Рецензии

krotovaa96
Свеча во тьме
При поиске фильма на тему Великой Отечественной Войны наткнулся на данную картину. Выбор сразу же пал на неё, так как тема христианства мне близка более всех других.

Фильм передаёт реалии войны, деромантизируя и советскую армию в том числе. Однако, в отличии от многих других подобных работ, здесь показана скорее не война, а жизнь православного священника в военное время.

Как выразил жизнь духовенства в то время один из персонажей фильма, Митрополит Сергий: 'кручусь-верчусь', т.е. и 'Кесарю - кесарево', и, главное, 'Божие - Богу'. Главный герой, хотя и не выступает ярым противником захватчиков, но и не становится предателем: помогает русским военнопленным, молится о своём народе, берёт опеку над множеством русских детей. Его жизнь легко осуждается со стороны окружающих его людей(в основном, советских солдат), однако сами они даже не пытаются вести добродетельную жизнь.

Добрый подвиг веры отца Александра в то время особенно контрастирует с окружающей действительностью жестокости и злобы военных лет. Болью отзываются все смерти, показанные здесь. В процессе просмотра чувствуется будто внутренняя пустота от происходящего на экране.

Об актёрской игре: порою пробирающие душу мольбы о пощаде, добрые и мужественные глаза Сергея Маковецкого, Елизавета Арзамасцева с видом сияющим и непорочным. Немецкие солдаты, как и положено, стараются своим поведением пробуждать отвращение(сцена их плясок вокруг горящей ёлки с песней 'Тихая ночь').

Советую фильм к просмотру. Особенно верующим.

? Благословен Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, Отец милосердия и Бог всякого утешения, ? утешающий нас во всякой скорби нашей, чтобы и мы могли утешать находящихся во всякой скорби тем утешением, которым Бог утешает нас самих! ? Ибо по мере, как умножаются в нас страдания Христовы, умножается Христом и утешение наше.

2 Коринфянам 1:3-5

9 из 10
Показать всю рецензию
Комиссар Краснов
Церковь снимает против самой себя?!
Гениально. Нет, серьёзно: у Сапковского, помнится, в 'Саге о Ведьмаке' был момент, когда в ходе войны между Нильфгардом и Северными королевствами наёмная бригада умудрилась провернуть свои финансовые дела так, что, воюя на стороне Севера, получала за это деньги...от Юга, грубо говоря. Классно, да? А как насчёт того, что РПЦ проспонсировала фильм, который, по идее, должен был рассказывать про добрых православных священников, под защитой фашистских частей, ведомых белогвардейцем, восстанавливающих церкви на русской земле, и про злобных упырей-коммунистов, стреляющих безвинных пасторальных протестантов, а получился, в итоге, классический фильм про ВОВ, каковым он был бы, если бы показывалась жизнь по ту сторону фронта?

Постараюсь описать вкратце: забудьте о том, что тут есть 'хорошие' нацисты со священниками. Нет их. Есть фашисты, убивающие советских граждан под белогвардейские вздохи о красоте природы и отсталости народа, стреляющие в их скот - единственную надежду на пропитание - и вообще ведущие себя ничуть не лучше остальных фашистов, виденных нами в других фильмах о войне или, в общем-то, в реальной истории; есть карьеристы-златокрёстники, на словах думающие о душевном спасении и возвращении православия на Русь, на деле же отсиживающиеся в Риге и посылающие на смерть бедного главного героя - единственного положительного попа в фильме (sic!), вдобавок, не гнушающиеся антисемитизма и наплевательства на простой народ. Антисемитизмом страдает даже жена главного героя. А что партизаны-упыри? Это - просто люди. Они были бы героями в обычном советском фильме, и они таковыми выглядят: простые рабочие и крестьяне, к которым в жизнь ворвались фашисты, убили их родных, открыли церковь в клубе, в котором они танцевали с этими родными и близкими, сломав ещё один нерв, и вовсю тут хозяйничают, держа концлагерь для военнопленных, где их кормят одной ботвой от морковки, и стреляя во всех прочих нежелающих подчиняться.

Да, иногда антисоветизм какой-то проскальзывает. То партизаны вдруг ни с того ни с сего попытаются отказаться стрелять в полицаев, то советский, скажем, боец старшего звания (не то комиссар, не то НКВДшник, неясно) вдруг скорчит козью морду и откажется отдавать детям попа, причём, до того разговаривая с ними по-отечески, то нам слёзно расскажут о ненастоящей судьбе руководителей псковской миссии, в реальности скрывшихся от справедливого суда за границей. Но...это реально выглядит несерьёзно. Во всяком случае, на фоне того, какое фиаско, в конечном итоге, претерпел основной замысел картины.

7 из 10.

Это было весело осознать.
Показать всю рецензию
mintonov
Sieg Heil
На дворе 39. Фрицы готовы спасти Русь-матушку от захвата советскими депутатами. Но наш народ гордый - не станет он под немецких фашистов прогибаться. Лучше своя власть - какая никакая; народная родная. В такой обстановке действует протагонист - противостояния двух сил.

Фильм хорош тем, что он позволяет посмотреть на привычные вещи под новым углом. Как правило, всё, что мы слышим о ВОВ, - это то, что гады-гитлеровцы, плохие ничтожные обнаглевшие нелюди со стороны Европы взяли и напали на нашу святую (это при том, что в храмах пляски устраивали) страну, которая, набравшись мужества, ответила на вторжение соответствующими военными мерами, чтобы показать фашистам их место. Я ни в коем разе, как и фильм, не оспариваю такую версию событий. Я даже уверен сам первый, что так всё оно и было. Но, однако же, было, вероятно, не только так. То есть версия, которую нам вдалбливают в умы на каждом углу с малолетства, может, полностью правдива, но этот не значит, что она полноценна и отражает всю картину событий.

И вот, 'Поп' это-то и показывает. Что да, хорошо это или плохо, но национал-социалисты - это тоже люди, которые, как и все прочие, как и красноармейцы, так или иначе верят в своё дело. Возможно, фильм где-то передёргивает, слишком, как сейчас модно говорить, - романтизирует - идеологию гитлеровской Германии. Ведь так можно дойти и до утверждений, что террористы тоже являются людьми. И в таком случае возникает неизбежный вопрос: как же быть с такими? Ответить многие здесь, безусловно, поспешат, сказав, что таких можно только уничтожать. И, возможно, будут правы. Но штука в том, что, возможно, и Христос был бы вполне себе прав, в человеческом понимании правоты, если бы не пошёл на крестную смерть, а просто сбежал от римских воинов в пустыню или ещё куда. Возможно, прав советский комиссар, который поступил в конце фильма так, как поступил - по отношению к 'попу'. Таким образом, фильм свидетельствует не о правоте, а о любви. И в этом его величие.

Ну, какой здоровый человек, который гонится за рациональностью, станет прямо и аргументированно заявлять начальству о его возможном отступлении от веры; проповедовать разъярённым нацистам Слово; приютит десяток детей, когда возможностей к тому нет решительно никаких; станет отпускать грехи человеку, который хочет его убить? Тут можно объединить первые два дела - в храбрость, которая не чужда и Красной армии; а вторые два - в так называемые дела милосердия, которые им, пожалуй, абсолютно чужды.

Словом, конечно же, данный фильм ни в коем случае не призывает вас вставать на сторону фашистов, хотя и Союз он тоже показывает скорее в негативном ключе. Он призывает выйти за рамки мышления 'свой-чужой', 'хороший-плохой'. И картина в этом плане по-настоящему трогательна. Она выводит из парадигмы обыденности, заставляя думать в надмирном ключе, призывает к духовности и не-делению мира на два государства/союза/любого другого политического образования, которые противостоят друг другу. Проще говоря, фильм призывает к мышлению не по каким-то идейно-политическим соображениям, а по соображениям совести и сочувствия.

Из недостатков я бы назвал игру Нины Усатовой, которая мне почему-то не зашла. Ну, не похожа она на жену священника, да и вообще на жену главного героя. Разве что поступками. Но это ведь всё-таки кино - внешний вид здесь весьма важен. То же самое, примерно, относится к детям - они какие-то скучающие, но и не замученные при этом - короче, видно, что актёры. Да и вообще некоторые сцены, наверное, палевно-постановочные.

Но всё-таки недостатки считаю относительно несущественными. Дух в картине есть!

8 из 10
Показать всю рецензию
veraproskryakova
Есть такой тип сельского священника…
Смотрела этот фильм в кинотеатре первый раз, в год его выхода, это бы апрель 2010 года (это помню точно, потому как смотрела этот фильм за неделю до родов). С тех пор пересматривала его всего 2 раза, чаще смотреть не получается, так как фильм всё же довольно тяжёлый для частого просмотра. О таком непростом периоде из жизни нашей страны, как Великая Отечественная война, точнее об определённом её периоде — Псковской православной миссии. Псковская православная миссия — одна из наименее изученных страниц истории Великой Отечественной войны. С августа 1941 по февраль 1944 года священники-миссионеры из Прибалтики возрождали церковную жизнь на оккупированных немцами территориях северо-запада России. После занятия этих областей советскими войсками участники Псковской миссии были высланы в лагеря.

Драматическая история священника, который в годы Великой Отечественной войны нёс нелёгкое бремя служения Богу и людям. Фильм без религиозного пафоса и фанатизма, но с безмерной силой духа, любви к Богу и ближнему своему и непоколебимой верой, и это в тяжёлых условиях военного времени. Маковецкий отлично сыграл! Фильм о русском православии с долей жизненной иронии и выборе!

Фильм хороший, смотрится легко, конечно не шедевр, но, своей игрой Сергей Маковецкий приложил все усилия для того чтобы фильм смотрелся достойно и даже душевно. В роли батюшки он очень выразителен и максимально достоверен. Полностью раскрыл свой огромный актёрский талант, ему веришь все два часа действия фильма, его движения души, переживания, сомнения и истинный героизм раскрыты перед зрителем полностью.

Нина Усатова очень понравилась, она актриса своеобразная, в кино не так много играет как в театре, и это второй фильм, где она мне неимоверно нравиться (первый фильм был «Холодное лето 53-го» где она сыграла немую женщину, там у неё невероятно сильный образ). И в роли жены священника она очень эффектно смотрится. Кроме неё я думаю, только Ирина Розанова бы так здорово смотрелась в этой роли.

Так же в этом фильме я впервые узнала Лизу Арзамасову, помню, потом о ней очень много и долго говорили по ТВ. Думаю для дебюта в кино, справилась она довольно неплохо, были моменты, где она была максимально естественна. И очень она подошла на эту роль, и внешностью, и своими актёрскими данными. В общем мне понравилась.

Кирилла Плетнёва просто люблю, красавчик, и очень талантливый актёр. В тех немногих фильмах, которые я смотрела с его участием, его исполнение всегда на высоком уровне. Отличный актёр.

В фильме довольно подробно было показано положение церкви в то время. На мой взгляд, лучше многих российских фильмов последнего десятилетия. Но до шедевра, каким его пытаются представить, далеко. И всё же хочу отметить очень грамотный сценарий. Как в историческом плане, так и в плане нравственно-религиозного выбора, перед которым любой человек, и особенно священник, оказывается ежедневно. Маковецкий играет хорошо, но роль священника, не простая роль, но исполение на высоком уровне, вызывает уважение и сострадание к человеку, попавшему в эту мясорубку 20 века и не утратившего свою Душу. Последнее его появление на экране, достойно восхищения. Вот это потрясающий образ старца. И вообще, за концовку огромное спасибо. Словами Маковецкого, Церковь обращается к своему народу, в лице ребят: «Входите дети, а там видно будет».

Фильм сложный, глубокий. Про настоящего человека, который страх в своё сердце не пустил, тем самым не разрушил свою защиту, просто знал и шёл… Игра актёров хорошая. Сыграно очень красиво и душевно.

После фильма подумать хочется. Версия о создании Псковской миссии немцами признана несостоятельной, поэтому к фильму В. Хотиненко мы можем относиться в этом отношении как к художественному произведению. Конечно, Псковская миссия представляла для немцев интерес как пропагандистская компания. Псковская миссия — подвиг православного священства в военное время, сумевшего между двумя диктаторами с антихристианской сущностью делать своё дело — служить, проповедовать, утешать, обнадёживать, говорить народу об истинном смысле жизни и подлинных ценностях, а не о политических, национальных, временных, преходящих идеалах.

Очень хорошее кино, сейчас редко можно увидеть что-то достойное из отечественного кинематографа. Это даже не о хороших и плохих, не о церкви и политике, не о православии, не о коммунистах, не о фашистах, это об одном очень хорошем человеке. Фильм замечательный, берущий за душу, добрый и искренний.

Смотрите.

9 из 10
Показать всю рецензию
MARKOVAlive1506
ПОП (2009)
Кино всегда находит зрителя в своё время. Вот так в очередную бессонничную ночь 'Поп' нашёл меня.

Картина Владимира Хотиненко охватывает очень противоречивый кусок истории времён Второй Мировой о деятельности Псковской Православной миссии. Противоречивый не потому что 'было ли это', а потому как малоизвестный он. И спорить можно сколько угодно.

Но суть не в сюжетной линии.

К Серёже Маковецкому я всегда относилась спокойно. До этого фильма. Смотреть и слушать здесь хочется впервую очередь его. Не то борода, не то говор церковный его, но влюбляет, и трогает. Хотя тема попа (священника) толком и не раскрыта. Герой Маковецкого выступает больше неким социальным служащим, агитатором, чем духовным наставником.

Несмотря на Маковецкого, на божественную Усатову и такую же Арзамасову, 'Поп' вызывает ощущение 'полуправды' вполне возможно, что из-за крайне плохой игры детей и части партизан. Здесь Хотиненко ставит даже не на это - что видно-, а на человеческий характер, на личность, на то, что движет человеком в той или иной ситуации. Поэтому глаз оторвать невозможно. Легко после него как-то.

Хотя...

Смотри кино правильно.

8 из 10
Показать всю рецензию
ХанСоло
Вот пуля просвистела и ага…
и пошло-поехало с окончательным уходом из жизни участников и пособников той войны.

На самом деле я хотел написать положительную рецензию, т. к. фильм мне почти понравился. Но после долгих размышлений я понял вот что.

Фильм ругали за очернение партизан, комиссаров и бойцов РККА, и, что характерно, за отмыв нацистов от крови и пепла. Главного героя (далее ГГ) ругали за сотрудничество с немцами и пассивность во время тотальной войны (как-то так). РПЦ ругали за сотрудничество опять же. И это, как говорил т. Саахов, написано правильно, но…

Но тут мы забываем про то, кто и про кого снимал. А с точки зрения верующего человека немцы-христиане (не надо про оккультизм/сатанизм и СС, Рождество-то они праздновали) к ГГ гораздо ближе, чем атеисты-коммунисты! Это когда враг покушался и на веру, то церковь могла сказать «За Русь святую!», а тут «Я за Христа», и это правильно — не его это война, не его враги, во-первых, а во-вторых, с позиции христианства, поп и был должен усовещать нападающих о милосердии к слабым. Вот он и старался о своём долге — восстанавливал церковь, вёл службы, нёс веру (между прочим, не сдал хотевшего его убить — зачем, правда? — партизана). И детей спасал, и еврейку. А при попытке спасти партизан от виселицы, вопреки крикам жены о защите рейхс-кого-то, рисковал крепко — куратор-полковник солдатами не командовал, шлёпнули бы славянского унтерменша при попытке нападения, всего-то делов…

Вы поймите, это совсем другой тип мышления — он ведь и правда» с Христом», а всё остальное вторично. И так оно и есть, просто мы, атеисты, думаем иначе, ставя на первые места Родину, патриотизм, месть за своих.

А дерьмово в этом фильме то, что через такую точку зрения нам показывают всех персонажей. И вот уже жители деревни спокойно ловят рыбу — как до войны, так и в разгар её. Как будто нет ничего важнее колокола и куполов. Как будто все только и ждали, когда же рухнет эта жизнь, и начнётся новая, да как встарь. И даже детоубийцей стал не урка, не алкаш, не опустившийся предварительно предатель, а советский милиционер! И вот в это я не верю — слишком уж сложна тема сосуществования церкви и государства, чтобы так вот просто решить, что в 1917 году злые масонские марсиане Русь Православную захватили, а народ, нет, Народ Русский, только и ждал, чтобы… Не надо мешать в одну кучу всех — и не надо выдавать грань за весь кристалл, «не так всё было…»

Просто если при несении в массы православия пользоваться приёмами большевистской пропаганды и постоянно употреблять слова «все» при совмещении хороших и православных, с одной стороны, и плохих и атеистов, с другой, то лучше не будет никому.

А так, по мелочи если, то неплох фильмец… хотя из Маковецкого вологодец как из Машкова еврей.

5 из 10

потому, что могло-то быть и хуже…
Показать всю рецензию
Сергей Гвоздев
Легенда о великом анестезиологе
Религия есть опиум народа.
Карл Маркс

На Бога надейся, а сам не плошай.
Русская пословица

После просмотра для меня по-прежнему остается загадкой, смысл создания этого фильма.

Подобные всплески художественной активности напоминают недавние случае в Санкт-Петербурге, где повесили мемориальные доски Маннергейму и Колчаку. Народ взбунтовался: «Это зачем?» А власти говорят, что повесили, исключительно, из благих побуждений, правда, почему-то ночью, пока никто не видел. При этом чиновникам, не важно, что доски обливали краской и пытались снять. У вседержителей жизни своя правда.

Более всего удивляет, что данный фильм был создан при высочайшем соизволении патриарха Алексия II, тогдашнего президента РФ Д. А. Медведева и премьер-министра В. В. Путина. Возникает вопрос, а чего хотели добиться создатели фильма? Единства? Примирения? Ненависти к своей стране или патриотизма?

В своих выступлениях Путин не раз подчеркивал, что мы должны быть едины, как народ, и любить свою родину. И какова же после этого ценность слов власти, когда она сама продвигает подобные фильмы, очерняющие нашу историю?

Я уже упоминал в одной из рецензий о непрерывности российской истории. Киевская Русь и Российская Империя, СССР и РФ — все это Россия, независимо от названия. Мы постоянно ищем какие-то подвохи и шероховатости в нашей истории. Этот — хороший, тот — плохой. Разные бывали времена, разные правители, многие из которых далеко не ангелы. Но мазать кого-то из них одной черной краской — тоже не выход.

Почему французы не снимают подобных пасквилей про Робеспьера, одного из соучредителей якобинской диктатуры? Ведь он был палач, тиран, и народу погубил немерено. Тем не менее, в его честь во Франции названы улицы, площади, станции метро и т. д.

Почему испанцы не обливают подобной грязью Франко? Ведь он был диктатор, убивал людей.

Назад ничего не вернешь. Необходимо лишь переосмыслить то, что случилось, чтобы такое больше не повторилось, и двигаться дальше.

Тем не менее, в нашей стране с остервенением продолжают рвать на части полуразложившийся труп СССР.

И совсем печально то, что более всех усердствует в этом предприятии церковь. Казалось бы, уж кто-кто, а церковь, призывающая всех к всепрощению и терпимости, должна была бы все простить и примириться. Разнообразные православные фонды по-прежнему дают деньги на такие «замечательные» ленты, как «Необыкновенное путешествие Серафимы» или «Дети против волшебников». И хорошо, если бы их показывали и забывали, так нет же, их, с серьезной миной, показывают по телевидению и в детских лагерях. Спрашивается, кого хотят вырастить из детей нынешнего поколения?

В 30-е годы в СССР снимали добротные патриотические фильмы: «Петр I», «Александр Невский» и т. п. Это пропагандистские фильмы? Разумеется! Но при всем этом, они патриотические, по-настоящему, вызывающие неподдельное чувство любви к родине, за которую и умереть-то не страшно. А что, в этом смысле дает фильм «Поп»? Любовь и терпимость к нацистам и выродкам, переметнувшимся в их стан, что шли освобождать Россию исключительно от кровавых большевиков?

В свое время писатель Д. С. Мережковский, автор трилогий «Христос и Антихрист» и «Царство зверя», открыто одобрял действия Гитлера против СССР. После чего, от него отвернулись все друзья, но Мережковский продолжал свято верить в то, что коричневые идут освобождать Россию только от красных. Впоследствии, уже на смертном одре, в декабре 1941 года, когда фашисты стояли под Москвой, он горько сожалел о своем поступке.

Представьте, что подобного рода фильмы, показывали бы в 30-е годы вместо означенных выше. Победили бы мы тогда в войне? Очень сомневаюсь. Один, посмотрит, и скажет, что, вообще, не понимает, чего это он должен воевать за свою страну, другой прочистит пальцем нос и ничего не скажет, а кто-то проникнется жалостью к уродам, уничтожавшим наш народ. Ведь, они — добрые, сражались сугубо против большевиков, к тому же еще и верующие. Как же можно против них еще и воевать?

Герой фильма, отец Александр, — странный человек. Сам говорит про Ослябю и Пересвета, что сражались против Мамая на поле Куликовом, в не менее трудное для России время, и не делает практически ничего против фашистов.

В фильме Э. Климова «Иди и смотри» главный герой, Флёра, маленький мальчик, и то понимает, что с фашистами нужно сражаться, и во что бы то ни стало, хочет попасть к партизанам.

В фильме же Хотиненко постоянно молятся и мечутся из стороны в сторону. Партизаны, и особенно главный, настоящие сталинские урки. Ничего святого. Фашистов бьют, полицаев стреляют.

Отец Александр, вроде бы, против немцев, и когда те публично казнят партизан, не пускает к себе в дом, одного власовца, но немного погодя, с упоением уплетает вместе с детьми и прислужником Гитлера мороженое. Где постоянство?

В начале фильма в разговоре с другими священниками говорится следующая фраза: «Народу нашему под немцем совсем плохо будет. Так разве можем мы еще и оставить его без божьего утешения».

Таким образом, святые отцы прекрасно осознают, что немцы пришли истреблять русский народ. При этом они решают с ними не бороться, а по сути, невольно способствовать убийству своих же сограждан, облегчая страдания, погружая их в сон, что позволит им забыться, пока немцы будут делать дело. Выходит, так, что людей будут растить на убой, читая им сладостные напевы. Стоит отметить, что я ни в коей мере, не призываю к богоборчеству. Просто все нужно делать в меру. Было бы странно, если бы ко мне в дом вломились грабители, а я вместо того, чтобы дать им отпор, побежал в красный угол молиться. Молитвами пули не остановишь.

Всем известна история, когда самолет с иконой Божьей матери облетел осажденную Москву зимой 1941 года и о том, что Сталин во время войны возродил в России патриаршество. Согласитесь, что было бы странно, если бы в 1941 году все стали бы только молиться, армия беспорядочно отступать и сдаваться в плен, а немцы бы преспокойно продвигались в глубь страны.

Картинка в фильме красивая — это факт. Чем-то лента напоминает роман И. С. Шмелева «Лето Господне», где, кстати, тоже главы делятся на христианские праздники. Сергей Маковецкий, Нина Усатова, Лиза Арзамасова — бесспорно хорошие актеры. В фильме чувствуется и знойная летняя духота, и сухой морозный воздух, но все это меркнет перед тех идеях, о которых было сказано выше.

Произведение это, как конфета в блестящей обертке, внутри которой скрыта ссохшаяся, распавшаяся на части, начинка, пропитавшаяся терпким ядом, которую в никоем случае нельзя давать ни детям, ни взрослым.

3 из 10
Показать всю рецензию
жюльвьерн
Я не фашистам, я Богу служил
Посмотреть фильм «Поп» меня сподвиг один интернет — обзорщик, который сказал в одном из выпусков, что «Поп» относится к разряду «гнилых» фильмов про войну, которые очерняют память предков. У меня же фильм оставил противоречивые впечатления.

Что понравилось. Прежде всего, это сам главный герой — священнослужитель Александр. Приятно было наблюдать за ним. Добрый, положительный, готовый всем помочь, сострадательный, истинный служитель Бога, который смотрит не на то какая власть на улице, а на то, как можно помочь людям. Понравилось, что в отличи от этого отца Сергия, он отказывается служить немцам, за восстановление церквей берется только после аргумента, что это нужно для духовной поддержки людей. Особенно тронули некоторые моменты с его участием: как он омывал танк святой водой, как отговаривал девочку сразу креститься, а подумать сначала, как пытался спасти партизан, как заболела его жена, как сирот приютил и особенно, не знаю почему, понравился этот момент, когда он в итоге возвращается в храм, с бородой как у юродивого и приглашает молодых людей укрыться от дождя.

Также понравились персонажи второго плана. Например, жена главного героя, те сироты, которых они приютили. Да и в целом фильм снят хорошо, лично я, когда смотрел, ни разу не заскучал или отвлёкся.

Что не понравилось. Мне не понравилась эта атмосфера дружбы с немцами. Я понимаю, действие происходит в Латвии, а они считают нас оккупантами, а немцев освободителями. Но всё равно, показывать, как приходят немцы, а селяне встречают их хлебом-солью и флаги вывешивают, это мне показалось слишком. Не понравились мне эти попы, которые говорят, что теперь, когда Советы прогнали можно церкви востоналивать, эти добрые немцы, злые красные. В какой-то момент мне даже показалось, что создатели фильма опять принялись изображать добрых немецких освободителей и злых советских. Хотя надо признать, наших тут не особо конечно очерняют, они например храмы не сносят, а по поводу ссылки священнослужителей, но их тоже понять можно: Оккупировал враг территорию, и тут на этой самой территории поп проповедь ведёт, объясни теперь, что ты просто народу помогал. Но, всё равно, сцена ссыслки какай-то действительно не то чтобы жестокая, но суровая получилась.

Вывод: Ни один фильм не вызывал у меня столько противоречий сколько фильм «Поп». Плохим его назвать точно не могу, фильм ведь с добрым посылом. Но и хорошим тоже, всё — таки из-за такого большого количества антисоветчины не могу даже сказать стоит ли этот фильм показывать, например к 9 маю или просто относить к разряду хороших фильмов о войне. Но с другой стороны, в отличи от других наших фильмов «основанных на реальных событиях» вроде «Утомлённые солнцем — 2» или «4 дня в Мае» этот фильм хотя бы действительно основан на правдивой истории Псковской миссии и создатели тут даже обелили кое-кого из прототипов. Например настоящий Александр Ионин ненавидел Советы и в итоге даже смылся в США.

6 из 10
Показать всю рецензию
Spire of Grace
Шапки долой!
… Здесь выход один:
Это взятие штурмом дворца,
Того, где небесные своды (с)

Умопомрачительная красота, утро Жизни жизней и Песни Песней, и разлившаяся через это кровавой зарей тревога. О чём ты думаешь, когда солнце золотит твои простенькие занавески в избушке и улыбается на образе Божьей Матери, а птички поют голосами ангелов? Кто узнает о красоте твоей души, отец Александр? Кто узнает о нежности к мухе (потому как убить — легче легкого, а вот попробуй создай — и станешь Нобелевским лауреатом…), честности перед Богом даже в мелочах, или о каплях пота как кровь, потому как Благодать всегда тревожна и в Причастии всегда есть Её капля. Отец Александр — воин Христов, и потому ему придётся встать на страже каждой вверенной Богом жизни, будь то насекомое или травинка, человек или животное. И он будет стоять без дрожи, как Давид стоял перед Голиафом, и на этой войне он выстоит.

… Режиссёр Владимир Хотиненко создал своё собрание сочинений, в котором изложил свою гражданскую позицию без страха и упрёка: начиная с «Мусульманина», пробуждающего совесть в закостенелом обществе, и заканчивая «Страстным Бульваром», где как будто было предостережение Вороном целой нации, -как некогда то же самое сделал Эдгар По, и «Бесами», «Достоевским», «72 метра». Эти фильмы были востребованы, как хлеб, а не как зрелище. Но слишком сильны в российском кинематографе традиции то ли православной мягкости, то ли иносказательности: Параджанов, Данелия, Климов, Пташук, Тенгиз Абуладзе не могли или не хотели говорить с людьми в лоб (как говорил со зрителем Запад в «Храбром Сердце», «Антихристе» или «Страстях Христовых»), заставляя нас думать над «Возьму твою боль» или «Исповедью», или «Покаянием». И потому фильм «Поп» стал уже, — как и «Остров» Павла Лунгина, — водой для жаждущих Правды. Исполнивший роль отца Александра Сергей Маковецкий, — о, как он был неубедителен в роли убийцы-банкира в «Брате-2», так и казалось, что еще миг и он перейдёт на сторону «добра», — эти дрожащие глаза и губы, но только опять же в «Бесах» Хотиненко у актёра этот потенциал проявился, — там он хотя бы следователь, -доходит в своей игре до той степени достоверности, что невольно кажется, будто актёр играет самого себя…

История оккупированного Пскова загадочна и, если чёрные следопыты и допытались до какой-то истины, то всё точки над «i» не расставлены до конца и по сей день. Мы знаем из их скупых хроник о том, что Гитлер попытался сделать из Псковской области образцовую оккупационную территорию, где воссоздавались театры, кино, стадионы, бани, даже банки, и, конечно, Церковь, которую он хотел поставить на службу своей идеологии в пику атеисту Сталину. А таких людей, как отец Александр, сделать бесовской игрушкой, чтобы Веру лишить Силы и Благодати и наполнить Церковь проклятием, чтоб по сути заставить Православие служить не спасительную Литургию, а вечную чёрную мессу, сеющую погибель…

… Так о чём ты задумался сегодня, отец Александр? Может быть, зная о том, что постоянны только перемены, — ты не уверен, хватит или нет сил творить жизнь и ставить преграды смерти, вернуть ампутированную душу тому миру, что напрочь оглох и контужен, где в бредовой фантасмагории со всех сторон, — русской или немецкой, украинской или прибалтийской, — сначала убили Бога внутри себя, а потом и друг в друге? Но знаешь, и Христа сначала оклеветали, облили грязью, и только потом распяли, — такова военная стратегия Зла. А потому готовься: они должны будут обязательно сначала убить в тебе и во всех, кого ты любишь, Бога, отнять душу, и только потом приняться за плоть: омыть грязью, окропить ложью, опорочить бесчестьем, разбить вдребезги сердце, растоптать память о тебе в потомках, и только после сломать насилием, — и всё это их «таинства», — это часть их поклонения Повелителю Мух, ведь в этой битве самое основное не мёртвые тела, а мёртвые души. Но чтобы заставить тебя поверить в Его Небытие и небытие своей собственной души, личности и самосознания, и этим ещё раз убить Бога, — нужно сломать в тебе образ самого себя, навязать тебе их образ, чтобы добровольно сломал ты и свой стержень, и свою Веру, — вот высшая военная стратегия Зла. И тебе придётся объяснять и объяснять это малым сим до скончания дней твоих, — что когда отнято всё дорогое, сломлено и уничтожено, — если в тебе не убили Любовь, — ты бессмертен и зло не имеет над тобой никакой власти.

И больно, когда Родина отворачивается от священника, который в одиночку бросает вызов этому воплощённому Аду за Земле. Сцена, когда девочка протягивает руку красному комиссару и говорит: «Дяденька, возьми мою кровь, только не бей батюшку!» поражает так, что не находишь слов, чтобы описать это.

Так получилось, что я смотрела «Поп» сразу после двух фильмов о другом таком же величайшем подвижнике недавнего прошлого — отце Александре Мене, и казалось мне, чем же они похожи?… Мень был убит в 90-х около маргинальной станции «Семхоз», — и тогда, и сейчас на этих линиях электричек, которые идут с Ярославки, — во много раз опаснее, чем в нью-йоркском метро, — в гетто с тобой сначала поговорят, а только потом зарежут, — но российская люмпенская обида безысходнее, безнадежнее и страшнее американских банд. Именно в 90-х расцветали сатанинские культы и секты, они зверствовали, и не справлялись уже с ними ни Оптина, ни Семхоз, и тогда так же за Жизнь отдавали себя на Крест эти малознакомые нам священники. В те же годы изуверские секты создавали и свои сквотты на сатанинских квартирах, — например, сквотт Воланда, где снимался фильм «Место на Земле», — собирая самую чистую молодёжь, и используя её, не потерявшую надежду на Христа, чтобы убить сначала духовно, а потом и физически, и документально в своих фильмах засвидетельствовать это (московские сквотты тогда поразила волна убийств в духе самого Чарльза Мэнсона, а Оптину Пустынь атаковали сатанисты).

И именно этому духless`у и противостоит до конца Александр Ионин. Последняя сцена и фраза в фильме: «Заходите, дети, а там посмотрим», в 1979, — сильна своей открытостью будущему, потому что если бы не выстояли священники, которые массами своими шли в 30—40-х в Соловки и на расстрелы, не выстояли Мень, Рыбко и Дудко в наши дни, — не выстояли бы и мы.

Так шапки долой перед всеми старцами и священниками, перед монахами и героями в этой бесконечной войне Добра и Зла.
Показать всю рецензию
be_good
Историю церкви в массы
Можно понять возмущенные отзывы о том, что отец Александр — предатель, согласившийся сотрудничать с немцами. Но с другой стороны, критикам необходимо учесть, что главный герой — рядовой священник, обязанный подчиняться митрополиту. Ехать, куда пошлют, служить там, куда отправляет владыка. Это обычная церковная практика: архиерей может отправить священника в любой, даже самый отдаленный уголок, и священник не в праве отказаться. Так происходит и с героем «Попа» — владыка уже наметил его в первые священники Псковской православной миссии, и хотя героя терзают сомнения, он покорно отвечает: «Как прикажете, владыка». Дисциплина почти как в армии. И даже жен священников часто сравнивают с офицерскими женами: необходимо уметь быстро собраться с насиженного места и следовать за мужем.

Для меня основной конфликт здесь не в том, правильно ли «ходить под немцем» даже ради благородной цели — спасения церкви. Ведь герой ничего не выбирает. Он делает свое дело, хотя знает, что рано или поздно будет наказан за это властями и людской молвой. Но как он говорит: «отвечать мы будем не здесь». И действительно, он выполняет свой долг, и как все мы, в первую очередь, отвечать будет перед Богом.

Это очень важный фильм, показывающий широкой аудитории, как жили, а точнее выживали в годы репрессий священники. Их жизнь была полна унижений со стороны трудящихся масс, воспитанных на лозунге «Религия — опиум для народа», преследований власти, различных притеснений их семей. Но вместе с тем, она была и удивительно наполнена, поскольку у них была вера, надежда и любовь к Богу и людям. Поэтому «Поп» несмотря на довольно трагичный сюжет, воспринимается все-таки как фильм светлый. Вера хранит семью отца Александра и село Закаты. Она освещает их жизнь. Привносит в страшное лихолетье частичку правды, надежды и доброты. Не зря киноповествование ведется по церковным праздникам: Пасха, Рождество Богородицы, Покров.. На Руси храм всегда был центром жизни. Сложно представить, как проходила бы жизнь сельчан в годы войны без возможности посещать церковь и молиться. В начале фильма митрополит утешает отца Александра словами, что русским под немцем придется тяжело, поэтому священники должны помогать людям божественным утешением. А на деле, на примере отца Александра, мы видим, что священники становились настоящими заступниками. Герой Маковецкого хлопотал за военнопленных, усыновлял сирот, останавливал людей на пороге отчаяния. Тихий и скромный батюшка под конец становится настоящим борцом. Он не занимался политикой, не решал, сотрудничать ли с немцем, не роптал на Советы (как другой батюшка, что ехал как-то в автобусе с ним). Он служил Богу и людям. А мы сегодня рассуждаем, правильно ли он поступил.

Фильм «Поп» — по-настоящему хороший фильм. Душевный и интересный. Он затрагивает малоизученную сторону Великой Отечественной войны и историю церкви. В нем показана жизнь православной семьи: отношения между супругами, отношение к детям. Православие — значительная часть культуры нашего народа. Замечательно, что есть такое кино. Оно интересно и с познавательной, и с нравственной стороны.

9 из 10
Показать всю рецензию
AnWapМы Вконтакте