Рецензии

elefant-clon
Политика, страсть и преступления по-итальянски
22 июня 1983 года возвращаясь из музыкально школы, в Риме пропала девочка Эмануэла Орланди – дочь одного из работников Ватикана. «Одно из самых загадочных происшествий в истории Италии», как назвала его пресса и сегодня не даёт покоя многим. Вот и известный разоблачитель, любитель громких историй Роберта Фаэнца взялся за расследование. Кто-то вспомнит его фильм «Сильвио навсегда» (про небезызвестного политического лидера Италии), иной – «Вице-короли» или скандальную «Сабину». По сюжету спустя 30 лет в Рим прибывает британская журналистка с твёрдыми намерениями найти, наконец, след Эмануэллы и вывести «на чистую воду» похитителей. Только, во-первых, это выглядит неправдоподобно, а во-вторых – делают это Фаэнца и Мурджа уж очень коряво. Но об этом чуть позднее.

Сам фильм больше напоминает полудокументальное расследование, нежели художественную вариацию предполагаемых событий. Именно предполагаемых, а не реальных, потому как ко многому постепенно начинаешь относиться с некоторой долей осторожности, если не скепсиса. Удивляет то, каков подход выбрал режиссёр – в лучшем стеле «Секретных расследований» и глобальных заговоров. Роберто Фаэнца не выдвигает несколько гипотез, вместо этого он предлагает своему зрителю самую скандальную и разоблачительную. Уже с первых минут фильма нам явно намекают, а очень скоро и заявляют прямо – это не было простой случайностью, либо банальным похищением с требованием выкупа.

Роберто Фаэнца буквально вываливает на голову зрителя целую кучу информации. Не успев разобраться, в чём собственно дело, зритель получает несколько десятков фамилий, их должностей, кто кому приходится – в лучше стиле конспиративных итальянских мафиозных группировок. Понятно, что режиссёр вместе с другим сценаристом проделал огромную работу в архивах, прессе тех времён, самом криминальном деле, дабы разобраться в сущности дела. Но не стоит погружать неподготовленного зрителя во всю эту пучину вот так – сразу. Поэтому ещё долго приходится переваривать информацию (в моём случае – самому рыскать по интернету в поисках реальных данных дела) вместо того, чтобы двигаться параллельно вслед за авторами фильма. Лично я смотрел киноленту в два захода, хотя если не разбираться в реальной подоплёке и воспринимать как простое развлекательное кино – можно и за раз. Автор фильма выдвигает самые «сенсационную» версию, самую разоблачительную, втягивая в «дело Орланди» не только разборки мафиозных кланов (Маглиана – Де Педис), делая их «куклами» людей повыше, но и чуть ли не всё правительство Италии и Папский Ватикан, а заодно и другие европейские страны. Неудивительно – кто досмотрит фильм до конца, поймёт почему. В 2015 году дело прекратили, а Роберто Фаэнца снял фильм чуть ли не «по заказу» трагической семьи – в кадрах появляется даже Элеттра Орланди в роли Федерико Орланди, и один из авторов сценария Рафаэлла Нотариале (в исполнении Валентины Лодовини).

Вообще фильм подкупает реалистичностью расследования, то есть факты цепляются один за другой и вроде как расследование выглядит вполне реалистично, если бы не явный разоблачительный тон и намёки на конспирологию, а заговоры видятся автору буквально на каждом шагу. Известный ход – одно слово правды (чтобы выглядело достоверно), а два – большой натяжки, если не откровенной лжи (и пусть люди кушают). Ватикану нужны были деньги дабы избавить Польшу от коммунизма, а заодно… поставить своих людей в правительства чуть ли не всех европейских стран. И это только начало. Но тут уж смотрите сами. Заигрался, видимо, Роберто Фаэнца. На это намекают и многие итальянские критики в обзорах фильма по случаю его выхода. Удивляет другое, по данным Box Office за первые две недели проката «Правда на небесах» сумела собрать 1.178.000 евро – немалая сумма для подобного проекта. Что говорит о большой популярности фильма.

Непонятно и другое. Зачем Роберта Фаэнца вводит в фильм линию с британской журналисткой – Марией (роль Майя Санса) – хоть и с итальянскими корнями. Что хотел этим сказать? Будто итальянские власти совсем не заинтересованы в расследовании дела и для своих граждан это попросту опасно, хотел привлечь к делу широкую европейскую общественность, а заодно и дать популярность фильму, или в его подготовке помогли британцы, а их сценарное «участие» стало требованием? Или как сказал в самом фильме персонаж главного редактора Джон (роль Дэвида Нормана Шапиро – известный певец и актёр, родом из Британии, на всю жизнь связавший себя с Италией): «Они думают, что показав историю на европейском телевидении – она будет выглядеть реалистичней?».

Эльда Ферри выступает продюсером чуть ли не каждого фильма Фаэнца, тоже можно сказать и об операторе Маурицио Кальвези, монтажисте Массимо Фиоччи, Роберто Фаэнца обычно сам пишет или по крайней мере адаптирует сценарии к своим кинолентам – так что вполне ожидаемая получилась команда. Вопреки предполагаемому, британская журналистка хоть и является зачинщиком сюжета, но не появляется в кадре так часто, как можно было ожидать. Майя Санса не очень вписывалась в подобный конспирологический сценарий. Её героиня лишь ходит от одной свидетельницы к другой, сидит с микрофоном или блокнотом, собирая информацию, и не выступает активным динамичным героем. Зато это вполне удаётся Сабрине Минарди, причём как актрисе, играющей её в 83-ем (Грета Скарано), так и 30-ю годами позднее. Они ловко играют как юную наивную девушку, отчаянную любовницу Ренатино Де Педиса, так и убитую горем, насмерть напуганную кем-то жертву.

Как итог, большая кропотливая работа, только испорченная тем, что факты повёрнуты «нужной» стороной, да и версия выглядит неправдоподобно обличающей. Вряд ли много можно говорить и о художественной стороне картины, поскольку она явно тяготеет к документальной. Не стоит ожидать от «Истины на небесах» слишком многого – не зря Р. Фаэнца слоганом к своему фильму выбрал изречение Оскара Уайльда: «Правда редко бывает чистой и никогда не бывает простой». Несмотря на явные недочёты, всё же останусь нейтрален.

5 из 10
Показать всю рецензию
AnWapМы Вконтакте