Рецензии

Луpдес
Рождение легенды
Воздушные замки

«За день до премьеры “Звездных Войн” мы построили на пляже замок из песка. Потом, когда стало известно, что билеты на премьерный сеанс распроданы, мы построили еще один. Мы загадали что, если приливом смоет наши замки, фильм провалится, а если нет – все пойдет нормально»
Стивен Спилберг

Когда в январе 1977 года Джордж Лукас показал смонтированный материал «Звездных Войн» своим друзьям, ему посоветовали спрятать этот бред подальше и больше никому не показывать. Только близкий друг Стивен Спилберг предрек, что из этого может что-то получиться. Однако, основная трудность заключалась в другом – ни одна кинокомпания не бралась за экранизацию истории. В конце-концов, удалось уговорить руководителей когда-то прибыльной, но находящейся на пороге банкротства кинокомпании «20th Century Fox». Когда вышли «Звездные Войны», ее крах был делом считанных дней. Фильм стал чудом, спасшим компанию от банкротства.

25 мая 1977 года – в день премьеры «Звездных Войн» Джордж Лукас был на Гавайях, куда, по официальной версии, он отправился, чтобы отдохнуть после работы над фильмом. На самом деле создатель саги просто не хотел присутствовать на премьере, потому что боялся, что его фильм станет провальным. На Гавайях к Лукасу присоединился Стивен Спилберг, приехавший отдохнуть после съемок «Близких контактов третьей степени».

Волноваться было от чего. На «Эпизод IV. Новая Надежда» обрушилось множество уничижительных статей со стороны известнейших кинокритиков. В первые дни проката люди неохотно шли на сеансы. Но потом… Кассовые сборы превзошли все ожидания и побили все рекорды. В общей сложности «Новая Надежда» собрала в мировом прокате 798 млн. долларов, получила множество наград, в том числе и несколько премий Оскар, подарив миру один из самых известных и великих мифов… Компании «20th Century Fox» оставалось лишь убиваться по поводу того, что вместо гонорара отдала Лукасу права на героев и символику фильма.

После премьеры мир охватила «звездная лихорадка». Марк Хэммил, Харрисон Форд и Кэрри Фишер, сыгравшие главных героев в фильме, проснулись знаменитыми, в считанные дни став звездами мирового масштаба. «Звездные Войны» смотрели и пересматривали. Миллионы мальчишек и девчонок, посмотрев фильм, возомнили себя джедаями, побежав скупать игрушечных Вуки, модели звездолетов, роботов, плакаты с изображениями любимых героев и мастерить световые мечи. Люди постарше бросали фразы «да пребудет с тобой Сила» или «у меня очень нехорошее предчувствие».

Кроме того, «Звездные Войны» подарили миру понятие Силы. В «Новой Надежде» Оби-Ван Кеноби говорит Люку Скайуокеру: «Сила – это то, что дает джедаю его могущество. Это энергетическое поле, созданное всеми живыми существами. Оно окружает и пронизывает нас. Оно связывает галактику в одно целое». Что удивительно, современная наука медленно, но верно продвигается к открытию Силы. Например, известно, что видимые объекты Вселенной составляют не более 10% ее реальной массы. Остальная материя невидима и неощутима, но она есть. Считается, что она служит клеем для всех объектов во Вселенной. Джедаи могут использовать Силу для воздействия на разум противника.. Когда Оби-Ван и Люк проезжают через кордон Империи, Оби-Ван внушает штурмовику – клону, что он должен пропустить их, хотя по всем приметам они и есть те, кого нужно задержать. Он объясняет Люку: «Сила легко действует на слабым духом». То же самое и со знаменитыми медихлорианами, измеряющими уровень использования Силы.

Все это странно, пока мы не обратимся к современной биологии. В клетках всех живых существ есть митохондрии. Они извлекают энергию из питательных веществ. Сначала их считали частицами клетки, но потом обнаружили, что у митохондрий есть своя ДНК и они размножаются отдельно от организма, в котором живут. Теперь ученые полагают, что союз людей и митохондрий – это симбиоз на взаимовыгодных условиях. Ну чем не аналогия с медихлорианами?

Подобных аналогий и «не случайностей» в саге множество. Зарубите себе на носу и повторяйте как мантру: фантастика порой реальнее и жизненнее, чем самое приземленное кинцо. «Звездные войны» тому пример, покоривший мир и разрушивший ненужные стереотипы.

Так о чем же этот фильм, затрагивающий потаенные струны души? Это что – то, что всегда трудно объяснить словами, но к чему безошибочно ведет самый надежный компас – сердце. Дружба и верность, удача и поддержка, надежда и искренность. То, что дает чувствовать вкус жизни. И то настоящее, чего нам часто не хватает. Все равно, что подбежать к распахнутому окну, закрыть глаза, вдохнуть едва уловимые запахи, принесенные ветром, рождающие далекие полузабытые воспоминания, и сказать: «Это воздух моего детства. Тот самый, когда верилось, что добро всегда победит зло, а впереди ждет только хорошее, когда главным героем всего происходящего вокруг был ты сам и никто другой…»

То, что сокрушает диктатуру

«Помогите мне, Оби-Ван! Вы моя последняя надежда!»
принцесса Лея

Надежда… Сколько всего в одном слове. Когда теряешь надежду, обретаешь свободу. Надежда дает силы, ставя цель, но она же может лишить всего. Надежда – это всегда риск. Надежда – это всегда вызов.

…Империя достигла расцвета своей мощи, власти и силы. Инакомыслие наказуемо. Либо ты пособник Империи, либо ничтожество. У сильных нет врагов. До определенного момента, когда ломаются устои общества и выходят из тени несогласные. Не имеет значение кто ты. Важно, что ты чувствуешь. Не безрассудство, готовность идти до конца. И чем опаснее путь и коварнее враг, тем сильнее и быстрее ты сам. Набирает силу движение повстанцев, мечтающих свергнуть диктат. Однако, им есть чего бояться. Построена гигантская станция «Звезда Смерти», способная уничтожать целые планеты и держать в страхе галактику.

«Такое отсутствие веры не может не беспокоить меня»
Дарт Вейдер

У штурвала Империи Темный лорд Дарт Вейдер, правая рука Императора. Вейдер не сам руководит «Звездой Смерти», не он принимает решения об уничтожении той или иной планеты. Он тот, кто внушает панический страх любому. Один из лучших мастеров светового меча давно забытой религии. Он тот, кто некогда хотел даровать людям жизнь, но научился лишь отнимать ее, останавливая сердце на расстоянии. Он тот, кто, по словам Оби-Вана, убил отца Анакина Скайуокера отца Люка и предал джедаев. Бывший ученик Оби-Вана. Никто не видел лица лорда Вейдера, закрытого черным шлемом. Никто и никогда. Никто не слышал его голоса без усиления через динамики. Никто и никогда. Никто не знал, чтобы Темный лорд колебался. Никто и никогда. Не потому, что этого не могло быть. А потому, что это невозможно представить.

Принцесса Лея, приемная дочь Бейла Органы, состоящего в имперском Сенате, одна из тех политически важных фигур, кто помогает организовывать сопротивление Империи. Повстанцам удалось перехватить секретные чертежи станции «Звезда Смерти», но корабль принцессы захвачен, и она вынуждена передать важную информацию с дроидами R2D2 и С-3РО. Попав на пустынную планету Татуин, они должны разыскать Оби-Вана Кеноби.

«Я полечу с вами…Больше меня здесь ничто не держит. Я хочу научиться использовать Силу и стать джедаем как мой отец»
Люк Скайуокер

На Татуине живет и молодой Люк Скайуокер с дядей и тетей. Быть фермером – это не для него. «Люк в душе не фермер…Он так похож на отца», - говорит тетя Беру. Про отца – запрещенная тема. Люк лишь знает, что его отец Анакин был непревзойденным пилотом, участвовавших в клонических войнах.

Неподалеку от их фермы живет в уединении чудаковатый старик Бен. Тот самый Оби-Ван Кеноби, которого не называли этим именем с пор окончания войн клонов. Оби-Ван присматривает за Люком, жизнь которого идет вдали от Империи. Две силы, рожденные в один год. Настанет время, и Кеноби расскажет Люку о Силе и передаст световой меч, некогда принадлежащий Анакину: «…элегантное оружие цивилизованной эпохи…Рыцари-джедаи издревне были хранителями мира и справедливости в старой Республике. До наступления темных времен. До образования Империи». От Оби-Вана Люк узнает о том, что его отца убил беспощадный Дарт Вейдер.

«Некогда я был рыцарем-джедаем, как и твой отец. Он был лучшим пилотом и непревзойденным воином…А кроме того, он был отличным другом»
Оби-Ван Кеноби

Люк не мог представить грядущих перемен, когда покупал у пустынников двух дроидов R2D2 и С-3РО. С этой казалось бы обычной сделки и начинается его дорога, сулящая приключения, но превращающаяся в путь сквозь боль и смерть, поражения и победы. Его многое ждет. Ему многое предстоит узнать. Постепенно Люк Скайуокер превратится из юноши, грезящего о путешествиях и приключениях, в человека способного на самопожертвование, подвиг и сознающего свой долг. Всему свое время…

«Сомнительная религия и устаревшее оружие не заменят хороший бластер»
Хан Соло

Хан Соло – человек, знающий цену жизни и цену деньгам. Авантюрист с золотым сердцем, в котором есть место для дружбы и любви. Мы окончательно убедимся в этом, когда Соло вернется на помощь Люку, чтобы уничтожить «Звезду Смерти». Контрабандисты Хан Соло и мохнатый Чубака из племени Вуки – давние друзья, летающие на космическом КОРАЛе «Тысячелетний сокол». Этот корабль по праву один из главных героев фильма. Хан Соло в нем души не чаит, говоря с гордостью: «на этом корабле я проделал путь до Кесселя меньше, чем за 12 парсеков. Я обгоняю даже имперские звездолеты». Создатель саги Джордж Лукас со смехом подмечает, что Хан так увлекся, что позабыл о том, что парсек – это мера расстояния, а не скорости. Но в этом весь Хан, не самый педантичный человек в галактике. «Это твоя развалюха? Ты храбрее, чем кажешься», - усмехается Лея, глядя на его корабль.

Вместе им предстоит пройти через многое. И прежде всего попытаться спасти принцессу Лею от смерти. Но и здесь Люку пришлось долго уговаривать Хана:
- Но ее же хотят убить! – в отчаянии воскликнул Люк.
- Но я не говорил, что хочу по собственной воле ломиться в тюремный блок, - Хан Соло казался самой безмятежностью.
- Но ее же убьют!
- Главное, не меня.
- Она богата… - Люк решил сыграть на слабости Хана к деньгам.
- Богата?
- Да. У нее есть богатство и власть. Слушай, если ты ее спасешь, награда будет ого-го. Ты даже представить себе не можешь сколько.
- Ты не представляешь, сколько я могу представить, - Соло воодушевился.
- Столько и получишь. Правда.

Оби-Ван Кеноби, Люк Скайуокер, Хан Соло, принцесса Лея, Чубака, дроиды R2D2 и С-3РО – та сила, способная расшатать основы диктата и противостоять Империи, примкнув к повстанцам. В чем их секрет? Я уверена, что вы знаете ответ. Дружба. То, что сокрушает диктатуру.

Возрождение к Свету

«Я ждал тебя, Оби-Ван. Наконец, мы снова встретились. Круг замыкается»
Дарт Вейдер

Время расставляет все по своим местам. Они чувствовали, что встретятся. Тень прошлого ничем себя не выдаст. Поединок старого учителя и его бывшего ученика, словно эхо давно отгремевших событий прошлого. История идет своим чередом, развиваясь по определенным законам.

В 2005 году на экраны вышел последний эпизод саги «Месть Ситхв» и мир узнал эту историю полностью. К слову, визуальный ряд «Эпизода III. Месть Ситхов» (2005) и «Эпизода IV. Новая надежда» (1977) органично связуют эпизоды между собой. Взгляните на даты выхода этих фильмов. Не это ли настоящий профессионализм? Естественно, что на «Новую Надежду» финансовых средств затрачивалось несравненно меньше, чем на последующие эпизоды. Однако, это совершенно не искажает фильм, и не портит его. Причина тому – присутствие грани между Республикой и Империей. Эпизоды I – III это дорога во Тьму, по которой идет Республика. Эпизоды IV – VI возрождение к Свету, разрушение основ Империи. В «Эпизоде IV. Новая Надежда» Империя предстает перед нами в расцвете сил. А значит, города неприглядны, люди изнурены и напуганы, а вокруг разруха и общая серость, являющиеся следствием безнадежности.

«Новая Надежда» - начало этого возрождения. Пока еще бесшабашное, веселое, наполненное искристыми впечатлениями молодости и удали. Еще не познавшее боли утраты и крушения надежд. Вера в сея и помощь друзей – залог покорения мира и победы над злом. Герои только догадываются о том, какие суровые испытания им уготованы. А потому с нескрываемым весельем и остроумием смеются над врагом, наслаждаясь опасностями. Менее всего можно назвать это безрассудной игрой, но стоит ли упрекать в этом молодость?

Стоит только вспомнить, как Хан Соло водил за нос имперских штурмовиков, разговаривая с ними по комлинку тюремного блока:
- У нас все в норме. Ситуация под контролем, - докладывал Соло невидимому собеседнику.
- Что у вас произошло?
- Эээ…Да так. Оружие дало сбой. Но теперь все в порядке. Все нормально. Все хорошо. Не беспокойтесь.
- Высылаю взвод подкрепления.
- Эээ… Нет! Не надо. У нас произошла утечка реактора. Нам нужно 5 минут, чтобы его изолировать. Очень опасная, кстати,.
- Назовите свой порядковый номер, - на том конце линии связи явно обо всем догадались.
- Все равно скучный разговор вышел, - констатировал Хан, стреляя в микрофон.

Роль Хана Соло – звездный час малоизвестного в те времена актера Харрисона Форда. Сыграно так, что «искры летят».Роль, созданная для Форда. Актер, созданный для Хана Соло. Немалая доля успеха «Звездных войн» на счету Харрисона Форда. Его слова из фильма давно разбиты на цитаты: «ну и девчонка! Либо я убью ее, либо она мне просто нравится», «мусоропровод – это просто гениальная идея! Какой шикарный запах!», «да тут никакой награды не хватит!»… Его Хан Соло – контрабандист, который намного лучше, чем может показаться. Он остроумен, смел и искренен.

Впрочем, Люк Скайуокер, сыгранный Марком Хэммилом, ни в чем не уступает яркому образу капитана Соло. К слову, «Звездные войны» не из тех фильмов, где кто-то кого-то затмевает или переигрывает. И Марк Хэммил именно тот актер, кто стал единственно возможным Люком Скайуокером. Глаза Люка – это глаза сына Анакина. Не судите поверхностно об этой фразе. Вдумайтесь… И вы поймете, что эта одна из самых великолепно сыгранных ролей в кино.Марк Хэммил сыграл так, что мы видим последовательные и органичные изменения его персонажа по ходу всего фильма. В «Новой Надежде» это обычный юноша, еще не сознающий всего, что ему предстоит, колеблющийся, когда Оби-Ван зовет его за собой, не догадывающийся о правде… Одна из немаловажных причин, по которой мне всегда импонировали «Звездные войны» то, что все мы можем стать лучше и сильнее, чем есть насамом деле… И пусть говорят, что это единственная непревзойденная роль Марка Хэммила. Это не имеет значения. Потому что одна роль, подобная этой, скажет больше, чем длинная фильмография.

Кэрри Фишер, сыгравшая принцессу Лею, пожалуй, единственная актриса, которая была известна до съемок в «Новой Надежде». Дочь актрисы мюзикла Дебби Райнольдс и певца Эдди Фишера, Кэрри предстала перед фотографами, будучи двух часов от роду. Ее Лея в саге смелая, умная, открытая и необычайно обаятельная. Одним словом, Фишер удалось воплотить именно тот образ, ту золотую середину, необходимую для фильма.

Чубака, R2D2 и С-3РО добавляют непередаваемую атмосферу фильма. Такую, что сразу чувствуется: это «Звездные войны». Лукас мастер своего дела. Человек, фантазия которого поистине безгранична.

В подтверждение своих слов приведу известный пример о том, как однажды Лукас был в гостях у Артура Кларка и увидел у него на столе интересное пресс-папье. В фильме оно послужило прицелом пушки на корабле Хана Соло «Тысячелетний сокол». Что касается самого «Тысячелетнего сокола», то образцом для его создания послужил гамбургер с оливой.

Наверное, так и рождаются легенды. Есть только один пример подобного.

Итог – 10 из 10.
Показать всю рецензию
VasekVVV
Место «Звездных Войн» в кинематографе
Определенно «Звездные войны» занимают одну из главных строчек в истории мирового кино, то, что создал Лукас, было и остается невероятным зрелищем, даже спустя много лет и, несмотря на новые технологии. Конечно, теперь спецэффекты тех лет вызывают улыбку, но не нужно пересмотреть все фильмы 70-х, чтобы понять, что именно Лукас создал то, что переворачивало кинематограф последующие годы, я не только о спецэффектах.

Жанр фантастики, особенно в кино, был популярен во второй половине ХХ века, и, будучи лишенных теперешних возможностей компьютерной графики космические (и не только) приключения зрителям нравились и такими, некоторые из них имели свои скрытые знаки и символы. Первым само собой вспоминается «Космическая одиссея» Кубрика и только из-за её скучности при всей гениальности она остается в тени «Звездных войн».

Внеземные цивилизации всегда влекли умы человечества, то, что, было неизведанно, обрастало легендами и мифологиями, начиная от древних астрономов создававших первые модели солнечной системы, вроде той, где все планеты и солнце крутятся вокруг Земли, заканчивая фантастами последнего столетия, создававшими свои миры на страницах книг и на кинематографическом поприще.

Лукас создав свою Вселенную Звездных Войн, превратился в легенду, его история стала легендарной, собрав несчитанное количество поклонников, Коппола даже предлагал ему основать свою религию на основе «Звездных войн», но Лукас закончив две кино-трилогии, ещё мечтает снять и о других обитателях Звездных систем. За эти годы «Звездные войны» разрослись не просто от серии, к серии собирая новых поклонников, но и руками разных авторов создающих серии всевозможных книг о героях кино-трилогий.

А оригинальная трилогия тем временем, как мне кажется, до сих пор остается эталоном космических приключенческих фильмов. В отличие от новой, где большинство приключений было отдано в жертву раскрытия политической, социальной сторон жизни галактической Республики Звездных войн. С одной стороны это понятно, тогда не имея под ногами твердой почвы Лукасу нужно было снять такое кино, которое не только поразит глаза зрителей своими новыми технологиями, но и привлечет их на сторону силы Лукаса, превратив в поклонников фильма.

Для этого, при двухчасовом хронометраже, нужно умудриться снять приключенческое кино не лишающейся своей динамики ни на секунду. Это куда сложнее, чем найти хороших актёров, и сценарий не подкачал, от начала и до конца «Новой надежды» трудно оторвать свои глаза от экрана, каждая часть приключений: на Татуине, на Звезде смерти длятся долго, но пролетают незаметно. Диалоги не несут в себе напряжения, отдавая легкостью, следовательно, не успевая наскучить зрителям до начала новых действий, а их в фильме много, каждое столкновение героев с имперскими штурмовиками, хотя сейчас и смотрятся наивно, но вызывают бурю эмоций.

Примерно также как речи Оби-Вана Кеноби, а точнее актёра его игравшего Алека Гиннеса, очень удачный образ, и в новой трилогии актёр на роль Оби-Вана был подобран идеально, в отличие от других актёров, в оригинальной трилогии с этим дело обстояло легче. Молодые актёры очень удачно вошли в свои экранные образы, что и до сих пор ассоциируются исключительно с ролями Скайуокеров, и Марк Хэммил, и Керри Фишер навечно останутся заложниками этих ролей. А Харрисон Форд удачно попал на Индиану Джонса и позже, ещё в нескольких заметных фильмах блеснув, не стал вечным Ханом Соло, а предпосылки к этому были, он был лучшим из молодых на экране «Новой надежды».

Все для успеха «Звездных войн» сложилось удачно, Лукас не зря создавал эту историю, придумывая историю далекой галактики, перенеся туда земные проблемы. От политического почти вооруженного конфликта восточного и западного блока до проблем каждого человека. Место политике в «Новой надежде» уделяется минимум, все идёт между строк, сразу вспоминается только эпизод, когда Великий Морф Таркин объявляет об упразднении сената и возникает некое подобие спора, как удержать бесчисленное количество звездных систем в руках Империи. Этот спор как раз проработан под жанр и стиль картины, в нем нет ничего сложного для простого зрителя.

Чем Империя «Звездных войн» не земной восточный блок, в сознании западного человека? То же тоталитарное общество (хотя у нас уже был авторитаризм), вселяющее страх каждому своему и не только своему гражданину, маленькой ячейке общества, контроль через террор. Через железный занавеса запад так и видел, что нашло отображение в «Звездных войнах».

Движение же повстанцев, в оригинальной трилогии, это вселенское добро, т. е. свободный мир, где каждый имеет право выбора и голоса, может решать, что ему делать, и бунтовать ли против войны во Вьетнаме. Только повстанцы в «Звездных войнах» есть абсолютное добро, борющееся с Империей чисто от нечего делать, их идейность в фильме не прописана, они устали жить в страхе перед полномочным губернатором Императора в их регионе или загадочным Черном рыцарем, о котором никто ничего не знает, и дрожит от одного его упоминания.

Альянс повстанцев, показанные чуть ли ни как движение хиппи (утрирую), только вооруженные, вместо проповедования мира и добра борются со злом, единственным, возможным образом — через вооруженный конфликт, и цель повстанцев не полное уничтожение имперского флота (что за 20 лет разрослось в невидимых масштабах), а ликвидация секретного оружия… Читай безграничный ядерный арсенал, бороться с которым могли только дипломаты, заключая международные договоры о разоружении…

В «Звездных войнах» же руководители Империи более жестокие и безрассудные субъекты, которые переговорам предпочитают беспощадное уничтожение тех, кто не согласен с режимом, будь-то один человек, будь-то целая планета…

Вот только политические ассоциации в старой трилогии не на первом плане, на первом плане приключенческий фильм, летний блокбастер, один из удачнейших фильмов в истории. И удалось его таким сделать Лукасу, только благодаря тому, что он предпочел свои политические мысли спрятать под внешнюю оболочку фильма о борьбе добра и зла.

10 из 10
Показать всю рецензию
Aleks-Predator
Далекая-далекая галактика и новые миры
Сегодня сложно себе представить, что поначалу «Новая Надежда» снималась так, будто это будет какое-то провальное кино. Тогда даже члены съемочной группы и актеры не до конца понимали, в какой проект они попали, кто все эти инопланетяне, что за джедаи и огромная металлическая планета, что летает по космосу и уничтожает миры.

Но в 1977 году мир фантастики перевернулся, когда классическое теперь произведение Джорджа Лукаса появилось в кинотеатрах. Это была революция в фантастике. Приключенческий жанр в космосе, новые миры, грация красок и при этом межгалактические фашисты (такими мне представлялись штурмовики при знакомстве с картиной) — все это взбудоражило мир в хорошем смысле этого слова, подарив начало культовой саги. Причем показать такой фильм-приключение в такое нелегкое время, когда бушует война во Вьетнаме, наступил кризис, а люди в стране митингуют, было достаточно рискованно как для режиссера, так и для студии. Но возможно все эти события сыграли на руку данному произведению, породив миллионную армию поклонников по всему миру.

Фильм получит семь Оскаров, его признали в киноакадемии. Невероятный феномен. Лукас создал нечто новое, смешав отличный коктейль из различных жанров. Здесь присутствует и приключения, и драма, и сказка, и даже какие-то идеи, взятые, кажется, из азиатского фольклора. Ну а Сила — это, на мой взгляд, конкретная отсылка на божественность. Она всегда рядом, пронизывает все и вся вокруг. Некоторые религиозные учения говорят похожие вещи.

Главные герои пришлись по душе зрителям. Отважные и смелые, они борются за то, во что верят, не отступают от сложностей, даже перед опасностью смерти, готовы жертвовать собой ради товарищей. Каждый зритель хочет тянуться к ним, прожить историю вместе, дать отпор ужасающему Дарту Вейдеру и Уиллхафу Таркину, что здесь предстают истинным злом. Однако не все так просто на первый взгляд. История отлично раскрывает мотивацию героев, игра актеров и отличные диалоги погружают в мир далекой галактики, а зритель действительно начинает верить, что мир на экране реален.

Лукас взял мастеровитых и известных в те года Гиннесса и Кушинга на роли опытных лидеров и наставников противоборствующих сторон. А вот остальные актеры были мало кому известны. Но ставка была именно на них. И эта ставка сыграла, показав миру Хэмилла, Форда и Фишер.

«Банда» героев очень разношерстная, забавная и серьезная, но точно бескомпромиссная перед лицом опасности. Перечислять особенности каждого нет смысла. Следует сказать, что каждый герой создан автором с любовью, ответственным подходом, герои проработаны, ты сопереживаешь им. Злодеи тоже колоритные. От Таркина и Вейдера буквально исходит аура жестокости и холодного расчета тиранов, что должны подавить все возможные бунты в галактике.

Мир «Звездных войн» не кажется каким-то картонным и бутафорским. К созданию декораций, костюмов и визуальных эффектов подошли со всей серьезностью и со всеми доступными средствами на тот период. Сегодня, конечно же, первоначальная версия смотрится не очень, но последующий перевыпуск дополнил фильм отличной картинкой так, что даже спустя 45 лет он смотрится отлично.

Работа Джорджа Лукаса и всей его команды позволила родиться новому жанру в мире кино. Миллионы фанатов по всему миру с теплотой смотрят и пересматривают эту теперь уже классику, наслаждаются хитросплетениями судеб героев, важностью дружбы и чувством ответственности за себя и близких, что красной нитью проходят через весь фильм.
Показать всю рецензию
Meetnik
Культовое начало сказочной саги о космических приключениях и джедаях
И сейчас уже удивительно видеть, что Джордж Лукас решил начать именно с IV эпизода, сославшись на немощность спецэффектов того времени. Это вдвойне удивительно узнавать, когда эпизод I особо не изобилует спецэффектами вплоть до эпизода III. Классические эпизоды при вроде бы слабых спецэффектах выглядят в разы масштабнее. Но такое решение постановщика и сейчас что-то изменить может лишь полный перезапуск.

Сейчас начало выглядит чем-то далёким ностальгическим, как эта самая фентезийная галактика. И это именно космическое фентези, которое не имеет отношения к реальности. А ведь временами хотелось бы видеть именно переосмысление ЗВ c точки зрения нашей реальности. То есть беззвучный Космос, тихоходные летательные аппараты вместо манёвренных и нереальный Х-вингов, а также объяснение логики световых (плазменных, лазерных) мечей.

Но даже с учётом этих нелогичностей, полёт фантазии постановщиков реально внушает и ведь даёт почву для размышлений. Для многих, наверное, секрет, что вдохновлялся Джордж Лукас историями про японских самураев. И для закрытия следов заимствования, перенёс действо в Космос. Тут история даже выиграла, потому что обрела поистине вселенский масштаб. Что уж говорить, когда целая искусственная Звезда Смерти уничтожает целые планеты. В реальности конечно такое невозможно и никакой лазерный удар не сотрёт целую обитаемую планету в пыль. Но показанное всё равно внушает...

Также можно помечтать, что было бы при наличии большего времени у авторов на создание драмы. Ведь история начинается с молодого Люка, который прозябает где-то на ферме у своих родственников. А ведь мечта у Люка связана с подвигами на службе сопротивления Империи. А далее идёт такой круговорот событий и ввод новых персонажей, что действительно захватывает дух. Смотрелся фильм на одном дыхании. А Джордж Лукас постоянно обновлял классику в соответствии с технологиями. В результате сейчас существует несколько вариантов классических эпизодов.

Но фильм действительно достоин просмотра, как мечта о далёких Галактиках, бравых джедаях, сопротивлении жадным имперцам. Особенно в нашей сегодняшней реальности, где мы даже на орбиту Земли вылетаем со скрипом и где целые миллионы средств тратятся на ничтожные амбиции глупых диктаторов.
Показать всю рецензию
kingwayne
Начало Звёздной Саги
Эта картина бесспорно является шедевром мирового кинематографа, который наряду со спилберговскими 'Челюстями' сформулировал понятие 'блокбастер' в современном понимании данного слова.

Джордж Лукас сумел каким-то невообразимым образом создать безграничную вселенную, которую без всяких сомнений следует назвать наиболее популярной и узнаваемой франшизой в истории синематографа, с которой в настоящее время может сравниться разве что 'Маrvel', и то с некоторыми оговорками. Всё-таки одна только 'Новая Надежда' имеет такую величину культурной и кинематографической ценности, что сравнивать её с каким-либо ещё фильмом просто неразумно.

Изумительные ключевые герои, колоритнейшие персонажи второго, третьего планов, уникальные технические приёмы и колоссальная внутренняя мифология в совокупности иллюстрируют фантастическое произведение, заложившее основу бесконечному циклу жизни межгалактической франшизы, которая сейчас включает в себя не только полнометражные фильмы, но и мультсериалы, компьютерные игры, неимоверное количество игрушек, комиксов, книг и ещё многое и многое другое...

'Star Wars' - легенда мирового кинематографа, переоценить значение которой не представляется возможным. Да прибудет с вами Сила!
Показать всю рецензию
КиноКакПовод
Если и можно смотреть детям «Звездные войны», то только с IV эпизода
Джорд Лукас не только продвигал пропаганду США в борьбе с СССР, но и построил антихристианский и предельно плоский мир, унижающий человека…

Первое, что нужно сказать — «Звездные войны» придумывались как сказка, глубоко проникающая в детское (под)сознание. С шаблонными персонажами, чудесами и фиксированной “моралью”. Посмотрев этот сериал в детстве, рядовой зритель становится навсегда его фанатом. Отсюда, кстати, высокие рейтинги — они ровно такие же как рейтинги классических национальных киносказок в соответствующей стране.

Поэтому важный вопрос: стоит ли смотреть «Звездные войны» нашим детям? Ответ — нет, не стоит. Это правильно, но трудно осуществимо. «Нельзя жить в обществе и быть свободным от него». Остается показывать и объяснять — но не раньше 10/12-летнего возраста и начиная строго с “классической трилогии” (в последовательности, в которой фильмы снимались).

Почему? Чтобы лучше защитить детей от того яда, что содержится в сериале, раз уж они все равно с ним столкнуться прямо, либо в различных его клонах.

«Звездные войны» — это завернутая в яркую упаковку история существования безбожного мира, в котором у зла тотальное преимущество и лишь редчайшим стечением обстоятельств некоторым разумным существам из этого мира удается сохранять человечность.

«Звездные войны» — это история “обычности” существования людей в мире, где происходит уничтожение целых планет, а люди продолжают жить как жили. Еще раз — происходит преступление многократно превосходящее по ужасу преступления США в Хиросиме и Нагасаки — и нам никак не демонстрируется ни массового шока во всех обитаемых мирах с массовой же реакцией, ни индивидуального измененного поведения ни у повстанцев, ни у военных империи.

«Звездные войны» — это история без всякой надежды на действительно лучшее будущее для человечества. Ни время республики, ни время империи, ни время после — не демонстрируют никакого солидарного существования. Никакого ни «Свобода-Равенство-Братство», ни «Вперед к Коммунизму», ни обещания «Царства Божьего на земле». Только мелкие телодвижения отдельных групп людей и, в лучшем случае, свержение “злого-царя”, для замены его на “не-очень-злой-хотя-и-бестолковый-сенат”. Причем картина мира здесь такова, что от масс людей вообще ничего не зависит — зависит только от (анти)героя, который, абсолютно внешней по отношению к массам, “чудесной” силой способен менять жизнь миллиардов.

«Звездные войны» — это история максимального сужения возможных форм существования разумных существ — как бы разумные существа не выглядели, какие бы формы тела у них не были — все они ведут себя как средние американские обыватели — с теми же мечтами-страхами-развлечениями-заботами. Ничего таинственного, никакого намека на выходящее за пределы среднего уровня понимания, ничего нового — плоский мир, плоских людей.

Говоря на политическом языке — мы имеем ультраконсервативную пропаганду, оправдывающую и консервирующую в головах обывателя существовавшую американскую систему, пугающего его тем, что, если он прельстится мыслью о возможности какого-то другого порядка («СССР»), то это его обманывает очередной “черный властелин”, который всех съест.

Доказательством всех данных положений является тот прямой факт, что актер Рональд Рейган, обслуживающий американский олигархат и неоколониализм, построил в т. ч. на основе этого фильма и пропаганду необходимости гонки ядерных вооружений, с закладываем в головы обывателя “нормальности” ядерных ударов, и запустил неолиберальную модель экономики, уничтожающую остатки человечности и христианства, что еще теплились в “старом капитализме”.

(Почему мир безбожный, плоский, скучный? Ведь есть же таинственная “Сила”, которая правит миром? Пропагандируемая в фильме “Сила” — банальный квази-физический ресурс, к которому можно подключиться и использовать к своей пользе. Причем все зависит исключительно от происхождения. Такой вот аналог “голубой крови” аристократии, управляющей плебсом. И это помимо банальной кастовости во всех демонстрируемых нам обитаемых мирах с их принцессами, герцогами, монашескими орденами и рабством. Перед нами мир без всякого выхода — наиболее удачное, что может случится с адептом “Силы” — это стать привидением.)

Христианское упование на Бога, для которого нет успевших и опоздавших, на всеобщее воскрешение, на божественное преображение всего сущего — всё это чуждо фильму. И это не говоря о прямой проповеди манихейского расчленения мира на, равноценные для безличной “Силы”, “темную” и “светлую” стороны.

* * *

Почему же тогда безопаснее для детей, если и смотреть «Звездные войны», то в той последовательности, в которой они снимались, а не по хронологии событий?

Если впервые показывать ребенку эпизоды последовательно в соответствии с их номерами в названии — с первого (1999 года) по шестой (1983 года) — то это обернется апологией возникновения зла — повелителя Галактики. Наиболее яркий (предельно суггестивный для детского сознания) первый эпизод заставит ребенка отождествить себя с главным героем, затем логика сюжета “подскажет” ребенку, что если у тебя есть достаточные мотивы, то ты вполне можешь перейти на “темную сторону” и... стать властелином мира.

И вот, после этой инициации, ребенок окунается в классическую IV часть и видит блеклый бутафорский мир, который от него так же далек, как от нас немое кино. Ребенок видит на экране суету посторонних ему “благородных героев”, которые прячутся по каким-то убогим норкам. И вся их победа для него — ухудшенное повторение того, что он уже видел в I-III эпизодах.

При этом, изначально зная, кто такой Дарт Вейдер, — ребенок не пугается его, не ненавидит его, а пытается его оправдать в каждом, совершенном им преступлении. Причем шестая часть даст еще и глобальную индульгенцию — «да, я стану плохим, совершу страшные преступления, используя ужасные методы для достижения желанной мне цели, но, получив силу, я в самом внутри останусь хорошим и в решающий момент спасу мир».

Подобного сценария восприятия мира «Звездный войн» можно частично избежать, если смотреть фильмы в последовательности их создания.

Начав с IV части, современный ребенок сразу опознает её как “старое кино” и условную сказку. И борьбу главных героев он начнет воспринимать как борьбу со злом, что временно захватило сказочное королевство — по принципу того, как боролись знакомые ему герои с захватившим царство-королевство Кощеем-бессмертным. И “Кощей” для него будет кощеем почти до конца третьего посмотренного им фильма. А затем, во второй трилогии, он увидит разворачивание истории трагедии предательства себя и близких — ведь он будет знать, что вот этот милый мальчик из эпизода 1999 года никак не тот, с кем хочется себя ассоциировать, а тот, кого ждет всеобщая ненависть, одиночество и смерть.

И, в таком случае, юный зритель увидит в фильме хотя бы отсвет того, что он, конечно же, должен знать и до всяких «звездных войн», — что мир сотворен любовью и, что любовью же и милостью Создателя нашего, даже самый последний из заблудших будет спасен, если не отринет он руку Его.
Показать всю рецензию
Petrov-Vodkin
Старая новая надежда
Оригинальные Звёздные войны, та самая Новая Надежда. Сколько сказано об этом фильме, сколько написано и снято Я не смогу добавить ни бита информации ко всей этой мириаде фактов. Потому придам чуть больше личного отношения. Этот фильм для меня очень долгое время существовал чисто за счёт упоминаний и отсылок из других произведений. Но очень долгое время мне не доводилось увидеть по ТВ или на кассетах это кино. В результате первым фильмом из серии, который довелось посмотреть стала Скрытая угроза, которая в виде файла была обнаружена мной на втором компьютере в семье, через что отсмотрена и не раз. Только ещё через какое-то время мне довелось фрагментами увидеть старую трилогию, при чём из всех фильмов довелось впервые увидать Возвращение джедая и это кино на фоне Угрозы выглядело изрядно архаичной поделкой с мишками-гамми. А уж на фоне многих других хитов из 80-х старая трилогия как-то совсем не притягивала.

Если бы не большая библиотека ЗВшной литературы оказавшаяся на одном из моих дисков 'библиотеки в кармане' и диск полный компьютерных игр по Star Wars с одного из пиратских сборников, то вся франшиза прошла бы мимо меня. Потому, хотя в один момент мне таки довелось посмотреть оригинальную трилогию, я больше уважал эти фильмы и воспринимал их как движущиеся иллюстрации из которых получилось столько интересных историй и игр. Но всё таки это кино в последний раз смотрел уже даже и не вспомню когда - лет 10-15 назад. Но однажды я заметил большой 4К телевизор и домашний кинотеатр с мощным звуком дома и рука сама упала на давно купленный синелучный диск с фильмом.

Что можно сказать - кино местами очень хорошо сохранилось, но временами его возраст прямо бросается в глаза, особенно это касается некоторых мест с комбинированной съёмкой из 70-х и спецэффектами добавленными в 97 году, да и актёрская школа отдаёт некоторой старорежимностью. Но что меня порадовало, так это отсутствие затянутости - в наше время когда каждый большой блокбастер стремится к трёхчасовому хронометражу подобная компактность картины только радует. И при том что характерно лента не кажется скомканной и летящей на всех парах, ведь не время объяснять, когда зритель может заскучать от того что на экране ничего не происходит уже целую минуту. Нет кадры выдерживаются, показывают героев и пейзажи, даже разговоры и диалоги неспешные и размеренные - это просто приятно смотреть глазу и голове. Наверное мне уже становится трудно концентрироваться на максимально быстром и всполошном кино и потому мне становится приятнее смотреть не спешащие фильмы вроде недавней Дюны или Новой Надежды.

Ещё из забавных наблюдений - штурмовики опасные вражины и весьма меткие стрелки, ведь всегда когда им было нужно они перестреливали врагов с минимальными потерями, а на той же Звезде смерти у них явно был приказ хватать наших героев живьём и ни в коем случае не убивать, иначе как бы злодеи узнали о базе Восстания на спутнике Явина. Даже стало интересно с какого момента стала продвигаться тема с штурмовиками-мазилами, ибо по этой картине такого явно не скажешь, если конечно не смотреть её пятой точкой. Или то что Люк так то не фига не бунтарь противо опостылевшего быта. То есть он конечно рад побухтеть на тему того, что из-за фермы он многое теряет по жизни, но одних люлей полученных от песчанников ему уже хватило за приключения на ближайший год. Если бы не гибель родных, то он максимум подкинул бы Бена до ближайшего города, а сам наслаждался бы спокойной жизнью в глуши. Как оказалось я на удивление хорошо помню фильм по сценам, но при этом в единый фильм в моей голове эти воспоминания ни в какую не складывались.

История рассказанная в самой картине простая, но в этой самой простоте и таится удивительный универсалистский дух, который позволяет сюжету цеплять не в зависимости от погружённости во вселенную и насмотренности источниками вдохновения. Просто там, где поехавший фанат увидит миллиард лорных моментов, а киноман узрит оммажи Куросаве, старым вестернам и дешёвеньким космооперам, там простой зритель будет смотреть на приключения и пострелушки харизматичных героев в противостоянии со злодейской Империей с большим финальным чукаловом. Ну и да, я уже успел подзабыть каким же Хэммил был красавчиком на момент Новой Надежды - прямо герой с картинок. Ну и конечно когда музыка и звуки фигачат по тебе из колонок вокруг во тут и проявляется вся мощь Звёздных войн. Никогда раньше не замечал, но нынче звук и музыка просто сделали для меня это кино куда мощнее. Прямо опыт максимально приближённый к кинотеатральному.

А в целом хорошее кино - простое как три копейки, но срабатывающее благодаря этой самой простоте. По крайней мере из прочих крупнобюджетных картин конца 70-х кино явно выделяется и не кажется эдаким артефактом эпохи, а является всё-таки актуальной картиной, которую и сейчас посмотреть можно с удовольствием.
Показать всю рецензию
жюльвьерн
Фильм, положивший начало далёкой-далёкой галактики
У меня особые взаимоотношения со «Звёздными войнами». Впервые я посмотрел всю гексалогию. Причём, я смотрел фильмы по порядку и в каком же культурном шоке я был, когда узнал, что эпизоды 4-5-6 сняты на 30 лет (!) раньше 1-2-3. Сколько смотрел, столько никогда не замечал, что «Новая надежда» старее чем «Призрачная угроза». Сейчас, я понимаю, почему так, у меня был DVD-диск не с оригинальной версией, а с отреставрированной 1997г. куда Лукас добавил кучу сцен. Оказывается в оригинале даже не было Джаббы Хатта, а Хан Соло стрелял первым в Гридо. Но даже без этих нововведений, «Новая надежда» это культовый шедевр, который изменил мировой кинематограф. Причём интересен не только сам фильм, но даже как он создавался.

Спецэффекты. Это то чем встречает нас фильм, и чем он запомнился, прежде всего. Я смотрел оригинальную версию 1977г. и даже по тем меркам, спецэффекты в фильме просто чумовые! Да, «Звёздные войны» были не первым фильмом про космос, были уже «Космическая одиссея», «Звёздный путь», «Флэш Гордон», «Потерянные», но сравните просто, как космос изображён там и как он изображён у Лукаса. Насколько же космос здесь сделан реалистично-детализировано, что ощущение, будто там и снимали. Да реальная высадка американцев на Луне снята куда хуже чем «Звёздные войны».

В этом вообще прикол, что фильм, снятый в 1977г. выглядит по качеству лучше, чем многие современные блокбастеры. Наверное, заслуга Лукаса в том, что он снимал без компьютерной графики. Например, Татуин снимался в Тунисе, а Явин IV в Гватемале.

Все космические корабли и «Звезда Смерти» это были реальные макеты, снятые на синем фоне. Особенно забавно читать, что «Тысячелетний Сокол» был списан Лукасом с гамбургера.

Даже история звуков, которые создавал звукорежиссёр Бен Бёртт увлекательна. Например, дыхание Дарта Вейдера это дыхание в акваланге; звук светового меча это звук включённого телевизора; звуки лазеров это удары по проводам ЛЭП; звуки полётов имперских истребителей это переработанные звуки слонов.

Саундтрек. Это то без чего «Звёздные войны» не сработали бы. Музыку создавал лучший кинокомпозитор всех времён – Джон Уильямс, который помимо «Звёздных войн» сочинил саундтреки «Гарри Поттера», «Челюстей», «Индианы Джонса», «Один дома», «Парк Юрского периода» и др. Иногда я думаю, что он сам инопланетянин, потому что ОТКУДА он придумывает все эти монументальные композиции?! В этой части ещё нет «Имперского марша», но все остальные композиции прекрасны: «Заглавная тема», «Финальная», «Имперская атака» и особенно прикольная «Cantina Band» в баре. Саундтрек «Звёздных войн» это уже отдельное искусство, которое можно слушать отдельно как музыку Бетховена или Баха.

Персонажи. Стоит признать, что без интересных персонажей, все эти спецэффекты и саундтрек были бы лишь мишурой на свалке.

Люк Скайуокер (небесный ходок) – 19-летний начинающий пилот и джедай. Что интересно, Лукас его создавал, ориентируясь на книгу «Тысячеликий герой» Джозефа Кэмпбелла, поэтому Люк в фильме проходит стандартный со времён древнегреческих мифов «путь героя»: «Зов приключений» - наставник – преображение – обретение дара и. т.д. И всё это работает, потому что Люк очень интересный персонаж. В отличи от скучной и унылой Рэй из «новой трилогии» Люк не сразу такой гений, он учится и не выглядит всемогущим.

Хан Соло – я знаю, он многим нравится больше чем Люк, но по моему они идеально дополняют друг друга. В противовес Люку, Хан – дерзкий, авантюрный наглец, но этим он и цепляет. Он тут главный генератор юмора.

Принцесса Лея – красивая, сильная, отважная, боевая и находчивая. Печально осознавать, что раньше Голливуд умел делать интересных и сильных персонажей женщин (Лея, Рипли, Сара Конор), а сейчас клипает одних «независимых феминисток» на фоне тупых мужиков. А ещё печально осознавать, что Кэрри Фишер не продвинулась дальше этого фильма. Какая же всё-таки она была красивой в молодости и какой же некрасивой к старости.

Оби-Ван Кеноби – в исполнении единственной приглашённой звезды Алека Гиннеса. Очень мудрый наставник, правда, с ним связан один минус фильма:

Почему его дуэль с Вейдером такая убогая? Даже по меркам 1977-ого. Это по сюжету схватка бывшего мастера и ученика и они просто переваливаются с ноги на ногу. Я даже в детстве это отмечал. Неудивительно, что в 2019г. фанаты обновили их битву, сделав её эпично и крутой (можно в интернете найти). Кстати, в реальности они сражались деревянным палками со светоотражающим покрытием. Представляю как это ржачно со стороны смотрелось.

Дарт Вейдер – по поводу него у меня смешанные чувства. С одной стороны, он безмерно крутой и устрашающий. До сих пор, сцена, где он впервые появляется на корабле выглядит жуткой и нервной. С другой, я не могу воспринимать Вейдера как злодея. Просто за 40 лет существования он опопсел. Его образ кто только не пародировал и не использовал. «Гриффины», «Робоцып», «Симпсоны», «Южный парк», «Космобольцы», «Волшебные родители», «Астерикс и Обеликс 2», он даже в президенты Украины успел баллотироваться. Про него пишут фанфики и психологические статьи. А если смотреть «Новую надежду» после приквелов, где нам показывают, кто такой Дарт Вейдер и почему он таким стал, то вообще начинаешь ему сочувствовать, а не ненавидеть.

Сюжет. Даже персонажи не помогли, если бы сюжет был тупым, а он не такой.

Примечательно, что даже в детстве мне этот фильм очень нравился, хотя в нём не было джедаев. «Новая надежда» представляет собой приключений в духе космического вестерна, про то как три персонажа пытаются спасти принцессу из лап злобной империи. И это просто увлекательно и очень интересно, по всем вышеуказанным причинам. К слову, раньше я гадал, не является ли Империя аллюзией на СССР и не вдохновлялся ли Лукас фразой Рейгана, что «СССР – империя зла»? Оказалось нет, Рейган произнёс эту фразу только в 1983г.

Интересно, что Джордж Лукас много чем вдохновлялся: сериалом про «Флэш Гордона», «Джоном Картером», «Дюной» (Татуин это вылитый Арракис) и самурайскими фильмами Акиры Куросавы. Именно поэтому джедай Оби-Ван напоминает по философии и одежде самурая и именно поэтому доспехи Дарта Вейдера напоминают самурайские.

Вывод: Сейчас уже смешно читать, что во время съёмок, никто не верил в успех фильма. Актёры в откровенную смеялись над диалогами и реквизитом. Съёмочная команда думала, что снимает детский фильм. Студия «20 век фокс» не хотела выделять денег сверх бюджета. Сам Лукас боясь провала фильма, вместо премьеры, улетел на Гавайи.

А в итоге фильм породил одну из самых успешных и знаменитых киновселенных. Фильм который разошёлся на цитаты и образы. Так что, спасибо тебе Джордж Лукас!

10 из 10
Показать всю рецензию
Страницы: 1 ... 11 12 13
AnWapМы Вконтакте