Рецензии

dali61
У каждого в душе должен быть свой остров
«Остров» — один из тех фильмов, которые лично я могу пересматривать бесконечно. Это фильм вне времени, вне поколений, вне культур и вне религий. Могу говорить об этом совершенно уверенно, поскольку в бога не верю, но здесь я не вижу никакого ложного пафоса вокруг веры, никакого навязывания точки зрения, это просто пронзительная история человеческой жизни, предательства, раскаяния и искупления.

Совершив в юности неблаговидный поступок и чудом оставшись в живых, главный герой становится монахом. Но это не лживые попытки очистить совесть молитвами, не показушное самобичевание — он действительно раскаивается и верит, но при этом не ставит традиции и обряды во главу угла. А напротив — чай с прихожанами пьет. С сахаром.

Игра Мамонова, конечно, потрясает. Настолько искренне, настолько глубоко, одними глазами он передает самые разные чувства, настроения, состояния души. Он не оголтелый церковник, с тем, что сейчас принято называть «православием головного мозга», он — немолодой уже человек, всю жизнь мучающийся нечистой совестью, но при этом искренне старающийся помогать другим. И немного мистики в этой истории — совершенно не лишнее дополнение.

Кроме всего прочего, фильм еще и очень красивый. Уединенный монастырь на острове, вода, снега — все это завораживает и действительно заставляет задуматься. Если не о душе, то хотя бы о жизни. Оставить в стороне мелкие ссоры и каждодневные дрязги, и стать немного спокойнее, добрее и лучше.
Показать всю рецензию
пираполейкин
Одному Богу известно, как бывает тяжело
Предательство. Что может быть страшнее этого слова? Сразу вспоминается предательство Иуды. Несчастный Иуда Искариот, рожденный не для Царствия небесного, и знамения не могли спасти его. Он раскаялся, вернул первосвященникам 30 тетрадрахм, говоря: «Согрешил я, предав кровь невинную». Но имя Иуды стало нарицательным, а «поцелуй Иуды» — идиома. Тема предательства и раскрывается в фильме «Остров». Причем сюжет напоминает библейский. Только отец Анатолий не выбрал легкий путь, не «повесился на осине». Страдая от угрызений совести, он пытался замолить свой тяжкий грех в течение всей жизни.

«Остров» — драма режиссера Павла Лунгина. Главные роли в картине исполнили Петр Мамонов, Виктор Сухоруков и Дмитрий Дюжев. Определенно могу сказать: фильм стоит того, чтобы его посмотреть. Помню, как пыталась его осилить в первом классе, но ничего у меня, конечно же, не вышло. Только сейчас я заинтересовалась фильмами на православную тематику: сначала посмотрела «Попа», потом «Царя», добралась и до «Острова». Фильм — кладезь мудрости, энциклопедия души верующего человека и человека согрешившего.

Вторая мировая война, Кольский полуостров. Кочегар Анатолий и шкипер Тихон находятся на барже, перевозящей уголь. Холод, лишь глухой кашель Анатолия и потрескивание углей прорываются сквозь гробовую тишину. Внезапно баржу захватывает немецкий корабль, Тихон успевает затаиться в угле, Анатолия же выдает его кашель. Не понимая немецкой речи, кочегар слышит только: «Kapitan!». Так что же может быть страшнее предательства? Наверное, ничего. Но Анатолий предал друга. И в тот же самый момент встал на долгий путь раскаяния.

Фильм «Остров» интересен тем, что погружает зрителя в незнакомый ему мир монастырского распорядка и церковных обычаев. И эта атмосфера прекрасна. С детства помню наставления: «Твори непрестанно Иисусову молитву!» Что это значит? И в «Острове» я нашла ответ на свой вопрос. Скорее всего, отец Анатолий не переставал молиться ни на секунду, просто не все его внутренние молитвы озвучены. И если молодого кочегара мы презираем, то отцом Анатолием восхищаемся. Он смог пройти тяжелый путь нравственного, морального становления. Окружающие считают старца праведником, даже не догадываются, что этот, почти святой, человек мог согрешить. Ведь только человека праведного Господь мог наделить даром прозорливости.

«Остров» — это один из лучших отечественных фильмов. И, мне кажется, лучший фильм на религиозную тему, не считаю «Андрея Рублева». После «Острова» возникает стойкое желание пойти в храм, взять в руки Библию. И это прекрасно. Ведь далеко не каждый смог ответить на вопрос отца Анатолия: «За что Каин брата своего, Авеля, убил?» Я не сразу поняла, почему же этот вопрос был задан именно отцу Иову.
Показать всю рецензию
tedei
Великий грешник…
Фильм Павла Лунгина уже заслуженного мастера в сфере киноискусства, заявившего о себе еще в 90-х таким блистательным фильмом, как «Такси-блюз», удостоившегося в каннах приза за лучшую режиссуру. Сделан он не менее профессионально, нежели его более поздний фильм. И можно с уверенностью сказать, о блистательной манере Лунгина воплощать идею фильма в жизнь.

«Остров» — символико-религиозная притча о необычном и странном человеке, сотворившем грех, но вовремя покаявшегося и ушедшего из материального мира. Ведущий аскетичный образ жизни отец Анатолий, творящий добро и помогая людям. Являясь пророком, и человеком видящим недалекое будущее он никак не может найти свое успокоение. Несмотря на свою довольно праведную жизнь, его гложет один единственный грех, который он сотворил уже, можно сказать, в прошлой жизни. Но это не дает право забыть ему о нем, не получив прощения, он не сможет успокоиться до конца своих дней. И вся его жизнь становиться зависимой оттого. Анатолий ищет своего успокоения, которое должно снизойти на него с минуты на минуту…

Этот Фильм о верующем человеке. Не о тех людях, что служат в церкви выполняя божий закон, но не имея его в душе, живущие праведной жизнью, но не верующие в нее. Не о тех монахах, живущих припеваючи в теплых уютных хоромах, с которыми бок о бок живет Отец Анатолий. В связи с этим он вынужден обособиться, жить в отдельности, не ведая человеческих радостей и забав. Обособиться и уйти в свой мир.

И то, воздастся ему. Не канут в воду молитвы и мольбы о прощении. Ведь жизнь — это испытание, крест, который нужно нести на своем горбу (как это символично делает Иов в конце фильма). Пройдя с честью и с верою в сердце, каждый грешный получит свое искупление в дальнейшем далеком странствии. Не нужно столь праведно соблюдать все законы. Нужно лишь верить глубоко в сердце. Все мы грешны, как говорится. Но каждый покаявшийся, найдет свое место в следующей уже вечной жизни.

Вот и Отец Анатолий уходит из этого мирского пристанища, такого маленького символично названным «островом», который можно обозначить маленькой гаванью, пристанищем, ведущим в дальнейшем в трансцендентный и неощутимый мир, в котором человек обретает бессмертие и вечную жизнь. Блистателен финал картины, когда мы видим все это на ярком примере, когда уже потерявший свою мирскую жизнь Анатолий уходит в дальнее плавание. Выходя в открытое пространство, возникает ощущение, что только здесь и открывается все человеку и он на самом деле не умирает, а только начинает жить. Все море открывается перед уже ушедшим в мир иной Анатолием.

Отдельное слово хочется упомянуть об Петре Мамонове, которому не в первой работать с Лунгиным. У актера блистательно получается сыграть образ великого мученика, покаявшегося в своих грехах, аскета ушедшего от мира материалистов. Сочетая в себе необычные для святого не совсем типичные для него абсурдные поступки и пророческую силу, видящего будущее у Мамонова удается создать очень яркий и нестандартный образ, за которым интересно наблюдать весь фильм.

Еще один плюс фильма это музыка, сопровождающая видеоряд, которая органично вписывается в происходящее на экране, усиливая драматургию кадра на нужных нам вещах и расставляя приоритеты по ходу фильма. Очищающая и придающая легковесность картине она помогает все лучше проникнуться в суть кинопроизведения и понять его.

В итоге Лунгин создает очень добротно сделанную экзистенциальную драму с элементами сиволико-религиозной притчи о человеке. О настоящем человеке.

8 из 10
Показать всю рецензию
Samiddi
Отец Анатолий
Душа его чиста, но грехи прошлого не дают покоя. Бог одарил его невероятным даром, благодаря которому он помогает людям, дает надежду. Он любит всех и вся, сущность его полностью отречена от мирской суеты. Ему не нужна теплая постель и одежда, ведь вера в Бога греет его.

На протяжении тридцати с лишнем лет он простит прощения у Господа, за совершенный. Каждый раз приходя на место, где совершил тяжкое преступление, отец Анатолий плачет и просит Всевышнего его простить. Господь очень милостив, особенно к тем, кто служит ему и не перечит указанным им сказаниям. Отец Анатолий пол жизни неустанно служит Царю небесному и однажды будет прощен.

Выдающийся фильм, просто потрясающий. Павел Лунгин невероятно талантливый режиссер, сотворил настоящий шедевр. На мой взгляд лучшая работа российского режиссера. Так четко передать атмосферу не каждому дается. Некая тягота и смутность в фильме, кстати это не первый фильм, где Лунгин пользуется таким стилем. В фильме «Царь» который вышел тремя годами позже я, и думаю многие другие зрители ощутили ту же атмосферу.

Без внимания не остается и актерская игра. О Боже, как же бесподобен Петр Мамонов. Честно сказать, мало приходилось наблюдать за его работой до просмотра этого фильма. Однако после просмотра этого шедевра, где Петр Мамонов продемонстрировал нам весь свой талант, я очень сильно им увлекся и уже с нетерпением ждал следующий фильм с его участием-«Царь»,режиссером которого также является Павел Лунгин. После просмотра «Царя» я еще больше начал восхищаться Петром Мамомновым. Не буду описывать роль актера в том фильме, так как речь идет о его роли в «Острове». Так вот, мне очень редко приходилось видеть фильме про христианских священников, смотрел-то всего один фильм-«Андрей Рублев». Ну тогда я ничего такого не понял, так как был мал, а узнав о том, что его режиссер-Тарковский я понял, что и сейчас мало что пойму. Я честно сказать;мало что знаю про христианских богослужителей, но благодаря этому фильму и в частности игре Петру Мамонову я многое для себя открыл. Игра актера была настолько сильна, что у меня складывалось такое ощущение, что Петр Мамонов действительно в жизни священник. Такой убедительной игры актера, я не видел со времен советских фильмов. Спасибо Петру Мамонову за такую игру, многим стоит у него поучиться.

Сюжетная линия так же поразила. Сначала было все очень не понятно, не внятно, но со временем все становилось на своих местах и когда уже идут титры я стою с открытым ртом. Катарсис. Все это безусловно благодаря превосходному сценаристу Дмитрию Соболеву.

Незаурядный сценарий о великом священнике не каждому под силу написать. Это годы изучения и практики. Поэтому стоя хлопаю сценаристу за проделанную работу.

«Остров»-это один их лучших российских фильмов за последние двадцать лет, думаю не один зритель не останется равнодушным. Картина Павла Лунгина заденет каждого, не смотря на верования или религию. Я мусульманин, но этот фильм, один из лучших для меня!
Показать всю рецензию
ElenaTretyakova
Не считайте невежество и бедность за порок.
Первый раз я посмотрела этот фильм пару лет назад, но вот судьба снова свела меня с данной картиной, ведь урок был не усвоен. Оказалось, понимание всегда приходит в нужный момент, не тогда когда хочется, а когда ты готов.

В русской православной церкви почитают 36 юродивых. Больше всего этих святых породила Русь. Юродивый в переводе означает «дурак», «безумный», «глупый». Если кому интересно можете самостоятельно изучить данный факт в истории Руси. После смерти юродивых заносили в святых, но их жизнь нельзя было назвать даже человеческой. Они были отшельниками, их боялись, у людей они вызывали или жалость или отвращение, юродивых в некоторые времена и преследовали, эти люди добросовестно отказались от всех мирских благ, их считали бродягами, а на самом-то деле они голые, грязные, дикие- стояли выше всех, они казались слабыми, но их внутренняя сила творила чудеса, ведь что ты получаешь когда отказываешься от мирской жизни? Умение говорить правду, вот что. Эту правду уже потом будут называть другими словами: пророчеством, исцелением, ясновидением. Ты открываешь себе и Богу и получаешь дар от него.

Картина «Остров» Павела Лунгина именно об этом. О жизни такого человека, на первый взгляд «проказника» и «дурачка», но какая глубинная сила, вера и понимание правильных ценностей присутствуют в юродивом Анатолии. Он согрешил и кается, не день, не месяц, а всю его жизнь, его жизнь- это молитва о прощении. Я не хочу пересказывать сюжет, сами его увидите, он простой, но глубокий. Я хочу больше сказать о том, о чем «кричит» данный фильм. Сам Петр Мамонов на приеме у Алексия II сказал патриарху, что если в результате просмотра фильма хотя бы один человек из десяти тысяч пойдёт в храм, «значит, мы выполнили свою задачу».

«Остров»- это не фантастическая кинолента, это художественно-обработана история реальной жизни. Прототип Анатолия существовал и не один, как я упоминала раньше, их было 36. К ним тоже приходили люди, даже которые избегали их в обществе, но когда душа горела от боли и горя, люди бежали к ним за молитвой и советом.

С одной стороны это фильм о жизни святых, а с другой о каждом из нас. Все мы грешные, каждый из нас несет свой крест, но кто из нас готов покаяться? Мы живем думая, что еще долго осталось, мы живем сомневаясь, убегая от правды в глубь к фальшивым истинам. Мы думаем только о себе, о своем материальном счастье, забывая что мы не тела, мы-души. А что нужно душе? Ее не накормишь деньгами, продержать ее в чистоте может только любовь к себе и к ближнему, она очищается от прощения, от глубокого умения прощать своих врагов, свои грехи и ошибки, от бескорыстной отдачи и всепоглощающей любви. Душа растет когда мы учимся жить в гармонии с этим прекрасным миром, когда понимаем что цель это быть корыстным себе и другим. Это возвышенный путь, соглашусь, он не простой. Но никогда не поздно, никогда не поздно проснуться и посмотреть вокруг и увидеть на чем действительно построен мир. Никогда не поздно задуматься, а в какие моменты ты действительно ощущал умиротворение, счастье? Я говорю о состоянии, о стабильном состоянии счастья.

Еще немного возвращаясь к самому фильму хочу отметить человека, которым восхищаюсь- Петра Мамонова, он не играл Анатолия, он был собой, его жизнь была всякой, но он пробудился и начал путь спасения, из-за этого данная картина наполнена неподдельной искренностью. Толька такая чистая отдача может создавать картины после которых хочется что-то менять. Правдивость наполняет.

Я ставлю 10 за глубокий смысл и идею, которую несет «Остров», за искренность, за полную отдачу со стороны всей группы. За то, что еще есть люди, которые не бояться показывать истинные ценности и вести к ним нас.

Стремитесь к душевному развитию, идите к нему, даже крошечными комариными шагами, но идите.

Из монолога Мамонова:

«Один человек сказал: ты такие песни написал, потому что водку пил. Но я их написал не благодаря водке, а вопреки. С высоты своих 60 лет я говорю: нельзя терять в этой жизни ни минуты, времени мало, жизнь коротка, и в ней может быть прекрасен каждый момент. Важно утром встать и убрать вокруг. Если я проснулся в дурном настроении, не портвейн пью, а говорю: «Господи, что-то мне плохо. Я надеюсь на тебя, ничего у меня не получается». Вот это движение самое важное.»

10 из 10
Показать всю рецензию
АндрЭ-Кино навсегда
Фильм, тронувший мою душу
С огромным сожалением приходится признать, что отечественный кинематограф уже добрых десять лет находится в весьма плачевном состоянии. Наши экраны заполонили пустые и примитивные комедии вроде «Горько», «Джунгли» или «Курьер из рая». Каждая вторая драма настолько безысходная, депрессивная и омерзительная, что после нее не хочется думать о жизни, вместо этого хочется удавиться от угнетающей бессмысленности существования, спасибо за это «Грузу — 200», «Школе» и тому подобным картинам. Если задуматься 90% отечественного авторского кино — это вовсе не глубокомысленные жизненные драмы, а откровенная чернуха на тему «Как же все ужасно в этом мире». Про наши блокбастеры, такие как «Обитаемый остров» я вообще лучше промолчу. Нет ничего удивительно в том, что вера зрителей в родной кинематограф с каждым годом все слабеет и слабеет. Однако раз в пару лет, а иногда и чаще появляются фильмы, которые доказывают, что российский кинематограф скорее жив, чем мертв. Мы еще не разучились снимать действительно сильное кино. Одним из таких доказательств стала драма Павла Лунгина «Остров».

Я смотрел этот фильм уже не однократно и каждый раз он достает до самых глубин моей души. История об ужасном преступлении совершенном не со зла, но по слабости и малодушию. История о вере и поиске прощения, ведь порой самое сложное не в том, чтобы вымолить прощение у других, а в том, чтобы простить самого себя. Этот фильм показывает, насколько не совершенен человек: даже тем, кто посвятил свою жизнь богу, не чужды зависть, корысть, алчность и прочие грехи, что тысячелетиями искушают людей. Однако после просмотра меня каждый раз наполняет вера в лучшее, в то, что люди не так плохи: они способны прощать, помогать ближнему, творить добро. Этот фильм вселяет веру, веру не только и не столько в бога, сколько в то светлое, что есть в этом мире, есть в каждом из нас.

Кроме смысловой и духовной нагрузки в этом фильме есть и чисто кинематографические достоинства. Актеров немного, но все они сыграли блестяще, особенно Петр Мамонов. Наблюдая за ним, не просто понимаешь, а буквально чувствуешь, насколько не проста его судьба. Вся боль, все чувство вины, весь тяжкий груз, что он тащит за собой уже много лет, в прямом смысле читаются в каждом жесте и взгляде. Порой мне казалось, что этот человек на грани отчаяния и безумия, а порой, что он достиг просветления и выполняет в этом неоднозначном мире роль наставника для заблудших душ, что из этого ближе к истине каждый зритель решит для себя сам, но как бы то ни было — это великолепная актерская игра.

Визуально фильм очень скромен. Здесь нет каких — либо неописуемо прекрасных пейзажей или новаторских ракурсов, однако именно эта деликатность операторской работы позволяет полностью погрузиться в происходящее на экране и не просто поверить в эту историю, а прочувствовать ее сердцем и душой.

Такой и должна быть настоящая драма: великолепно сыгравшие актеры, режиссер, что не гонится за модой и эффектностью, а просто честно рассказывает историю, сценаристы, способные написать эту историю не скатившись в банальность или чернуху и вот, когда все эти элементы сходятся воедино, рождается фильм способный затронуть самые тонкие струны человеческой души.

P.S. Спасибо Павлу Лунгину и всем создателям этого фильма за то, что посвятили свое творение серьезным, глубоким темам и вернули мне веру в российское кино.

10 из 10
Показать всю рецензию
Хорват
Что-то не понял я фильм. Но не потому что я туповатый, хотя и это тоже, а потому что запутался в посыле. Но я его не понял не в том смысле, что «ваще ничего непонятно, что это за фигня, блаблабла, 1 из 10!». Нет. Всё несколько иначе. Но православие я трогать не буду. Да и вообще религию, так как плохо в ней разбираюсь. Затрону я психологию.

Чувство вины — одно из самых разрушающих в палитре человеческих эмоций. Убирать его очень трудно. И здесь я должен признать, при всей моей нейтральной позиции по отношению к религии, молитва — одно из лучших средств. Причём не та молитва, которая, как по Задорнову, «после того, как обворовал соседа и заказал начальника: «Прости меня, Господи, что я в пост съел два перепелиных яичка!». А молитва искренняя. Она даёт ощущение защиты. Очень стойкое, надёжное ощущение. И то, что об этом есть целый полнометражный фильм — само по себе замечательно. В этом я полностью поддерживаю путь, который избрал Анатолий. Он правильный. Он праведный. Поверьте, даже если бы его арестовали, наказали, это не отменило бы внутреннее саморазрушение человека, который способен на него. Так что, на мой взгляд, это прекрасно, что есть такая киноистория человека, совершившего ошибку в жизни, и избравший после этого такой путь.

Но вот что меня окончательно запутывает. Из отца Анатолия сделали блаженного в православном значении слова. То есть таким безумцем, дураком, который намеренно старается им быть. И при этом он имеет популярность среди мирян, к нему с разными проблемами едут, как к последней инстанции. И опять непонятно, он то ли всерьёз, то ли прикалывается над посетителями. Не понял мотивов отца Анатолия в истории с Францией. Выглядит так, как будто он просто прикольнулся.

И самое необъяснимое, которое даже вывели в слоган фильма, чтобы ни от кого вопросов не получать, — как работают эти молитвы? По каким законам физики? По каким законам физиологии? Как всё заживает? Это преподносили как реальность? Это абсолютно не умещается в моей голове. Бескомпромиссно показывается, как длительный шёпот залечивает раны. И верующие люди принимают это как само собой разумеющееся. Но мне нужны объяснения. Это всё равно что сидеть среди китайцев и вместе с ними смотреть китайский фильм без перевода. У китайцев не возникает вопросов к фильму, как у верующих, видимо, не возникает вопросов к методам врачевания в «Острове». А у меня непонятки.

Но при этом хочется, чтобы такой Анатолий был у каждого священника. «Давай бесов гонять! Вот они, вот они бесы-то где! В Кадиллаке бес, в коттеджах, в часах швейцарских! В огонь всё, в огонь!». А там глядишь, и будут подобные владыки сами соблюдать заповедь о нестяжательстве.

8 из 10
Показать всю рецензию
NastyaKotik
Что есть грех?
Небольшое вступление.

Думаю, не каждый может похвастаться преподавателем истории, который на зачёте требует не только знание теоретического учебного материала, но и проверяет уровень знакомства студентов с такими вот духовными фильмами. В общем, я один из этих студентов. Но чтобы ситуация не выглядела слишком уж трагичной, в оправдание могу сказать, что я только рада такому методу воспитания и рецензию пишу, естественно, на добровольной основе.

Так о чём же фильм? Сюжетная линия далеко не новая, и в основе — прежде всего становление и развитие человеческой души. Так что очень сложно выделить из действий какие-то особенно яркие, поворотные моменты, за исключением, пожалуй, первых и последних двадцати минут фильма.

Анатолий стоял действительно перед нелёгким выбором. Даже, правильнее будет сказать, проверкой на мужественность и силу характера. И то, что он не смог пройти её — изменило всю его дальнейшую жизнь. Лунгин не акцентирует, когда именно Анатолий осознал тяжесть совершенной им ошибки, но очевидно, что она стала переломным моментом судьбы, словно разделив существование на «до» и «после». Любопытно, что именно Анатолию даруется сила исцеления и вообще особенное понимание жизни, заставляющее тянуться к нему всё живое. Он называет себя грешником, но несёт в себе Божественного начала больше, чем любой праведник. Парадоксально.

Что касается концепции христианской мысли, то не могу сказать, что увидела здесь нечто, противоречащее религиозной догме. Предыдущий ораторы уверяли, что режиссер изначально дал фильму неправильный вектор; мол Анатолий просто жил совершённой ошибкой, забыв о других радостях христианства. Возможно и есть в этих рассуждениях доля истины, однако не стоит забывать о назначении искусства. Идея Лунгина именно в этом особенном понимании веры, в необходимости покаяния и обретения душевного равновесия, которого у старца Анатолия, увы не было. Поиск прощения — личный выбор этого человека. А осуждать его или поощрять — это уже сугубо личный выбор каждого из нас, зрителей.

Не смогла разобраться лишь в одном вопросе. Что есть грех? Если следовать мысли Лунгина, то это сам факт совершения какого-то действия, убийства или, может, нанесения телесных ран. Но разве этого нужно бояться? Гораздо страшнее само желание его совершить или даже побуждение. Потому концовка фильма кажется очень расплывчатой, даже неясной. Получается, духовные терзания Анатолия были напрасны. Но это ведь не так.

Фильм хороший. Замечательное сочетание духовности и эстетики. Мне лично было очень атмосферно смотреть его в холодный осенний вечер, укутавшись в плед и размышляя о вечном. Музыкальное сопровождение тоже порадовало. Тот случай, когда звуки — необходимое дополнение картинки, раскрывающее замысел. «Остров» однозначно стоит посмотреть; если есть свободная минутка и желание пофилософствовать — это самый лучший вариант!

9 из 10
Показать всю рецензию
ponokol
Приидите, чада, послушайте менe, страху Господню научу вас.
Первый раз я посмотрел фильм давно, где-то в 2007—2008, но мало что понял. Вроде как идея проста: человек, искренне покаявшийся перед Богом, получит прощение. Об этом и весь фильм. Да и запомнилось всё хорошо. Не было особого желания его пересматривать. Но вот наступил день, когда пересмотрел его снова. Поговорим об авторском замысле. Его главная цель — раскрыть душу святого человека. Приведено множество идей, что именно составляет святость. Вот тут я и хвалю создателей фильма: по многообразию этих идей я представил его (фильм) как кусочек Священного Писания. Давайте подробно рассмотрим эти составляющие.

Начнём с самого начала. Вот человек совершил страшный грех: он предал и убил другого человека, причём не какого-то незнакомого, а своего товарища, которого давно знал. Поставим себя на его место. Вот мы убили, при таких же обстоятельствах. Сознаемся ли мы сами себе в убийстве. Не скажем ли, что убили, в общем-то немцы, а не мы, и если бы мы не убили, то немцы бы всё равно убили. Нас заставили, сами бы мы никогда так не сделали.

Положим, мы преодолели это искушение и признали, что мы — предатели и убийцы. Но останемся ли мы, как и отец Анатолий, у монахов, всю оставшуюся жизнь исповедуя свой грех. Всё равно никто и никогда не узнает всех обстоятельств случившегося. Тихон убит, немцы проиграли войну и ушли. Можно пойти и начать новую жизнь после войны. Можно даже исповедоваться в церкви и причаститься, духовник не разгласит этой тайны никому, а грехи простятся. Да, предательство и убийство — страшные грехи. Но все мы не без греха. Фильм только начался, а уже ставит перед нами трудный выбор, как поступить.

И вот пред нами предстал образ святого человека, всю жизнь проклинающего себя за грех и просящего у Бога и мёртвого Тихона прощения. Почему он так ведёт себя? Наверняка он уже и исповедовался, и причастился, и духовные братья уже не раз утешали его. Это — страх Божий. Человек ясно сознаёт, что груз его грехов куда больше груза добрых дел. Что он может сделать в противовес сим страшным грехам? И надо торопиться. Ведь, как говорили многие святители, эта, земная смерть — ничто, по сравнению с той смертью, когда невыносимые мучения с великой силой претворяются в вечность. «… идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его… ». Какой безумный не содрогнётся от сих страшных слов и не падёт ниц пред Господом, которого трепещут пламенные серафимы и херувимы. Я много читал и о Страшном Суде и о страхе Божием, но моя душа настолько омертвела, что не способна принять эти слова. Разум принимает, но сердце — не принимает. И это весьма прискорбно, ибо «Начало премудрости — страх Господень». Выходит, даже начала премудрости я не достиг, даже не встал ещё на путь спасения.

Вернёмся к отцу Анатолию. Чудное превращение в его душе совершил страх Божий, как огонь, пожравши все страсти и греховные помыслы и оставив только мысли о «смраде» его добродетелей пред Господом. Так мы видим, как сий страх Божий дал начало другой благодати — смирению. Страх Божий же и смирение сокрушают человеческое сердце и рождают покаяние, великую силу, позволяющую Господу простить грехи. Зрителю почему-то бросаются в глаза «странности» отца Анатолия. Это — не странности. Он ведёт себя как юродивый, это — особый вид подвижничества, когда человек перед людьми добровольно отказывается от своего разума, ибо «мудрость мира сего есть безумие пред Богом». И человеческого достоинства, из-за смирения.

Перед нами появляются и другие люди. Вот пришла молодая девушка и попросила… Что!? Да, конечно, благословения на аборт. Ведь аборт, в нашем представлении — это всего лишь операция, что-то вроде хирургической операции по удалению гланд или аппендикса. Только это сложная операция, поэтому ей нужно благословение, чтоб всё прошло хорошо. Один человек привёл мне «веский» аргумент в пользу абортов: «незачем нищету плодить». Но это — убийство. Больше тут нечего сказать.

Пришла пожилая женщина со своими проблемами к старцу. И её «сильная» любовь к мужу была заглушена горечью от обязанности продать всё имущество и поехать к мужу, которому она нужна как никогда.

Пришла мать с больным сыном, для которой работа оказалась дороже здоровья сына. Но вы скажете, ей же надо кормить семью. Вот тут и видна её вера и надежда на Господа Бога, который сказал: «Итак, не ищите, что вам есть, или что пить, и не беспокойтесь…» Зачем же она пришла к старцу, раз её вера на поверку оказалась пшиком? Ради чуда, здесь и сейчас, сию секунду. Так и мы, ждём от Господа каких-то чудес, а сами ничего не готовы, не хотим сделать.

Автор фильма показывает и духовных братьев святого. Вот отец Иов, который недолюбливает его, потому что завидует. Отец прозрачно намекает ему на это, спрашивая, за что Каин убил Авеля. Так, отец Иов не может принести угодную Богу жертву, «дух сокрушен», потому что в его душе живут тщеславие и гордыня, порождающие зависть. Люди немощны. Но не все. Вот перед нами игумен обители. И у него есть свои недостатки, но его ум не занят только суетой дел мирских, он находит время подумать и о духовном. Как бы поступил другой игумен, в обители которого поселился бы отец Анатолий? Даже если бы у него и хватило терпения вынести все его «шутки», то после того, как он его бы чуть не уморил в котельной, наверняка бы выгнал из монастыря.

А зачем, спросите вы, отец Анатолий завещал похоронить себя в ящике? Думаю, что в знак особого смирения. Господь Бог и так знает, что он смирен, но это знак не для Господа, а для людей. Так и Иоанн Кущник завещал похоронить себя в нищенском рубище: «Богу было угодно, чтобы жизнь Иоанна, и при самой его кончине, осталась неоскверненной мирскими почестями… ».

Ну, вот и всё. Пока это единственный фильм, из известных мне, который настолько духовно насыщен. Знакомы мне также и «Поп», и «Царь», но всё-таки им далеко до этого фильма. Вызывает изумление, какое же множество откровенного шлака наснимали наши российские кинематографисты! Про Америку вообще молчу. И как мало, да что там мало, по пальцам одной руки можно пересчитать действительно стоящие фильмы. Что ж, будем надеяться, что со временем людей, которым нравятся такие фильмы, будет больше. Это будет означать, несомненно, духовный подъём россиян. А уж под них будут подстраиваться режиссёры.
Показать всю рецензию
Kreesy
Остров, не ставший материком.
Очень жаль. Вот основное, что приходит на ум после просмотра данного фильма. Жаль, что фильм с такими актёрами (актёрищами по меркам нынешнего российского кино) оказался таким бесцветным.

Да, мы сейчас живём не в советское время, когда многие отечественные фильмы хотелось пересматривать раз за разом, когда нас окружала плеяда блистательных актёров и режиссёров. Причём то была другая эпоха — цензура, ограничения, идеология… И тем не менее. У меня пела и танцевала душа от советского кино! С российскими фильмами такое, если и происходит, то это, скорее, исключение. А ведь сейчас — свобода, пусть и не безграничная. Есть деньги, есть возможности. А применительно к фильму «Остров», есть ещё и почти девственная для отечественного кинематографа тема — православие. Мне из современных фильмов на тему религии вспоминается только «Поп» Владимира Хотиненко — фильм, который, честно сказать, понравился, но уж слишком неоднозначным он оказался с точки зрения исторической правды, за что, наверное, его и подвергли критике многие зрители.

«Поп», снятый в 2009 г., я посмотрел раньше, чем «Остров» — так уж вышло. И вот передо мной совершенно иное кино о Боге и о церкви. Фильм, которого ждали, который предвкушали. Фильм, который, как я узнал уже после просмотра, получил у нас в стране множество наград. Но за что???

Коротко скажу о сюжете. Главный герой, которого играет Пётр Мамонов, во время Великой Отечественной войны под страхом смерти убивает своего командира. После чего мы видим героя спустя много лет в образе старца Анатолия, который живёт при отдалённом монастыре, работает в котельной и ведёт аскетичный образ жизни (пьёт горячий кипяток — «чай», спит на угле, много трудится физически и т. д.). При этом у отца Анатолия есть дар исцеления и предвидения, из-за чего к нему постоянно приезжают люди. Есть у него и ещё одна особенность. В отличие от других монахов, в том числе настоятеля монастыря — отца Филарета (Виктор Сухоруков) и его помощника отца Иова (Дмитрий Дюжев), отец Анатолий не очень чтит церковные каноны — может опоздать на службу, молится не так, как принято в церкви и т. д., а порой и откровенно «подшучивает» над остальными монахами. При всём этом он остро переживает случившееся с ним в молодости, постоянно обращается к Богу с молитвами и просьбами о прощении и, очевидно, добровольно отказывается от всех мирских благ, стремясь тем самым искупить совершённый во время войны грех.

А теперь об эмоциях после увиденного.

В фильме практически нет развития. Никакого. Короткий экскурс в прошлое (эпизод времён войны), потом почти полуторачасовой неспешный показ жития Анатолия в монастыре и, наконец, развязка, которая насколько нелепа, настоль же и очевидна в своей простоте. Герой, который так долго мучился и каялся, наконец, получает прощение. Грех искуплен. Зритель натужно аплодирует. А герой Петра Мамонова с чувством выполненного долга хитро улыбается.

Русский народ в фильме — это отдельная история. Такое впечатление, что данный фильм снимали где-нибудь в Штатах в далёкие семидесятые (впрочем, возможно, и в наши времена). Уважаемый мною Павел Лунгин, очевидно, решил показать «немытую и дремучую Рассею» во всей красе. Посмотрите только, какие «личности» являются к отцу Анатолию за помощью. Деревенская девушка, которая хочет получить от батюшки благословение на аборт! Мать несчастного ребёнка-инвалида, которая, на несколько минут заскочив с сыном к отцу Анатолию, тут же готова мчаться на работу, т. к. работа для неё важнее, чем необходимые для выздоровления сына посещение церкви и обряд причастия. Дочь адмирала, в которую после смерти мужа «вселился бес», а говоря проще — которая тронулась умом и теперь готова кричать, как тетерев, и кудахтать, как курица (очевидно, это и есть таинственный язык бесов, который понимает только главный герой и его «подопечная»). Что ЭТО? КТО ЭТО? Это и есть наш народ???

Несколько слов о православии. Сразу скажу — я считаю себя человеком верующим, но религиозное учение знаю плохо. Но ведь, наверное, на таких зрителей в значительной степени и был рассчитан фильм. Правда, Павел Семёнович? Какой же вывод можно сделать, посмотрев на церковных служителей в этом фильме? А вывод следующий. Оказывается, обычные попы, которые всю жизнь смиренно служат Богу (такие, как отец Филарет, отец Иов) гораздо дальше находятся от Бога и от понимания того, что есть Бог, и что есть вера истинная, чем тот, кто убил, а потом всю жизнь каялся и стремился искупить свой грех. То есть: чтобы постичь Бога и стать избранным (в т. ч. получить дар исцеления людей), нужно сначала совершить тяжкий грех, чтобы можно было впоследствии стать на путь покаяния! И более того — не обязательно потом соблюдать церковные каноны, можно быть горделивым, можно насмехаться над людьми, но в конце попросить у всех прощения и стать святым!

Я часто слышу об этом фильме, что это фильм «не для всех», что он для «избранных», для тех, кто способен увидеть в нём его глубинную суть. А в чём суть? Что нужно найти в своей жизни собственный остров-тюрьму и каяться до самой смерти за свои грехи? Но разве путь к религии лежит только через заточение и через искупление греха? Разве муки человеческие — это единственный путь православного человека к Богу? Альтернативы-то в этом фильме я не увидел.

И напоследок. Несмотря на свою критику, хочется поблагодарить актёров фильма за прекрасную игру. Ни Мамонова, ни Сухорукова, ни Дюжева действительно не в чем упрекнуть. Мамонов сыграл словно себя самого. Дюжев и Сухоруков, которых я привык видеть в криминальных фильмах, доказали, что они многогранные и искусные актёры.

Также хочется сказать спасибо авторам музыки к фильму и операторам за их чудесную работу.

Как жаль, что всего этого не хватило мне для того, чтобы полюбить этот фильм и рекомендовать его к просмотру.

5 из 10
Показать всю рецензию
Показать еще
• • •
Страницы: 1 2 3 4 5 ... 20
AnWapМы Вконтакте