются на полу, смытые подавляющими потоками воды, вместе с тем смывается и теперь уже прежняя любовь Ундины. Её играет Якоб Маченц (Jacob Matschenz).

Очевидно это чистый немецкий символизм, никакой магической реальности- но он работает, в первую очередь благодаря конечно химии которая существует между главными героями.

Несомненно, один из достойных немецких фильмов 2020 (не простого для кино) года.

9 из 10
Показать всю рецензию
sapar6262@mail.ru
Водолаз и русалка.
Немецкий режиссер Кристиан Петцольд создал удивительно красивое, неспешное кино, в котором, не смотря на его визуальное спокойствие, просто бушуют страсти. И если начале фильма это трагедия брошенной девушки, затем самым мистическим образом возникает любовь, причем такая, что своим жаром испепеляет самих влюбленных. Хотя фильм идентифицирован как драма, на самом деле, это самая настоящая история любви. Именно так, а не как сейчас говорят — 'лав стори', эту английское словосочетание уже давно опошлили свадебные фотографы. Кино, само название которого намекает на мистический уклон, ведь Ундина — это что-то вроде русалки, не отпускает зрителя от экрана до самого финала. Но магия тут исходит от простых вещей: городских пейзажей славного города Берлина, чарующих своим спокойствием и завораживающих своей невероятной красотой природных ландшафтов, и конечно, от великолепной музыки.

Ну и сама фабула фильма, ведь это очередной вариант истории любви, эта вечная тема всегда интересовала людей и будет всегда интересна во все времена. А если учесть, что тут добавлено немного мистики, то становится понятным что фильм обязательно привлечет своего зрителя.

Любовные и мистические линии сюжета переплетены здесь с темой ответственности человека, ответственности перед людьми которым он дорог и теми, кто просто рядом с ним. Фильм очень приятно смотреть, тут нет откровенных сцен, хотя фильм о любви, нет насилия и сквернословия.

Если вам нравится спокойное и красивое кино, то вы должны посмотреть эту сказку для взрослых.
Показать всю рецензию
Zartlichkeit
История любви на фоне Берлина с элементами мистики
Ундина (от лат. unda — «волна») — мифологическое человекоподобное существо женского пола, связанное с водоёмами, нивами и полями; дух воды. Германо-скандинавский и прибалтийский аналог славянской русалки.

По сюжету достаточно простая история любовного треугольника-квадрата, однако сделано это в красивой художественной форме, цветовой гамме, на фоне Берлина и с рассказами истории Берлина и его архитектуры. Вода и подводный мир - как вторая среда и важная часть всего повествования. Паула Бир взяла приз за лучшую женскую роль на Берлинском фестивале 2020, и действительно, у неё получился интересный образ 'Берлинской русалки' - красивой молодой девушки, так увлекательно рассказывающей (словно пением) о Берлине на своих экскурсиях.

Для меня 8 из 10 - субъективно. Потому что люблю Берлин, немецкий язык и эстетское кино. Фильм для своего зрителя.
Показать всю рецензию
schwelle
В российском прокате лента Кристиана Петцольда “Ундина”, практически прямиком, сквозь тысячи световых лет и морских миль, дошедшая с берлинского кинофестиваля. Романтичная повесть о выбравшейся на сушу русалке, жительнице и озёр, и Берлинской квартиры, удачно ляжет на лоно романтического настроения парочек, желающих видеть свою влюблённость в виде чуть более сказочного механизма.

Ундина живёт в Берлине и работает экскурсоводом в городском музее, рассказывая посетителям про историю и уровни городской застройки немецкой столицы. У неё есть карикатурный возлюбленный Йоханнес, который решает её бросить прямиком в их любимом кафе возле её работы. Однако одиночество Ундины длится недолго. В том же кафе к ней подходит влюблённый в неё водолаз-ремонтник Кристоф, с которым они случайно разбивают аквариум и с тех пор остаются друг с другом навсегда.

Стоит сказать, что Кристиан Петцольд - режиссёр трудолюбивый, правильный и приветливый. Всегда ходит с полными карманами чувствительности, везде пытается пристроить эмоциональность и трогательность, однако везде же то ли не испытывает этого сам, то ли старается подстроиться под кого-то, изолируя своё собственное, настоящее, то ли не имеет устойчивой базы, на которой чувства могут вырастать. Эта картина очень мила и покладиста, она хорошо отдастся тем, кто будет смотреть её, как принято с мелодрамами, запараллеливая экранное с собственным. Смотреть же со стороны на Петцольда привычно скучно, и это лишь проблемы душевного восприятия.

Событийно и актёрски здесь всё звучно, всё правильно, скрипучая до зубов правильность Петцольда сама может стать экспозицией музея. Сюжет, конечно, изысками бахвалится не сможет, раз порядок правит миром, то он и стар, как сам мир. Попробуйте посмотреть. Уверен, без всяких подсказок будете угадывать каждую последующую сцену. Как лофт, по кирпичикам складывать. И ничего вам в этой среде авторского не потребуется. Никаких ораторов и экскурсоводов. Шум поездов, тело реки, городская бесконечность и духи, населяющие места, в которых хочется обитать. Обернитесь. Всё вокруг.

Даже с ундиной справитесь. Или с Ундиной. Решить придётся только одно, виденье она или девочка-виденье, но там, опять же, если проводите параллели с собственной жизнью, всё однозначно. Петцольд вам не художник. Он пересказатель.

1.10.2020
Показать всю рецензию
Капитан Буран
Кругом вода.
Когда двое встречаются, то ничего хорошего, жди беды.

Невероятно чувственно, лаконично рассказанная история одной большой любви.

Плацдарм - восточный Берлин, он же и сцена... Только он не кипящий мегаполис, а молчаливый свидетель; такой где-то там, в стороне.

Мистика.

Каждому -своё. 'Ундина' это мистика и наше с вами за руку - однозначно так.

Повестка.

Готовы ли Вы пожертвовать самым дорогим, ради любви.

'Ундина' - в каком - то смысле очень старомодное кино; тут нет представителей этнических и прочих (ну вы поняли), откровенных сцен тоже. Тут всё дело во взглядах и объятиях.

Это история о невозможности любви, как таковой. Ведь уткнуться носом в плечо любимого человека - это просто момент, здесь и сейчас.

P.S. Ундина - девушка без прошлого, невероятно красивая с огромными зелёными глазищами. Паула Бир вряд ли станет голливудской дивой (что хорошо), но её Ундина - это чудо.
Показать всю рецензию
wolandr - 2032
Берлин. видимый и невидимый
О чем бы ни снимали представители «берлинской школы», все равно главным героем фильма будет Берлин. Даже если действие происходит в вымышленном городке Драйлебен. Детектив это будет или драмеди, мелодрама или бытовая комедия- неважно. Так же, как и профессиональная принадлежность героев не всегда важна. Главное- берлинцы. Не самые успешные, но и не маргиналы. Не пассионарии, но и не распоследние аутсайдеры. В социальной шкале города их место – в середине таблицы, хотя и ближе к концу. В профессиональном смысле «Ундина» - исключение. Профессии главных героев здесь оказываются значимы. Она- специалист мэрии по сохранению и воссозданию аутентичной городской среды. Он- водолаз, который работает со сваркой на дне пригородных озер. То есть, род занятий тесно связан с тем самым главным героем фильма, который слова не произносит, но при этом все время в кадре- с немецкой столицей. Характерно, что профессия третьего главного героя- бывшего возлюбленного Ундины- Йоханнеса- останется неизвестной. Впрочем, Йоханнесу и отведена вспомогательная роль. Разлюбил- увлекся другой- ошибся- попытался вернуть прежние отношения- не вышло, некстати вышел к бассейну- был утоплен за беспринципность в любви. Эта фабульная линия маячит на периферии «Ундины»- к черту подробности!

Город, который выглядит таким подробно- живым и ухоженным: с цветочными кашпо на балконах, с пригородными электричками стерильной чистоты, с молодежными граффити в полосе отчуждения, с уютными кафе, современной неоновой подсветкой, Берлин до сих пор чувствует боль от ран. Ундина об этом рассказывает экскурсантам каждый божий день. Послевоенные руины- гематомы. Градостроительная политика, такая разная в двух его частях- ссадины. Наконец, главный шрам- стена. Тонко: про стену никто в фильме слова не скажет. Будет гигантский макет, где дома двух цветов: древесно-желто-белого и кофе с молоком. Одни- существующие, другие- исчезнувшие, но имеющие шанс на воскресение- воссоздание. Вот это чистая берлинская школа: объектов нет, но они есть. Это- один из главных фокусов берлинцев. Город живой, но мертвый, очевидный, но потаенный, видимый и невидимый. Смесь предельно-тщательного бытописания с городской мифологией.

В «Ундине» Петцольд добавляет к этому еще один обертон- Берлин сухопутный и подводный. Чего только не видит водолаз Кристоф в пригородных водах! В основном, конечно, внимание сосредоточено на месте подводной сварки. Но где-то по краю поля зрения внезапно проплывает что-то гигантское. Явно мифологически-гиперболизированное озерное чудовище. Но у берлинцев даже мифы с именами. Это- гигантский сом Густав. Про него все рассказывают, никто его не видел. Кристоф и сам себе не верит, что он сподобился вживую увидеть сказочного персонажа. Но теперь сказку можно проверить былью: вся процедура подводных работ записывается на видео. Просмотр видеозаписи документально подтверждает: берлинцы рождены, чтоб сказу сделать былью. Новейшее техническое средство подтверждает материальность предания.

И дальше все в таком же ключе. В «Ундине» будут телефонные звонки с того света, ложь во спасение, катастрофа на глубине, смерть мозга, мистическое воскресение в конкретной больничной палате, добровольный отказ от жизни в сухопутном Берлине и уход Ундины в мир подводный. Предварительно под воду она отправит и изменщика Йоханнеса, который превращаться в сома Густава явно не хотел. И вот уже перед воскресшим Кристофом проплывает не сом, а русалка. И вот уже Кристоф готов променять Берлин видимый на невидимый. Но остановится в последний момент- ведь он готовится стать папой нового берлинца, которому нужен в роли отца все-таки человек, а не сом. По крайней мере, на первых порах. Пока он не привыкнет к этому городу, который выглядит как цветущий старик, который за доброй улыбкой прячет боль от ноющих ран. В котором все видимое и невидимое так переплетено, что с того света в Берлине можно осуществить телефонный звонок на свет этот. В котором родилась вот эта берлинская школа. И где снимаются вот такие фильмы: то ли детективы, то ли триллеры, то ли мелодрамы, то ли бытовые комедии про город, в котором все неопределенно. И где желтое и коричневое, существующее и исчезнувшее никак не различишь.
Показать всю рецензию
AnWapМы Вконтакте