Рецензии

ars-projdakov
Для любого нормального человека здоровье и безопасность членов его семьи всегда превыше всего. Однако, к сожалению, мы не всегда можем быть вовремя в нужном месте в нужное время, когда именно наша поддержка и защита так важна. В подобной ситуации человека может гложить чувство вины и непреодолимое желание справедливости, ради которой он может пойти на крайне неожиданные поступки, как это произошло с главным героем детективной драмы «Коммивояжер».

Синопсис Эмад и Рана живут обычной жизнью супружеской пары из Тегерана. Днем Эмад работает учителем литературы, а вечером вместе с женой участвует в постановке пьесы Артура Миллера «Смерть коммивояжера». Однако вскоре их тихая семейная идиллия оборачивается катастрофой, когда после вынужденного переезда в новый дом некто неизвестный нападает на Рану. Теперь для Эмада это становится делом чести найти виновника любой ценой.

Игра актёров Иранский кинематограф во многом из-за особенностей жизни в самой республике явление весьма любопытное. Поэтому интересно познакомиться с их актерской школой. Прежде всего, хотелось бы отметить Шахаба Хоссейни в роли Эмада, оказавшегося в весьма непростой ситуации, когда его гложит чувство вины и дикое желание наказать поддонка, опозорившего его семью. Также понравилось исполнение Таране Алидусти в роли Раны, нетипичной для иранского общества женщины, которая, несмотря на случившееся, не без труда, но все же находит в себе силы простить того, кто сломал ее прежнюю жизнь.

Режиссура Отличительной особенностью режиссерского почерка Асгара Фархади является сочетание восточной сдержанности и в то же время изображение ситуаций, которые по определению не могут не привести к эмоциональному взрыву. Здесь вы не увидите объятий мужчины и женщины, они даже не держаться за руку. Однако внимание режиссера к деталям бытовой и семейной жизни мысленно дорисовывают все те вещи, которые скрыты за кадром. Но чтобы эта бытовая история не казалась скучной или банальной, режиссер внезапно нарушает спокойствие неожиданным поворотом сюжета в виде таинственного нападения на супругу главного героя. Из простой семейной драмы фильм превращается в детективный триллер, целью которого является установление личности преступника. Все это происходит параллельно с выступлением героев на сцене, исполняющих персонажей из «Смерть коммивояжера», в какой-то отождествляя себя с действующими лицами пьесы.

Сценарий Фильмы Асгара Фархади всегда цепляли своей сценарной составляющей, поскольку в центре внимания его историй находятся простые люди, оказавшиеся в непростых ситуациях, повлиявших на жизнь их близких и окружающих. В случае с «Коммивояжером» история закручивается вокруг супружеской пары Эмада и Раны. По причине строительных работ вблизи их дома здание оказывается в аварийном состоянии, и герои вынуждены переехать в другую квартиру. Как выясняется позднее, квартира раньше принадлежала женщине, которая по слухам занималась проституцией. Однажды Рана по ошибке впускает в квартире постороннего человека, который нападает на нее, пока та принимала душ. Эмад, испытывающий вину за то что не поспел вовремя, пытается одновременно совмещать работу учителем, выступления в театре и собственным расследованием в попытке разоблачить злоумышленника. Постепенно ему это удается, но вопрос в том, поможет ли это вернуться к прежней жизни самим Эмаду и Ране.

Итог Несмотря на ряд положительных моментов, связанных с сюжетом фильма, игрой актеров и самой задумкой, в фильме все же хромает манера повествования. Все-таки явная сдержанность из-за иранской цензуры и лирические отступления от основной сюжетной канвы отчасти затянули с самой динамикой фильма, от чего он может показаться довольно томным. Но несмотря на это «Коммивояжер» интересно посмотреть как хороший пример образца иранского кинематографа.

7 из 10
Показать всю рецензию
MoonRiseRey
Нехорошая квартира
Асгар Фархади — режиссер, от которого всегда ждут многого. Потому что сейчас, пожалуй, никто, кроме него, так лихо не закручивает сюжеты, вознося бытовые истории на уровень триллера. Общим местом стало сравнивать его с Хичкоком, и действительно, саспенс иранский режиссер выстраивает мастерски. В Каннах фильм не зря наградили в номинации 'лучший сценарий'. Фархади — прежде всего, драматург, который организует сюжеты настолько талантливо, что его имя можно поставить в список лучших драматургов человечества. В 'Коммивояжере' эта театральная природа его фильмов подчеркнута и оттенена пьесой Артура Миллера 'Смерть коммивояжера', в постановке которой участвуют главные герои, супружеская пара Эмад и Рана. Причем это не просто сюжетная прихоть: реальность 'Коммивояжера' будет отражаться в зеркале спектакля, а тот в свою очередь бросать на нее тени.

Завязкой сюжета в 'Коммивояжере' становится переезд уже упомянутых Эмада и Раны в новую квартиру, где раньше жила женщина с сомнительным прошлым. Рана в этой квартире подвергнется нападению. Эмад будет мстить. Сохранить отношения, пережив трагедию, окажется непосильным. И мир треснет по швам.

Стиль Фархади как режиссера достаточно минималистичен. Много быта. Никакого музыкального сопровождения, что создает некий эффект остранения. 'Неприлизанная' картинка.

Впрочем, в этом подчеркнутом (иногда нарочито) реализме режиссер умело размещает образы почти символического звучание. Начало фильма: дом, в котором живут герои, содрогается не то от землетрясения, не то от произвола социальных служб Тегерана (бульдозер под окном слегка напоминает аналогичный в 'Левиафане'), по стенам квартиры и стеклам окон разбегаются трещины. Это трещины и в жизни Эмады и Раны, своего рода предзнаменование рока. И предвестие краха их отношений. И, быть может, трещины самого иранского общества. И еще один очень важный для Фархади образ. Если обратить внимание на многие его фильмы, значительные происшествия всегда разворачиваются в них на лестницах. Лестница подъезда — то пространство, где заканчивается частное, герметичный мирок квартиры, отождествляющий личное, интимное. Это своего рода выход на всеобщее обозрение, под пристальные взгляды соседей. Лестничная площадка у Фархади всегда становится локаций ключевых моментов сюжета и всегда словно говорит о невозможности человека укрыться от других, от общества с его сомнительной моралью, от системы. Для режиссера из Ирана — очень важная деталь.

И тут мы выходим на занятную тему социальной критики. Социальная тема в искусстве всегда опасна тем, что грозит обратить его в публицистику, а это для него, искусства, всегда во вред. И давайте примем во внимание тот факт, что Фархади родом из Ирана, страны с тоталитарным режимом, который без риска для жизни не покритикуешь. В его творчестве проблема социального в искусстве решается всегда очень тонко. Например, критика патриархального общества, которая фоном проходит в «Коммивояжере».

Эмад и Рана — представители вестернизированной интеллигенции Тегерана, отголосок когда-то светского Ирана, наследника Персии, погибшего в религиозном экстремизме Исламской революции. Да, они двое адаптировались к жизни в новой стране. И они же стоят на перепутье культур - современного Запада (тот факт, что они ставят в сердце теократической страны спектакль по американской пьесе — немаловажен) и патриархального Востока. Консерватизм, живущий на дне их психики, становится главным катализатором трагедии. Драма всегда в головах. Но в голову ее всегда вбивает общество. Вот и Рана вместо того, чтобы обратиться в полицию, не хочет огласки. «А что скажут люди?» — преследует ее призрак патриархата, боязнь вот этой лестничной клетки. Мнение общества для нее оказывается важнее счастья собственной семьи, своего достоинства. Или другой ее жест, слова Эмаду: «Ну ты же мужчина, разбирайся!». Снова навязанные пережитки патриархального мышления, живущие на уровне бессознательного. Они-то и становятся виновниками трагедии. Такая критика целой системы. Живущей внутри психики.

Впрочем, во главу угла «Коммивояжера» становится вовсе не это, а вопрос взаимоотношения искусства и реальности (играя в 'Смерти коммивояжера', герой столкнется в действительности с ее сюжетом, но вывернутым наизнанку), очень сложные этические проблемы, связанные с финалом ленты, и наконец, тема 'маленького человека', которая подана здесь очень нетипично. 'Смерть коммивояжера' — пьеса о 'маленьком человеке', его унижении, иллюзиях и трагедии несостоятельности. То, что показывает Фархади в последней части, вдруг переворачивает сюжет с ног на голову. 'Маленький человек' проявляет почти 'банальность зла' по Арендт. Несостоятельность есть, жизненная трагедия, оставшаяся за кадром, тоже. Но еще и зло, проступившее там, где, кажется, его быть не должно. И этот взгляд на человеческую природу обнажает свои бездны и глубины, над которыми стоит подумать.

Разворачивая детективный сюжет преступления и наказания, Фархади настолько взвинчивает нерв зрителя, что в конце разряжает его лавиной эмоций. Сюжет, впрочем, выстроен (в лучших традициях режиссера) так, что о главном нам не скажут. В 'Коммивояжере' есть два очень важных умолчания. Во-первых, мы так и не узнаем, что именно произошло в душе. Да, нам известен результат, но не последовательность действий. Прокрутите в голове все варианты развития события в ванной Раны, и вы поймете, насколько могут различаться нюансы. Во-вторых, нам не расскажут историю прежней обитательницы квартиры, в которую вселились Эмад и Рана, той самой проститутки, вещи которой все еще висят в шкафчиках. Ее прошлое словно нависает над героями. Ее история призраком вторгается в настоящее. И детские рисунки на стенах намекают, что женщина тут жила, возможно, с ребенком, о котором никто даже не заикается. Это умолчание также важно. Скрываемое, то, что невозможно высказать по каким-то причинам (у Фархади это и мораль иранского общества в том числе), всегда вторгается в человеческую жизнь кошмаром.

Вот и 'Коммивояжер' получился настолько многогранным — философским, психологическим, социальным, сугубо эстетским (да, это все про жизни, имитирующую искусство, которое имитирует жизнь), — что жанр триллера не выдерживает, разлетается на осколки, оставляя зрителя с множеством вопросом и в очень сильном эмоциональном потрясении. 'Коммивояжер' пусть в чем-то и проигрывает 'Разводу Надера и Симин', но представляет собой работу мощную и глубокую.
Показать всю рецензию
ingmarantonioni
Герои «Коммивояжера», обычный для Фархади срез интеллигентского пласта современного ему иранского социума, - Эмад и Рана, молодая семейная пара, актерствующая в театральной постановке. Он параллельно преподает в школе. Ничего особенного, жизнь своим чередом. Но, внезапно возникшие проблемы с жильем, становятся отправной точкой для испытаний, которые изменят бесповоротно их совместную жизнь и каждого из них в отдельности.

Фархади не то, чтобы ренегат, но иноходец иранского кино. Глобалист и космополит, старательно манкирующий превратившимися в рекурсию играми в докуфикшн и пантеистическими вглядываниями в природные пейзажи классиков Киаростами и Махмальбафа, он скорее вписывается скорее в формат европейского кино, чем в ориенталистскую метафизику режиссерского тейпа соотечественников. Не найдете у него и постнеореалистический наивизм и дедраматический нарратив родной иранской школы – почти каждый фильм Фархади имеет скрупулезно структурированный драматургический фундамент, подчеркнуто следующий канонам классической аристотелевской драмы.

Работы это фестивального фаворита (по крайней мере лучшие) взращены окружающей его действительностью, отмечены точно подмеченными признаками и деталями быта, укоренены в них. Однако, орудуя «скальпелем и кистью», точно диагностируя и вскрывая признаки конкретных личностных и остросоциальных недугов современного ему иранского общества, он придает им интертекстуальный и всеобъемлющий характер, в связи с чем он успешно избегает плоского бытовизма, находя выходы в универсалии общечеловеческого характера.

Так было в «Разводе Надера и Симин», в котором семейная драма героев позволила не только поставить неутешительный диагноз обществу, но и стала поводом для серьезного дискурса о диалектической детерминированности событий и явлений. Так случилось (жаль, что с меньшей художественной силой) и с «Коммивояжером». В последнем Фархади снова эксплуатирует излюбленный сеттинг «сцен из супружеской жизни» и семейных интерьеров иранского миддл-класса из интеллигентской среды. Вооруженный хичкокианским саспенсом и, рассматривая расползающуюся трещину вроде бы конкретной иранской семьи, он обнаруживает в них общебытийственные проблемы выбора, прощения и мести, милосердия и (не)сопротивления злу. При этом, привычно для иранца, этические оценки поступкам его героев не однозначны и расплывчаты, каждый из персонажей частично виноват в произошедших трагических событиях и на время «превращается из человека в корову».

Такой тонкий виктимблейминг безупречно работал в «Разводе…» (без сравнения здесь никуда, фильмы выглядят как две стороны одной монеты), но в этот раз, у обычно тонко чувствующего драматургию автора, фабульные причины и мотивировки дают сбой, сценарная пружина разжимается с меньшей выверенностью и смаком, а их ритмическая аранжировка не столь убедительна. Возможно, дело еще и в том, что в директиве «скрытое» у Фархади в этот раз осталось больше, чем того следовало (по крайней мере 3 важных сценарных компонента в «Коммивояжере» недопроявлены или намечены пунктирно, конкретный перечень которых опустим во избежание спойлеров) – крепко взбитым и мастерски закрученным на сюжетном уровне картинам автора, его драматургическому техницизму, недоговоренность, увы, в этот раз не к лицу. Не спасает и не новый, но обычно работающий прием «театра в театре», а точнее «театра в кино» - на этот раз театральная подложка «Смерти коммивояжера» Миллера, намекающая на маски, которые носят герои фильма, все-таки слегка отдает декоративностью.

Тем не менее, «Коммивояжер» - добротный психологический этюд одного из самых интересных современных представителей славной иранской кинематографии, почерк которого узнаваем и самобытен одновременно.

7 из 10
Показать всю рецензию
awaness113hb
Иранская лента Асгара Фархади, лауреат премии “Оскар” в 2017 году также обладатель наград за лучшую мужскую роль(Шахаб Хоссейни) и лучший сценарий на Каннском кинофестивале. Несмотря на эти две победы в Каннах ни одну из трех главных наград фильм не получил.

Больше внимания к нему было приковано после победы на “Оскаре” многие считают, что здесь большую роль сыграла политика и политкорректность. Было известно еще до вручения, что Асгар Фархади не сможет приехать на церемонию из за того, что Дональд Трамп запретил въезд в Америку людям исламской веры, чтобы избежать угрозы терроризма, но для Фархади было сделано исключение, однако он все-таки не приехал выражая тем самым солидарность всем гражданам исламской веры и всем Иранцам. Насчет самой картины также говорили, что в ней есть политический подтекст, что также способствовало ее победе. Он есть, но настолько тонкий, ненавязчивый и скрытый, что его не заметно и вообще кино не про то, поэтому доводы о сильном политическом подтексте едва ли можно считать истиной.

Эмад и Рана вынуждены из-за пожара, случившегося у них поблизости, переехать в другое место, естественно, так называемым беженцам будет не просто, но находится человек, который предоставляет несколько нормальное жилье, но история его смутна. Бывшая хозяйка квартиры водила в дом много любовников и не исключено, что один из них может рано или поздно наведаться к новым жителям квартиры. Однажды по глупости Рана думая, что домой пришел ее любимый без вопросов открывает дверь домофона, но тут наведывается пьяный мужчина и как оказывается избивает и насилует возлюбленную Эмада.

Кто прав, а кто виноват здесь не разобрать, но происшествие создает для обоих сильное эмоциональное потрясение. Эмад должен найти виновного дабы успокоить себя и Рану. Свершить правосудие, чтобы сохранить честь и достоинство семьи, а главное, что бы можно было поверить, что в будущем Эмад сможет обеспечить безопасность. В этом и есть цель, никакой агрессии, разбирательств, а просто, чтобы быть уверенным в завтрашнем дне и перестать жить в страхе и стрессе. Рана заявлять в полицию не хочет, поэтому на Эмада кладется вся тяжесть и ответственность он является связующим звеном между пострадавшей и виновным. Это настоящее горе с которым надо покончить.

Главные герои разыгрывают пьесу “Смерть коммивояжера”, Эмад также является школьным учителем. Социально незащищенным приходится справляться со всеми бурями эмоций, которые их настигают. Дабы облегчить свою боль они как раз и находят утешение в искусстве, уходя в мир мечтаний и иллюзий, думая, что это поможет им вырваться хоть ненадолго из суровой реальности. Но все напрасно, просто закрыть глаза на это невозможно и все равно негативные эмоции настигают их прямо на сцене во время репетиции. Тем самым показывая, что уходить в мир мечтаний и якобы в полную изоляцию от реальности это не выход проблемы все равно на поверхности и они так сильны перед слабым человеком, что от них не скрыться, нужно только активно действовать и бороться с ними. Да и тем более заниматься искусством в данном случае не самая лучшая идея ведь оно очень тесно связано с реальностью, эти два разных мира перекликаются и дополняют друг друга, а никак не стараются жить врозь. Данная идея между прочим здесь показана более глубже, внятнее и красивее чем в том же нашумевшем “Ла-ла лэнде”, где данная идея прослеживается очень тускло. Все развивается с легкостью и последовательно по кусочкам, что не хочется упускать ни одного кадра. В итоге получается легко, красиво, без пафоса и интерес остается до конца ведь нам не спешат выдавать историю целиком. Сценарий развивается почти незаметно ведь мы поглощены в гущу событий, где и горе, и расследование. Очень приятная и тонкая игра Шахаба Хоссейни, его всегда приятно видеть на экране, всегда сдержан, не показывает эмоций, но по выражению лица, мимике видны все самые скрытые эмоции и состояние героя, которые придают живость, сложность и интерес такому не совсем стандартному образу - человека одержимого вечным беспокойством, но в силу своей мужественности, не стремящегося это показать. Так остается до самого конца там, где можно поиграть на публику актер остается твердым и невозмутимым. Плавно дойдя до развязки нам выкладывают все карты, но это также происходит не резко а последовательно, чтобы удерживать у экрана заинтересованного зрителя, но долго нас не мучают развитие идет стремительное и в конце картина создает очень сильное напряжение, которое заставляет нас запомнить происходящее и те эмоции, что нам дают испытать, такого сильного ощущения острого волнения не испытывали давно это уникальный прием не сравнимый почти ни с чем, что все-таки убеждает нас в том, что награды за сценарий и главную мужскую роль были отданы не просто так. Благодаря всему этому внешняя оболочка хорошо прикрывает пустоту внутри ведь кроме сильных, но кратковременных эмоций едва ли фильм оставит что-то после себя, будь то пища для ума или какие-либо другие подобные вещи. Многие другие элементы также достаточно просты, вообще если фильм немного подчистить от того чем он выделяется(а это сделать просто), то получится самая обычная картина абсолютно ничем не примечательная.

После того, как все прекрасно, в реальной жизни уже никто не мешает наслаждаться миром постановочным, можно спокойно посвятить себя искусству и уйти в мир мечтаний.

7,5 из 10
Показать всю рецензию
prouste
Хороший, понятный и совершенно не ориенталистский фильм, который мог быть поставлен на материале любого общества. Последние минут тридцать определенно задают высокую планку, бо воссоздание чувства стыда и неловкости между персонажами прямо захлестывает с экрана. Центральные актеры справились на все сто, и снята картина за копейки и такой минимализм заслуживает всякого уважения.

А все же чего-то в Фархади мне лично не хватает. Это и к Разводу относится. Мыльной оперой все это не назовешь, арт-хаус очень мягкий и, в общем, универсальные истории рассказывает, и все по делу, а какой-то нюансировки, парадокса и нету. Напоминает местами (и ручной камерой и намеренной ритмизацией) румынскую волну, но как-то у румын все получше с эмоциями и обобщениями. И Звягинцев в общем на ум приходит — но у него и манера съемок иная и ряд сценок более ударны плюс побогаче нюансировкой и диалогах. Фархади где-то рядом, еще малый шажок сделать — от универсализма к чему-то личностному.

Пьесу Миллера читал очень давно, в силу этого не могу оценить всякого рода параллелизм и авторский замысел сопоставить театральное действо и драмой актеров. В общем, как «Воскресенье», которое обладает многими достоинствами, а все из поклонников Толстого его никто не предпочтет другим романам.

7 из 10
Показать всю рецензию
Rizhenki
Что только не сделаешь ради пиара? Например, откажешься поехать на кинопремию, признающую твою работу, аргументируя тем, что тебе не нравится ужесточение иммиграционного законодательства чужой страны. Почему бы не надавить на больную американскую мозоль по имени «Трамп»? Глядишь, и Оскар дадут?

Хорошо, что на этом политическая составляющая фильма Коммивояжер заканчивается. Здесь история вертится вокруг семейной пары, которая, с одной стороны, вполне себе иранская, с другой, достаточно европеизированная, чтобы отношения героев были поняты западному зрителю.

Картина начинается с того, что молодые переезжают в новую квартиру по причине того, что их дом рушится. Дальше-больше: в течение фильма проводятся параллели с Миллеровской пьесой «Смерть коммивояжера». На что хочется заметить господину Фархади, что нам еще Антон Павлович завещал:«Если в начале пьесы на стене висит ружье, то к концу оно должно выстрелить».

Зачем же авторы сразу предвосхищают финал истории? А затем, что режиссерский посыл в Salesman в том, что сюжет — дело вторичное. И неважно, что зритель мучается вопросами что же с героиней произошло. Важно как ты ответишь на нравственные вопросы, как поступишь, когда правда окажется совсем не такой, как ты ее себе представлял. Важно, что ты ушел в себя и свое желание мстить, а не в стремление понять и принять переживания близкого человека.

Но подобные психологические драмы не могут удерживать внимание зрителя только морализаторскими вопросами. В фильме нет насыщенных и сложных кадров, неожиданных сюжетных поворотов, да даже музыка в кадре звучит… никогда.

Да, современный зритель «напичкан» всевозможными средствами для стимуляции ощущений и переживаний, которые отрывают его от истинного сюжета и заставляют воспринимать историю не умозрительно, а исключительно эмоционально. Только это не отменяет того, что откровенно провисающая середина киношного повествования Коммивояжера только бы выиграла, добавь режиссер туда хоть каплю динамики. И картина стала бы гораздо более смотрибельной и запоминающейся, а то потные диванчики в Доме кино способствуют лишь сну.

5 из 10
Показать всю рецензию
Кашапов Александр
Зачем такой «Оскар»?
Исламский диктатор, бывший президент Ирана Махмуд Ахмадинежад, в последний год президентства запретил отправлять иранские фильмы на «Оскар».

Было это после победы фильма «Развод Надера и Симин».

Но власть поменялась. Точнее, чуть-чуть апгрейдилась. Отношения с Ираном потеплели, и иранский кинематограф снова интегрируется в кинематограф американский, а значит — мировой.

Тот же режиссер, что снял оскароносный «Развод…», попал в номинанты на «Лучший фильм на иностранном языке» с «Коммивояжером». И снова взял статуэтку.

Что могу сказать. Не верьте кинокритику Долину, который усмотрел в картине «нечто хичкоковское». «Коммивояжер» оказался слабее «Развода» и при этом — о том же. Не о расторжении брака, а о бытовых конфликтах с местечковой спецификой.

Если не знать и не слышать фарси, то этот фильм вполне мог быть неторопливой французской драмой, тем более, что очень много «Пежо». Или даже провинциальной российской.

Кроме этого минусом стала возникшая ассоциация с «Операцией Арго». Этот фильм о событиях 1979 года, тогда как «Коммивояжер» вроде как о современных, но по обстановке и атмосфере почти или совсем этого не скажешь.

Из плюсов: как и в «Разводе…» любопытно наблюдать в отдельных эпизодах чисто исламскую республику.

Женщина не идет в полицию после нападения, потому что боится позора и разговоров за спиной. Мужчину клеймят, что он сам подметает пол. А у него нет денег нанять служанку-женщину.

Женщина не может отогнать заблокированную машину — религия не позволяет садиться за руль. «Не будем грешить», — соглашается сосед, и отгоняет сам. Хотя вспоминаю, что в «Разводе» женщины всё-таки водили, да. И даже курили.

Скорее всего эти перегибы зависят от самих жителей, и стражи исламской революции на это смотрят сквозь пальцы. Главное, чтоб в американский футбол не играли.

Хотя… в фильме очень много западного образа жизни. Герои говорят: «давай закажем пиццу»; ходят по квартире не разуваясь; у всех айфоны с известным эпловским рингтоном; мальчики-подростки — в худи и в капюшонах же — в помещении.

Да и «Коммивояжер» — это американская пьеса, которую ставят в иранском театре. Правда, герои — бородатые Уилли и Линда в хиджабе.

«Как рассчитаетесь: наличными или по карте?»,- спрашивают в продуктовой лавке.

Забавно. Когда они успели наладить инфраструктуру? Хотя, если не помнить, что Иран только недавно снова подключили к SWIFT, можно не обратить внимания на эту деталь.

В общем, можно посмотреть как раз ради деталей. Всегда интересно, как и чем живет закрытое общество.

3 из 10
Показать всю рецензию
Distarneo
Сильно, но затянуто
Фильм, который заставляет задуматься и переосмыслить свои поступки, желания и жажду навредить.

История о том, как супружеская пара переезжает в новую квартиру, в которой вскоре происходит жестокое нападение на жену.

История безусловно трагичная и грустная. События фильма происходят в Иране и многие понимают, что означает для женщины быть жертвой нападения и какая репутация её ждёт. Герои фильма скрывают от всех подробности, испытывая внутренние переживания и страх. Весь масштаб ужасающей боли главные герои сдерживают внутри себя. Они даже между собой (муж и жена) не говорят и не обсуждают подробности и от этого не могут поддержать друг друга. Это боль одиночества, которая сводит с ума. В итоге муж настаивает на собственном расследовании и поимке негодяя, обещает наказать в надежде на внутреннее успокоение.

Прекрасная режиссёрская постановка в основном держится на таланте актеров, которые замечательно справились с поставленной задачей. Сам сюжет фильма очень драматичен и затрагивает за живое. Чувственные переживания за героев выходят на новый уровень зрительского восприятия. Фильм действительно оригинальный и сложный. Отдельно хочу отметить финал картины. Это, словно, отдельная трёх актовая короткометражка, насыщенная высшим драматизмом и непредсказуемостью последующих событий.

Единственное, что портит фильм, так это его хронометраж. Два часа для рассказа данной истории очень много. От этого фильм кажется безумно растянутым и затяжным, что очень будет не по нраву простому зрителю. События фильма развиваются очень медленно, где завязка основного сюжета начинается чуть не в середине фильма.

В общем, фильм не для всех, но сама история происходящая в фильме касается каждого. Мы живём в жестоком мире, и только в наших силах изменить хоть что-то во благо светлого будущего, радостной улыбки наших детей и счастливой жизни окружающих нас людей.

Приятного просмотра.
Показать всю рецензию
Erdagan
Боль на сцене, боль в квартире.
В последнее время, кино в стиле арт-хаус, становится популярным, и пользуется спросом на различных кинофестивалях, очень часто это происходит в Каннах (Франция). Фильм заинтересовал многими аспектами. Он получил премию Оскар, в номинации как лучший на иностранном языке.

Рана и Эмад принимают участие в спектакле «Смерть коммивояжёра». Им приходится снять квартиру, в которой, как оказалось позже, своих клиентов принимала женщина легкого поведения. Постоялица съехала, а у квартиры осталась дурная слава и, однажды, в их дом врывается беда, в виде одного из мужчин, привыкших сюда приходить. Рана оказалась в больнице, а Эмад разыскивает обидчика своей жены.

Особенности. Отношения супружеской пары из Ирана, драматично отражаются не только на сцене в театре, в котором они совместно выступают, но и в ихней жизни, в которой однажды происходит тяжёлая ситуация. Ситуация доводит героев, почти до стадии саморазрушения. Как ни странно, но кино даже держит в неком волнении, ибо в данный момент, может произойти, что-то неладное.

«Коммивояжёр» — глубокая, психологическая драма, с социальным уклоном, который показывает отражение иранского общества в целом. Основная мысль картины, затронута довольно грамотно, ибо творческие люди, тоже желают быть услышанными, даже в Иране.
Показать всю рецензию
smidmi1979
Иран как зеркало современного мира
Иран. Муж Эмад и жена Рана, он — учитель в старших классах и актёр-режиссёр в любительском театре, где ставит пьесу «Смерть коммивояжёра» Артура Миллера, она — домохозяйка. Но однажды начинает рушиться их дом, и супруги вынуждены переселиться в новую квартиру, где раньше жила женщина свободных нравов. И тут настигает новая напасть — на Рану, пока она принимала душ, напал какой-то мужчина…

Дальше и начинается настоящее кино — и драма, и триллер, и в чем-то детектив.

Но в любом случае это, как и прежде, про разлом, поражающий иранское общество. И, как это уже было у Фархади, этот разлом (на сей раз нравственный больше, чем социальный и политический) проходит аккурат по семье. И вновь по интеллигентской. Единственное существенное отличие — чуть больше намекается на собственно интимную сферу отношений. Но в соответствии с нормами шариата и иранской цензуры все остаётся в фильме недосказанным и, скорее, догадывемым…

Именно это роднит иранское и советское кино, которые бытуют в условиях цензуры. Отчасти именно благодаря ей высказывание Фархади получается столь утонченным, при этом оставаясь довольно жёстким. Концовочка выдалась вообще дай Боже — вся интеллигентская толерантность разбивается об архаические комплексы, спровоцированные не менее «чудесной» стыдливостью Раны.

И это лишь одна из трактовок, потому что даже о вине персонажей судить просто невозможно. Сравнение некоторых критиков, к примеру, с «Белой лентой» не беспочвенное, но не абсолютное. Всё-таки у Ханеке однозначно нет невинных — все попадают в мизантропическую замазку знаменитого австрийца. Иранский режиссёр создаёт едва ли не противоположную картину: не виноват никто. Поэтому гуманистический посыл, достигаемый финальным катарсисом, почти очевиден.

Кому-то наверняка очень захочется заклеймить недружелюбную к отдельному человеку иранскую среду с ее трещащим по швам фундаментализмом (фундамент в свете фильма тоже сгодится), но это взгляд исключительно европоцентричный. По существу же именно Иран претендует на куда как более универсальное высказывание о человеке сегодняшнего мира, чем любой корифей-европеец или американец. Ведь ситуация морально-аморальной провокации, свойственной этому кино, куда как более возможна во всех уголках мира, нежели какая-нибудь гей-драма или 50 оттенков темнее. Наверное, поэтому Фархади и иже с ним ласкаются фестивалями и премиями, потому что при всей визуальной неброскости и негероичности, именно такое кино может быть интеллектуально-чувственным мэйнстримом, столь нужным и понятным человечеству, чтоб и в Африке и в Америке узнать на экране самих себя.

p.s. Но всё-таки «Развод Надера и Симин» по масштабу и глубине копания гораздо мощнее.
Показать всю рецензию
Показать еще
• • •
Страницы: 1 2 3
AnWapМы Вконтакте