Рецензии

Анастасия Кожевникова
'Она любит МР3!' - глупое название (с)
Первое хорошее впечатление - саундтрек. Продуманный, разнообразный, стильный. Что важно - вплетенный в сценарий. Музыка не звучит из ниокуда, только для зрителей - героиня сама ставит иглу и нажимает кнопки. Музыка - часть ее мира. И ее мир хотят уничтожить.

Фабула, основанная на конфликте со строительной компанией (власть), интернациональна до банальности. Распределение ролей еще хуже: она точно молодец, строители подлы и бесчестны. Все просто и безнадежно. Однако, множество легких как междометия деталей, сцен и обмолвок подмигивают: 'Так что же она уберегает с такой отчаянной настойчивостью?'Только ли это обустроенная под нее квартира с видом на океан? Или это - множество известных и нерассказанных историй? Это комод, стоящий на том же самом месте, как и когда молодая еще (а теперь десяток лет как мертвая) тетушка переживала на нем секунды своих 'маленьких смертей'. Диван, на котором была написана та самая книга? Комната, в которой танцевала, когда не знала, что бюудет дальше?

Быть может, все это больше, чем о социальной несправедливости. О желании спать не где-то, а в своем Доме. Слушать музыку, а не аудиозаписи. Переворачивать страницы, а не кликать. Жить жизнь, а не реализовывать проект.

Смотреть ли - вопрос сложный. Фильм не для компании. Не для времени, которое нечем занять. Это фильм 'на потом', с сомнениями и вопросами - и он не собирается отвечать.

8 из 10
Показать всю рецензию
Chriz Bale
Досидел бразильского 'левиафана' от режиссёра Клебера Мендосы Фильо. Вопить, какой это крутой фильм не хочется, конечно. Да и покажите мне того, кому захочется через 2 то с половиной часа сей квартирной эпопеи. Но всё ж, насколько это кино выглядит живее некропомоев Андрея Звягинцева! И ведь вроде бы вся та же катавасия.

У молодящейся бабки Клары (Соня Брага) строительная компания пытается отжать квартиру. Ведь она осталась одна непреклонная в многоквартирном доме, откуда давно съехали все жильцы, а сынуля шефа компании а. к. а. «я у папки крутой застройщик» уже грезит о строительстве на этом месте пафосного отеля. Но это они зря. Лет тридцать назад донна Клара победила рак, вырезав себе грудь (выглядит ещё так, будто собственноручно!). А уж эти-то ухмыляющиеся хари из компании наверняка как-нибудь усмирит.

В общем-то, симпатии режиссёра тут очевидны – «Клара, давай!». Я лично не скажу что кто-то в этой истории однозначно прав. То есть, вот так упереться рогом, когда большинство иного мнения, конечно похвально, но как-то отдаёт ослиным упрямством. Естественно, ничего рассудительного не стоит ждать и от сволочной строй-компании, объявившей своему упёртому жильцу пакостную войнушку. Понять можно и тех и других, но обе стороны подлежат в большей степени порицанию. Даже тупые прочие жильцы подлежат ему, так как продали свои хаты на совершенно идиотских условиях – и чья это теперь проблема?

Радует же глаз другое, что героиня в «Водолее» не живет лишь этой давящей ситуацией. Меж делом она не видит напряга в том, чтобы выходить в кино, крутить романы, ходить в гости к детям, гонять домашнюю обширную коллекцию винила и советовать что-то знакомым. Она не персонаж гипертрофированного сценария, а живой человек. Она пытается получать удовольствие от жизни, даже если житуха эта порою и недружелюбна. И не только Клары эта магия касается. Тоже можно здесь сказать и про остальных людей (ну, чуть в меньшей степени, они ведь не центральные персонажи). Даже потенциальный злодей не метит в опереточные быдланы. Конечно он хитёр и попутно формирует какой-то мерзкий план, но разговаривает вполне на чистоту, как человек понимающий, но не желающий отступать. Вот что делает фильм фильмом – любовь к своим персонажам и фонтан жизни, пускающий брызги с экрана. Ну, а чем дело кончится сами досмотрите.

6 из 10
Показать всю рецензию
Philosoraptor
Борьба со старостью
Больше тридцати лет назад Клара заболела раком. Она не сдалась перед болезнью и начала бороться. В результате рак отступил ценой удаления одной груди. Теперь Кларе за шестьдесят. Она живёт в собственной квартире в небольшом многоквартирном доме и получает удовольствие от жизни. Муж уже умер, но дети давно выросли, у Клары уже есть внуки. Клара пишет книги, даёт интервью в местную газету, слушает виниловые пластинки, коих у нее громадная коллекция, и ходит на пляж. Все бы ничего, но выясняется, что строительная компания положила глаз на дом Клары и уже выкупила все квартиры за исключением ее. Естественно терпеть последнего жильца они не намерены. Сначала начинаются уговоры, потом атмосфера накаляется, и вот уже строительная компания идёт на радикальные меры лишь бы выселить Клару. Но женщина не сдается. Из квартиры она выезжать не собирается.

Послание этого фильма понятно - изобразить независимую женщину, которая отказывается стареть и отправляться на покой. Ее квартира, в которой она прожила столько лет, становится символом ее сопротивления старости. Все в ней на своём месте. Есть уютная кухня, гамак, где можно полежать, диван, куда можно усадить гостей, хороший вид из окна. Режиссер сразу хочет расположить зрителя к своей героине. Но одновременно чувствуется в таком сюжете, с одной стороны, мелочность замысла, а с другой, культ тотального западного индивидуализма, доходящий порой до абсурда. В самом деле, бывают ситуации, когда дома сносят или расширяют, и тогда жильцов добровольно-принудительно просят продать жилье, причем часто, как и в этом фильме, гораздо выше рыночной стоимости. Разве не сносят дома, если нужно построить дорогу? В этом же фильме герои подозрительно полярны - непорочная Клара противопоставляется алчной и хищной строительной компании. Встречаясь с одним из молодых руководителей компании, человеком очень тактичным и образованным, Клара переходит в истероидное состояние - она не приемлет даже намека на диалог. И режиссер однозначно на ее стороне. Конечно, в дальнейшем эта компания ведет себя по-хамски и заслуживает осуждения, но попытка представить Клару носительницей исключительно благих ценностей тоже в общем-то проваливается. Качественный, с сильным социальным посланием, этот фильм от своего же послания и страдает - слишком уж мелок замысел для выражения столь возвышенной темы как жизненный стоицизм перед лицом старости. Клара вызывает симпатию, она, приближаясь к семидесяти, ещё готова заниматься любовью и крутить романы, но ее индивидуализм, хотя и остаётся глубоко позитивным, все равно как-то не глубоко отражает драму и мужество борьбы со старостью. Иногда, глядя на Клару, кажется, что, может, и не стоит старикам молодиться.

6 из 10
Показать всю рецензию
AnWapМы Вконтакте