Рецензии

Otmashka
На мой взгляд, религиозный путь - это в некотором роде каркасная дорога со своими заборами. Каждый выход за пределы этого сформулированного государства – новая доза вопросов и искушений, которые необходимо осознанно обрабатывать, укрепляться в вере, не теряя свою аутентичность, задачи и цели.

Мы постоянно находимся в социальных требованиях, ожиданиях и правилах. Каждый человек сталкивается с выбором, что принимать, а что нет. При этом отвечает на вопрос, что мы, собственно, из себя представляем и чем отличаемся от окружающих людей.

Я думаю, что проход к себе - через самосозерцание. И именно этот путь внутреннего изучения я увидела у главной героини фильма. И это удивительно тонкая и деликатная, кинематографичная работа. Трогательность, чистота и плотная наполненность Анны притягивает, вдохновляет и побуждает. Тепло и трепетно.

9 из 10
Показать всю рецензию
ars-projdakov
Представьте себе, Вы жили в одном ограниченном мире, а на окружающий смотрели только через призму строгих правил и понятий. И вдруг Вам выдается шанс остановить старый мир и познакомиться с новым, совершенно отличающимся от всех тех образов, которые складывались у Вас в голове долгое время. Что человеку предстоит испытать, столкнувшись с подобным? На эту ситуацию решили взглянуть создатели философской драмы-притчи «Спасение».

Синопсис Молодую католическую монахиню из Польши сестру Анну отправляют с особой миссией в церковный приход где-то в Гималаях. Всю свою жизнь она прожила в аскетическом мире женского монастыря. И вот перед ней открывается шанс познакомиться с совершенно новым миром с его незнакомой культурой и религией, что дает ей почву для размышлений и переосмысления тех многих вещей, в которые она верила.

Стоит отметить, что «Спасение» фактически является фильмом одной роли, в котором другие появляются лишь в отдельных эпизодах. Говоря об игре Полины Гришиной хотелось бы отметить, что ей вполне сносно удалось передать то сложное психологическое состояние, в котором пребывала главная героиня. Сестра Анна, которая посвятила всю свою жизнь лишь служению Богу, уже просто забыла об обычной мирской жизни, способной доставлять все ту же радость и любовь, которые, как считала Анна, можно было обрести лишь в монастыре.

Обычный зритель, который посмотрит этот фильм, наверняка, потом скажет: «Да это же просто вынос мозга!». Действительно, режиссер Иван Вырыпаев снял не классическое жанровое кино, а нечто сложное, что предстоит осмыслить. Собственно говоря, режиссер не вкладывает какой-то потаенный смысл в те или иные эпизоды, а лишь пытается передать то состояние, в котором пребывает человек, когда осознает, что все, во что он верил, не имеет прежнего смысла. При этом Иван Вырыпаев дает четко понять, что нет необходимости отказываться от всего, во что ты верил, а продолжать верить в это, при этом наслаждаться жизнью.

Как известно, Иван Вырыпаев также выступил и сценаристом фильма. Сюжет «Спасение» он построил по принципу самой настоящей притчи. Все эти ответвления с важной церковной миссией не имеют никакого значения, потому что на передний план выходит тот долгий путь, который проделывает Анна в поисках самой себя. Приехав в незнакомую ей страну, она знакомится с её культурой, с её обычаями, ранее неизвестной религией. Через общение с незнакомцами, она осознает, что помимо её мира существует совершенно другой, в котором люди привыкли общаться, слушать музыку, заниматься сексом – то естественное, что ей внушали как порок. В конце концов, героиня не откажется от веры, но будет смотреть на мир уже другими глазами.

Итог Будем честны, «Спасение» - кино не на рядового зрителя. Многое в нем покажется странным (взять хотя бы эпизод с НЛО), многое скучным – действий в нем не так много. Но при всем при том, если его не просто смотреть, а слушать и осмысливать увиденное и услышанное, но невольно ты задумываешься над теми вещами, которые проходят лейтмотивом через всю картину.

8 из 10
Показать всю рецензию
neo1570
Разговор о вечном...
'Встреча с собой - самое сложное испытание' - так звучит слоган к данному фильму, от чего мысленно задаюсь вопросом: 'Но если это испытание, то почему фильм называется спасение?'

Долгое время я не решался и не находил возможности посмотреть новый фильм Ивана Вырыпаева. Мне сложно объяснить причины, но вот наконец появился шанс и внутренний настрой для вечернего просмотра.

Начало фильма выглядит интересно и увлекательно. В первую очередь здесь заслуга самой актрисы Полины Гришиной, исполнившей роль монахини, которая приехала из Польши в Тибет. Девушка очень привлекательная, нежная и светлая. А ее невинный взгляд приятно радует своей чистотой и блеском.

Но вот проходит время и мы наблюдаем, как бедная девушка оказывается жертвой обстоятельств и ей приходится задержаться на несколько дней в маленьком отеле горного массива. Дальнейшие действия, меня, если честно, сильно утомили. Безмолвные походы, прогулки, лазание по горам и безмятежные посиделки на камнях целенаправленно загоняют в сон. Мне, как зрителю, было сложно осознавать происходящее, чтобы понять замысел режиссёра. Я мысленно задавал себе вопросы: 'В чем тут дело? Где конфликт, сюжет и что вообще происходит?' Перед нами показывают духовные страдания и некие мучения юной девушки, после которых окончательно загоняют зрителя в тупик. Но потом происходит неожиданное прозрение, словно небольшой лучик света пробился сквозь непроглядную мглу сомнений мрачного безмолвия.

Режиссёр очень тонко и деликатно со всей присущей аккуратности приоткрывает нам героиню. Мы видим ее настоящую, мы видим уже не монахиню, а родного и близкого нам человека. Хотя режиссёр всего лишь скинул тёмные одеяния с ее хрупких плеч, оголив до необходимого понимания, но уже в этот момент мы видим в девушке нечто другое, а точнее другую, простую, родную и близкую нам по духу. И вот только после этого начинается основная часть всего повествованиях. И здесь совсем не идёт речь о каких-то действиях или происходящих событиях. Мы становимся участниками длительных диалогов с различными путниками и людьми, которые встречаются на пути нашей героини. Первый и основной диалог о душе происходит с девушкой, которая сидит на ступеньках буддийского храма. Очень долгий и монотонный диалог с повторяющими выражениями и словами. Это очень пронзительный и верный диалог, точечный и правильных во всех смыслах слова. Два мнения и два взгляда о том, что гложет многих из нас в этом мире.

А через некоторое время героиня вновь оказывается в центре бесконечного диалога, но уже с мужчиной на веранде своего отеля. Они говорят о музыке, о жизни, о своих желаниях, любви. Они говорят обо всем сразу и в то же время ни о чем, потому что, собирая из частиц общего разговора, складывается некая структура особого понимания нашего бытия. Вещи не сложные, но очень важные для каждого из нас. Герои нам так близки. Мы их так сильно понимаем, что они становятся одним целым в наших глазах, они становятся нами, а мы растворяемся в них.

Мне, конечно, довольно-таки трудно письменно объяснить происходящее на экране, так как здесь больше слушаешь не ушами, а чувствуешь душой каждый кадр, каждую сцену, каждое слово.

Что касается дальнейших действий, когда девушка сидит ночью на скале под небесным сиянием, предположу, что здесь всего лишь режиссёрское отступление и некий полет фантазий.

Но вот уже финал и мы ждём новый диалог, финальный третий разговор, который подытожит все, что накипело, произошло, творилось, чувствовало и волновало всех. В лице третьего собеседника выступает сам режиссёр, от чего просто зашкаливает в мозгу от любого сказанного слова. В итоге мы видим самый короткий диалог, но со словами, которые зритель унесёт с собой и оставит в душе на всю жизнь.

Поразительный и вдохновенный фильм предназначен исключительно для настоящих ценителей авторского кинематографа. Не думаю, что рядовой зритель по достоинству оценит предложенную режиссёром концепцию, потому она ему будет невыносимо скучна и затянута. Сложный и в то же время простой фильм с простым пониманием нашего с вами спасения в этом сложном и многогранном мире.

Приятного просмотра.

9 из 10
Показать всю рецензию
Егор Стрелков
Operator, please
Театральный режиссёр Иван Вырыпаев периодически выходит на поле кинематографа и снимает кино, жанр которого определить очень сложно, да и хоть сколько-нибудь похожие фильмы найти затруднительно. Огромный ему поклон за Эйфорию, Кислород, Танец Дели.

Но почему же во время просмотра Спасения мне казалось, что кино - это что-то чужое для Ивана? Почему это кино выглядит таким топорным на фоне гениальных предыдущих работ, когда было достаточно одной больничной скамьи? На самом прозаическом фоне рассказывались истории, да такие, что ты, взрослый человек, вдруг вслух выкрикивал говорил 'вау!' и удивлялся мудрости автора.

В Спасении же Иван слишком много экспериментирует с чисто кинематографическими приёмами, что ему не очень-то удаётся. Длинные молчаливые эпизоды, где сестра Анна просто куда-то идёт, что-то разглядывает - не что иное, как просто растягивание времени, никакой смысловой нагрузки они не несут. А дважды повторяющийся момент с подъёмом на гору полностью это подтверждает. Для чего 2 раза? Чтобы увеличить хронометраж?

В общем, фирменных Вырыпаевских диалогов тут 2 штуки, они всё так же хороши. Всё остальное - лишнее.

7 из 10
Показать всю рецензию
Мария Выставкина
«Все, что я продаю — это искренность»
Все фильмы Ивана Вырыпаева сильно отличаются друг от друга. «Эйфория» - картина, где главными и практически единственными значимыми элементами были пейзажи и музыка. «Кислород» - текст, виртуозно преподнесенный с помощью новейших технологий. «Танец Дели» - диалоги между героями, находящимися в ограниченном пространстве, что вызвало немалые споры о том, к чему ближе эта работа – к кино или театру. «Спасение» по стилю не похож ни на один из перечисленных фильмов.

В центре сюжета – девушка, которая «спасается» от, как ей кажется, враждебного мира в католическом монастыре. По поручению монастыря она отправляется в место с совершенно чуждой ей культурой, край Ладакх в тибетской части Индии. Однако вместо конфликта католической и буддийской культур в душе у героини возникает совершенно новое ощущение себя в мире. Под воздействием самого места, а также разговоров со случайными знакомыми в её сознании происходит некий переворот. Её внутренний мир перестает конфликтовать с внешним, она обретает гармонию. И в этом состоянии девушка впервые по-настоящему осознаёт присутствие Бога.

Как уже говорилось выше, по стилю фильм сильно отличается от трех предыдущих работ Вырыпаева. Он достаточно аскетичен, в нем нет ярких красок, громкой музыки, эмоционального напряжения. Картина проникнута спокойствием и умиротворенностью. Стоит отметить поразительную достоверность, с которой передано пространство. Буквально ощущаешь себя в Тибете, вдыхаешь горный воздух и любуешься рассветом вместе с главной героиней. Прекрасная игра актеров, в особенности Полины Гришиной, заслуженно удостоенной премии «Кинотавр» за лучшую женскую роль, и то, что фильм снят на английском языке, усиливает ощущение присутствия. Удивительно, как органично удалось вписать в структуру фильма сцену появления НЛО. Этот фантастический эпизод не вносит никакого диссонанса в реалистичность картины и полностью соответствует её стилистике.

Но, несмотря на все его достоинства, фильм действительно не для всех. И даже не для всех поклонников творчества Ивана Вырыпаева. Многих будет раздражать отсутствие внешнего действия, неестественность диалогов, кажущийся умозрительным сюжет. Но всё перечисленное искупается искренностью, с которой рассказана эта история. В каждом кадре чувствуется, насколько то, о чем говорится в фильме, важно для его создателей. Это ни в коем случае не проповедь, это просто искреннее желание высказаться на тему, небезразличную гораздо большему числу людей, чем может показаться на первый взгляд. В качестве слогана к этому фильму пришлись бы очень кстати слова Ивана Вырыпаева, сказанные им в Центре современной драматургии и режиссуры в Ижевске: «Все, что я продаю – это искренность».
Показать всю рецензию
Big_Bang
Помню, на сеанс фильма пришла одна. После работы. Народу не то чтобы много. Самое оно для вдумчивого просмотра картины. Скажу сразу, ждала фильм с нетерпением и, как только выключили свет в зале, я погрузилась…

Во-первых, на что сразу же обращаешь внимание — это конечно операторская работа и сами виды, от которых дух захватывает. Даже если не вникать, о чем фильм, можно наслаждаться уже этим.

Во-вторых, сама идея. Тут и близкая мне тема поиска, и сомнения (убеждаюсь, что мне ближе люди сомневающиеся, чем уверенныеи уверовавшие). И только вдумайтесь, католический приход в Тибете. По крайней мере любопытно поглядеть.

В-третьих, для тех, кто уже посмотрел и ничего не понял, или понял, но не все, или понял и хочет еще. Есть небольшое дополнение к фильму, диалог с Далай-Ламой, размышления Вырыпаева и описание того, как фильм снимался. Там задумка кинохудожника разжевана очень подробно, только успевай проглатывать.

10 из 10
Показать всю рецензию
kitayac
Очень нетипичная монахиня
Анна нелюдима, тревожна в присутствии людей, это видно сразу.

Монахиней ей почти не нужно ни с кем общаться, только со знакомыми. А если и заговорит с незнакомцами, то это обычно очень короткие разговоры, лишенные человеческой простоты, тепла, односложные.

Скрытная, безэмоциональная, незаметная. По лицу не получается ничего счесть, что за человек, оно ничего не выражает. Когда она общается, то вызывает ассоциации с куклой. Она как в танке, или крепости, на очень большом расстоянии от всего, всех.

Очень умна. Очень необычно в разговоре с американцем задала вопросы — как ученый, изучающий неживую вещь под микроскопом. Т. е. вопросы глубокие, «промозглые», до самой сути, но без чувственной, настоящей человечной заинтересованности.

Героиня почему-то пребывает в постоянном напряжении: блеклое однообразное выражение чувств, застенчивые жесты. Расслабление, наслаждение от текущего момента при прослушивании музыки периодически сменялось настороженностью, думанием. Будто она всегда готова к чему-то.

О себе всегда сказать нечего, кроме того, что из Польши. У собеседника же выспросит всё. Т. е. присутствует как бы такая схема отношений: сама берет, но взамен не даёт ничего- в виде эмоций, чувств. Над простыми вопросами долговато раздумывает.

В фильме сделан акцент на молодой внешности героини. Это может быть как символ отказа героини от обычной жизни, «её не потрепала жизнь».

Она как будто не с этой планеты, но это не из-за монашества, а от того, от чего она туда, скорее всего, сбежала.

В общем, на основе того, как было это сыграно, могу пофантазировать, что героиня могла стать монахиней как раз по причине наличия проблемы в своих отношениях с людьми. Это подтвердили наблюдения и американца. Есть преднамеренный уход от ее решения. Или хочет изменить себя таким способом, найти ответы на вопросы. Без активной работы над собой. Это как бы заход с другой стороны, изнутри, духовный.

Актриса героини чем-то мне напомнила другую актрису, Марию Шалаеву.
Показать всю рецензию
Maria_Vs
«Все, что я продаю — это искренность»
Все фильмы Ивана Вырыпаева сильно отличаются друг от друга. «Эйфория» — картина, где главными и практически единственными значимыми элементами были пейзажи и музыка. «Кислород» — текст, виртуозно преподнесенный с помощью новейших технологий. «Танец Дели» — камерный фильм, монологи, происходящие в ограниченном пространстве, что вызвало немалые споры о том, кино это или театр. «Спасение» по стилю не похож ни на один из этих фильмов.

В центре сюжета — девушка, спасающаяся от, как ей кажется, враждебного мира в католическом монастыре. По поручению монастыря она отправляется в место с совершенно чуждой ей культурой, край Ладакх в тибетской части Индии. Однако вместо чувства конфликта католической и буддистской культур у главной героини возникает совершенно новое ощущение себя в мире. Под воздействием самого места, а также разговоров со случайными знакомыми в её сознании происходит некий переворот. Её внутренний мир перестает вступать в конфронтацию с внешним, и она обретает гармонию. И в этом состоянии героиня впервые по-настоящему осознаёт присутствие Бога.

Как уже говорилось выше, по стилю фильм сильно отличается от трех предыдущих работ Вырыпаева. Он достаточно аскетичен, в нем нет ярких красок, громкой музыки, эмоционального напряжения. Картина проникнута спокойствием и умиротворенностью. Стоит отметить поразительную достоверность, с которой удалось передать пространство. Буквально ощущаешь себя в Тибете, вдыхаешь горный воздух и любуешься рассветом вместе с главной героиней. Прекрасная игра актеров, в особенности Полины Гришиной, заслуженно удостоенной премии «Кинотавр» за лучшую женскую роль, и то, что фильм снят на английском языке, усиливает это ощущение присутствия. Удивительно, как органично удалось вписать в структуру фильма сцену появления НЛО. Этот фантастический эпизод не вносит никакого диссонанса в реалистичность картины и полностью соответствует её стилистике.

Несмотря на все перечисленные достоинства, этот фильм действительно не для всех. И даже не для всех поклонников творчества Ивана Вырыпаева. Многих может раздражать отсутствие внешнего действия, кажущаяся неестественность диалогов, определенная умозрительность сюжета. Но всё это искупается искренностью, с которой рассказана эта история. В каждом кадре чувствуется, насколько то, о чем говорится в фильме, важно для его создателей. Это ни в коем случае не проповедь, это просто искреннее желание говорить на темы, небезразличные гораздо большему числу людей, чем может показаться на первый взгляд. Здесь вспоминаются слова Ивана Вырыпаева, сказанные им на фестивале молодёжной культуры «Артквадрат» в Ижевске: «Все, что я продаю — это искренность». Наверно, эта фраза была бы лучшим слоганом для презентации этого фильма кинопрокатчикам.
Показать всю рецензию
ge_ko
Ощущай
В последнее время на экраны вышло сразу несколько картин о служителях церкви. Вспомнить хотя бы суровую ирландскую драму Голгофа или оскороносный фильм Павла Павлековского Ида, который производит впечатление своей концентрированной строгостью. Матовый, почти пасторальный черно-белый фильм, в котором строгость во всем — от названия, до композиции кадра. Кинематографический интерес к данной теме во многом вызван духовной красотой служителей культа и общей религиозной эстетикой.

Вот и Иван Вырыпаев снял свою картину о святости. Но святость здесь далеко не главное — она лишь внешнее условие. Фильм об ощущениях.

Вполне понятно, почему Вырыпаев снял такое кино. Многие его фильмы завязаны на особом мироощущении героев. Об этом его короткометражная новелла «Ощущать»: не нужно ничего понимать, да и попробуй пойми это всё — просто ощущай. Главная героиня Спасения — робкая, безмолвная монахиня из Польши, которую отправили служить в миссию католического прихода высоко в гималайских горах. Она впервые за 25 лет покидает монастырь и оказывается на другом конце планеты. Анна пытается понять этот мир через диалоги с незнакомцами, но слишком разные модели восприятия действительности уводят разговоры в область комичного.

Этот мир, в котором человек сравнивается с пылесосом — невозможно понять. В попытке по крайней мере ощутить его, Анна на время примеряет роль простого человека. Прибывая в этой роли, перевоплощенная монахиня вступает в, пожалуй, самый комичный и остроумный диалог с американским музыкантом. Вырыпаев использует довольно распространенный приём столкновения разных миров, что характерно для подобных сюжетов. Разговоры о рок-музыке и попытки объяснить «чем занимаешься» невольно наталкивают на мысли о (не)возможности героини остаться в этой роли если не навсегда, то хотя бы на время.

Фильм построен по принципу беседы. Хотя за все экранное время зритель услышит лишь 4 полноценный диалога — нет сомнений в том, что внутренний диалог продолжается и в безмолвии. Крупные планы на фоне колоритных пейзажей Тибета, слегка покачивающаяся камера — вызывают приятный эффект погружения и ощущение динамики высокогорного пространства.

Многие обвиняют Спасение в отсутствии глубины и театральности некоторых сцен. Но здесь стоит сказать, что Вырыпаев прежде всего драматург, а не кинорежиссер, о чём он открыто и заявляет. Но фильм от этого вовсе не теряет своей ценности, прежде всего эстетической. Сам режиссер в интервью говорит, что «Спасение» это фильм о России. Но, как оказалось — об этом совсем не обязательно знать. Даже без этого глубокого знания картина может многое сказать и показать эстетически и духовно развитому зрителю.

Неужели обязательно искать во всем глубинный смысл? Почему нельзя просто получить удовольствие от просмотра приятного и красивого кино?

8 из 10
Показать всю рецензию
Jerry_Jerry
«Мы все время выбрасываем мусор, а нужно взять и выбросить пылесос».

Что такое человек? Роль, форма или пылесос? Такими вопросами задается польская монахиня вместе со своей собеседницей в Гималаях.

Эти горы — цель и мечта многих людей по всему миру независимо от вероисповедания. Человек может не быть буддистом, и при этом, видеть в Тибете выход из замкнутого цикла жизни по законам, в которых что-то ему кажется несовершенным или неправильным. Этот выход ведет к себе, своей тени и к принятию себя.

В Гималаях монахиня узнает не только то, что она не просто форма, наполненная чем бы то ни было, но и то, что она прекрасна. Ее собеседники открывают ей новые истины насчет ее же и мира, в котором она живет. Так, новый знакомый говорит девушке, что «внутренний мир и внешний мир — это одно и то же». И если в начале она признается в разговоре по телефону, что ей страшно, то чем больше она узнает о себе, тем спокойнее она становится, и тем больше она может увидеть.

Плюсы фильма — гипнотические виды Гималайских гор и контраст черного одеяния монахини на их фоне, бережное рассмотрение довольно щекотливого вопроса — веры и религии, неторопливое повествование, через которое зритель может прочувствовать реальность происходящего на экране. Этот же плюс становится и минусом. В некоторых местах неторопливость граничит с затянутостью, а наблюдение за монахиней становится чересчур близким.

Отдельного упоминания заслуживает игра Полины Гришиной, исполнившей роль монахини. Она оказалась настолько хороша, что получила главный приз за лучшую женскую роль на Кинотавре. Что же касается режиссера, фильмы Ивана Вырыпаева («Кислород», «Танец Дели») — оригинальны и не однотипны. Сам он в интервью говорил, что видит смысл «Спасения» в диалоге, постижении и принятии окружающего мира и другой культуры, а также в понимании, что бог — везде.

В целом, можно сказать, что «Спасение» — красивое, медитативное, философское кино, безусловно, достойное просмотра.
Показать всю рецензию
Показать еще
• • •
Страницы: 1 2 3
AnWapМы Вконтакте