Рецензии

Afanasiadio
В погоне за тенью
«Неруда» Пабло Ларраина — артхаусный байопик о чилийском поэте, чья слава распространилась далеко за пределы Латинской Америки. Что стало тому виной — поэтический дар, мужская харизма, коммунистический настрой или все вместе, - наверняка ответят лишь современники, знавшие Неруду лично. Те же, кому только предстоит знакомство с его экранным образом, будут как минимум заинтригованы.

Контрасты, присущие почти всем южным нациям, находят свое отражение и в их героях. Эти же контрасты использует и режиссер, чтобы наиболее полно раскрыть характер Неруды для зрителя. Великий поэт — мастер слова и убеждения, к тому же коммунист. Однако не все так просто — он и глас народа, но также и Сенатор Чили со всеми вытекающими отсюда последствиями. И тут мы ясно видим все контрасты в деле — с высокой ступеньки социально-политической лестницы Неруда вещает народу о его правах, но наткнувшись однажды на улице на девочку-попрошайку он сможет помочь ей, лишь приобняв ее подаренным белым пальто со своего плеча. Сын шахтера, Неруда женат на красивейшей и интеллигентной женщине, влюбленной во все грани его личности и следующей за ним повсюду, однако ночи он проводит не с ней, а с девицами из борделя, для кого он — лишь клиент, пусть более щедрый и эксцентричный, чем все остальные.

Среди выкрикивания прокоммунистических поэтических и политических лозунгов и ныряния в объятия проституток, он обнаруживает себя скрывающимся от погони Оскара Пелючиано, у которого с ним намного больше общего, чем кажется на первый взгляд. Сын женщины легкого поведения, маленький человек, — во всех смыслах этого слова, Оскар так же далек от народа, как и его живая цель. Инспектор Пелючиано готов поставить все на кон, лишь бы немного подержать в руках тень славы Неруды, и в этой персональной войне для него все средства оказываются хороши. Однако Неруда ускользает у него из-под носа, заставляя полицейского идти на разные ухищрения и неоправданный риск. Но это не приносит ему удачу — ни роман с бывшей женой поэта, ни разговор с настоящей, ни арест помощника Неруды не приближают его к заветной цели. Всюду он натыкается на людей, глубоко преданных поэту. А связь с Нерудой посредством оставленных ему книжных посланий вовсе не означает, что инспектор на правильном пути. Потому что хотя Пелючиано физически движется след в след за поэтом, их ментальные пути никогда не пересекутся.

В определенный момент зрителю кажется, что все происходящее похоже на сон — но не совсем понятно, то ли Неруде снится Пелючиано, то ли Пелючиано посещают сновидения с образом Неруды. Неруда ускользает от инспектора, вместе они ускользают от зрителя, который уже не знает, на чью сторону встать, ведь оба персонажа так колоритны, а время движется нелинейно - все происходит одновременно и быстро, и медленно, как и подобает настоящему сну.

Пока режиссер рассказывает свою историю, происходит смена времен года, и закрытые костюмированные вечеринки с декламацией стихов под ночным небом летнего Чили сменяются северными пейзажами, среди которых и происходит развязка этой волнующей истории. Тут стоит сказать, что финал не менее достойный, чем все предыдущее повествование фильма. К тому же, у Ларраина все герои прописаны с любовью — какими бы противоречивыми фигурами они не были, каждый из них несет в себе это сильное чувство, не столь важно, к кому или к чему оно обращено, к женщине, которая ждет тебя на другом конце света, или к целому народу, а может быть, к поэзии великого поэта, которого ты не имеешь права любить.
Показать всю рецензию
kati82
Многоголосый поэт Неруда
«Неруда» – многогранная красивая история, от которой веет южноамериканским колоритом. Этот фильм – знакомство с личностью великого чилийского поэта, обладателя Нобелевской премии по литературе.

Чили, 1948 год. Известный в этой стране поэт Пабло Неруда занимает пост сенатора от чилийской коммунистической партии. Он выступает с речью, полной страсти и ненависти, которая направлена против президента Чили Габриэля Гонсалеса Виделы. В итоге, Неруда лишается своего поста и вынужден бежать. За ним начинает охоту шеф чилийской полиции Оскар Пелюшоно.

Некрасивому и очень харизматичному Неруде, которого блестяще сыграл чилийский актер Луис Ньекко, прощается все. Его искренне любят гражданская и законная жена, закрывая глаза на предательства и измены. В публичном доме поэт с вдохновением читает стихи проституткам, наслаждаясь блудом. Неруда живет в роскоши, но пишет о равенстве, коммунизме, восхищается политическими взглядами лидеров СССР. Его близкие и соратники рискуют своими жизнями, чтобы спрятать поэта. В одной из сцен, друг Неруды задает себе и ему вопрос, почему он помогает распространять стихотворения, написанные им и вообще помогает... И, кажется, ответ найдет себя сам к концу фильма. В поэзии Неруды – глас народа, бедного, измученного и уставшего страдать. В эпизоде, где писатель, облаченный в дорогой белоснежный костюм, обнимает обессиленную голодную девочку, много боли и сочувствия. Поэт все это пропускает через себя, рождая новые строки, которые разлетаются по всем уголкам мира.

Самое интересное в фильме – противостояние двух героев: Неруды и начальника чилийской полиции. Пелюшоно, роль которого великолепно исполнил Гаэль Гарсиа Берналь, – еще один «маленький человек», мечтающий стать Наполеоном. Поимка Неруды – главная цель его существования. Пелюшоно родился в борделе, всю жизнь пытаясь выбиться из грязи в князи. Полицейского искренне жаль. В нем нет злобы, ненависти, зверства. Он наивен и слишком прост, обмануть его легко. Однако Пелюшоно все время оказывается рядом с Нерудой, иногда ему не хватает несколько шагов, несколько минут, чтобы поймать беглеца.

Повествование ведется от лица полицейского. В одном эпизоде возлюбленная Неруды говорит Пелюшоно, что он всего лишь второстепенный персонаж, что его выдумал сам поэт, что он не существует. Эта мысль не дает покоя герою Берналя. И Пелюшоно отважно пробирается к Андам по следу поэта. Полицейскому нужна слава, он грезит ею. Ему нечего терять.

Пабло Ларраин снял очень необычный многожанровый фильм. Это биография и драма, триллер и детектив с элементами комедии. Многие сцены в «Неруде», связанные с полицейским Пелюшоно, сняты исключительно, в нуаровском стиле. Именно появление этого героя в кадре всегда сопровождается напряженной музыкой и безупречным одеянием из шляпы и плаща. Только так, и никак иначе, должен выглядеть настоящий детектив-преследователь. Есть в фигуре Пелюшоно много смешного и нелепого. Он будто отражение Неруды, его вторая половина. Без этого полицейского не будет и самого поэта. Кто из них главный герой, а кто лишь второстепенный персонаж, решать зрителю.
Показать всю рецензию
AnWapМы Вконтакте