Рецензии

Saffron Burrows
There Will Be Blood
Наши дети — будущее, ради которого мы живем. И у них должно быть все самое лучшее. (с) Дэниел Плейнвью.

Грандиозный, эпический фильм. Верхушка славы американского режиссера Пола Томаса Андерсона. Это не просто один из лучших фильмов своего года, но одна из шикарных кинокартин мирового кинематографа в целом.

Мне сложно передать восторг от этой картины в полном объеме, ведь к ней практически невозможно придраться. Уровень у фильма высокий: мы как будто заглянули в окошко реальной чей-то истории. Драма очень сильная и разрывающая на части, а делает ее такой отменная, чистая режиссура и такая же актерская игра главного актера.

Роман Эптона Синклера в америке популярен и является давно классикой. В 2007 году его экранизируют в этом фильме. Оригинальное название у картины «There Will Be Blood», но у нас в российском прокате придумали альтернативное название «Нефть». Тоже подходит к этой истории спора нет.

XIX век. История нефтедобытчика Дэниела Плэйнвью, который сначала занимался поисками в Калифорнии золота и серебра, а перешел на добычу нефти. История этого человека тернистая, полная взлетов и падений. Дэниел человек амбициозный и холодный, а в людях он видит всегда сразу все плохое. Усыновив мальчика погибшего рабочего, он становится отцом. История его невероятного пути, история бизнеса, обмана, непростых человеческих отношений…

«Во мне силен дух соперничества. Не выношу чужого успеха. Ненавижу почти всех.»

Фильм долгий и насыщенный, но смотрится он быстро и на одном дыхании. Такой же глубокой и эпической драмы надо еще поискать. Понравилось глубокомыслие фильма, режиссерская работа превосходная. Кино отточено, оно глубоко и ни так просто, как кажется, оно даже еще глубже, чем вы думаете.

Сколько бы не смотрел фильмов с участием Дэниэла Дэй-Льюиса, каждый раз ловлю себя на мысли, что он гений — гениальный актер. Такой высокий уровень актерского мастерства — просто браво. Сейчас у него уже три Оскара за лучшую мужскую роль, и ни у кого из актеров мужчин нет столько наград, как у него. Будет ли четвертый Оскар у Дэниэла, как у Кэтрин Хепберн? Поживем, увидим.

На роли главного героя кроме этого актера никого не можем представить. Он как будто был рожден сыграть этого сложного персонажа.

«И будет кровь» (Исх. 7:19)

В фильме есть и философия и как будто жизненная издевка. Очень впечатлила и запомнилась концовка: было круто. Пока зрители получают удовольствие от фильма, режиссеры и актеры учатся по этому фильму, как создавать нечто крутое и достойное, а этот фильм именно такой.

Лично я люблю и очень ценю и выделяю этот фильм — вершина кинематографа.

«Нефть» — американская, грандиозная драма 2007 года. Итог, серьезное и отличное кино, именно то, к чему стремятся деятели этого вида искусства.

«Бывает, я смотрю на людей и не вижу в них ничего приятного. Я хочу заработать столько денег, чтоб не видеть никого. Я вижу в людях только плохое. Мне нет нужды присматривать, чтобы все увидеть. Во мне долго копилась ненависть. Капля за каплей.»

9 из 10
Показать всю рецензию
Gorman995
Самое интересное тут то, что уже нарекаемая многими и многими «Нефть», в своей эпичности обязана исключительно точечному характеру. Раз — это, несомненно, Пол Томас Андерсон, чью работу ещё в далёком 2007 предрекли вершиной творчества. Два — безумно харизматичный каст из без пяти минут «сапожника» Дэниэла Дэй-Льюиса и молодого Пола Дано, который, в отличии от своего напарника по площадке, готовился к своей роли за четыре дня до начала съёмок. Ну и три — это приглашённый самим постановщиком Джонни Гринвуд, гитарист Radiohead, чей собранный двухчасовой саунд пробирает не хуже выпадов того же Дэй-Льюиса.

Вся эта компиляция представляет собой, пожалуй, первый полноценный эпос со времён Эриха фон Штрогейма с его «Алчностью». И если в первом случае, в силу первопроходческих моментов, австрийский режиссёр нагрузил свою ленту достаточно тяжеловесными метафорами, то у Пола Томаса же всё не так явно.

В этом и красота — завуалируемая критика в сторону религиозных общин и компиляция оной с зарождающимся в ещё необъезженной Америке капитализмом, рождает поистине мощнейшую картину. Картину, где вся та порочность, которая обычно перекрывается различными «финтами» по типу детей или веры, бьёт под финал не хуже, чем пробуренная нефтяная скважина. Только вот вылетает оттуда далеко не «чёрное золото».

8 из 10
Показать всю рецензию
Никитин Александр
Хомо Магнатикус
Об этом фильме сказать что-то сложно. После прорыва С Ночами Буги и Магнолией П. Т. Андерсон забронзовел и видимо решил снять кино «на века», для истории. Но и следует помнить, что возможностей для авторского высказывания в кино с каждым годом становится все меньше. Нефть сделана в духе критического реализма рубежа 19—20 века, что бы еще раз напомнить нам всем, как безнадежно отстает кино от остальных искусств.

Фильм снят по мотивам эпоса Синклера, что скорее указывает нам опять же на стилистические корни фильма, чем на что экранизацию. Я не сравнивал первоисточник с фильмом, но видимо Синклера заботила тема корней новой, народившейся американской аристократии или элиты. И собственно в фильме мы видим процесс становления первобытного магната с сигарой во рту и кеглей вместо дубинки, который ест и спит по старой привычке где придется и убивает, когда ему вздумается. Конечно, было бы ошибочно думать, что только американская элита такова, скорее сами провозглашенные принципы 19 века: прогресс, борьба за ресурсы (Маркс), уподобление общества природе (Спенсер) привели на самый верх социальной иерархии(откуда решаются судьбы мира) — в кресло аристократического особняка дикаря с одной извилиной.

Единственное существенное отличие этого дикаря от своего первобытного прообраза — это антирелигиозность, которую он усвоил из марксизма и прагматизма. В Бога и Богов этот дикарь уже не верит, отчасти потому что оставшиеся на земле верующие к этому времени — отъявленные придурки и шарлатаны. Впрочем, одно суеверие у него остается — он признает Пола, который принес ему весть о нефти пророком, а себя избранником, но это так сказать суеверие задним числом.

Андерсон, конечно, насыщает происходящее самыми разными знаками и подтекстами, которые вполне могут быть прочитаны, как религиозные. Даниэль проваливается в тартарары и становится хромым(как угадайте кто), ребенок в корзинке, появление двойника, лже-брата(знак не хороший), глухота ребенка, пожар, убийство, важную роль в фильме играет пустошь, пустыня (место где и зарождались все религиозные идеи, теперь там же они и погибают), нефть кровь земли или Бога, символический переход из пустыни в особняк и т. д. и т. д…

Теперь о минусах. Как я уже сказал с самого начала — фильм академичен и пустоват. Высказывание Андерсона о бездуховности и дикости окружающего мира вполне понятно. Многие сценарные ходы можно было разработать поинтереснее, ту же историю с братом… Но видимо сказывалось желание быть понятным и реалистичным и выходить только на те обобщения, которые еще способны прочитать академики Оскара.

Не понравился сбивчивый монтаж, странные решения некоторых сцен. Всеобщие похвалы операторской работы, еще раз подтверждают стадную природу человека. Один скажет, остальные будут повторять. Операторская работа, такая какая она и должна быть в фильме с бюджетом под 80 млн долларов. Тележек, подъемников и осветительных приборов было достаточно. Ничего сверхъестественного в фильме нет, пейзажи как пейзажи, огонь как огонь. Наверное, более всего мне понравилась та часть фильма, что снята в особняке и по работе операторов и художников и по актерской работе и постановке. Музыка не понравилась в Мастере саундтрек точнее и там он просто поразил. Тут все блекло. Цитата из Брамса в конце складывается с намеками на аристократию и классику, но остальная музыка не очень. Так же в конце можно уловить перекличку с Барри Линдоном Кубрика.

Тоже самое, что об операторе. могу сказать и о Льюисе. О его роли создали некий миф восхваления, чему, кончено, способствовал и сам Льюис. Год подготовки. Режиссер сказал, что без него не было бы фильма. Боже, да актеров сыгравших бы эту роль сотни на белом свете, да еще и лучше точно бы нашлись. К чему он там год готовился? Повторюсь, мне больше понравилась уже финальная часть роли — в особняке. До этого Льюис всячески осторожничает и показывает нам этакого самого обычного работягу, который правда иногда совершает никак не вяжущиеся с этим образом дикие поступки. Ну да мало ли, с кем не бывает. Его дьявольская сущность скорее вычитывается нами из сюжетных и режиссерских ходов — хромота, таскает с собой ребенка на договоры, ну и некая хитринка в глазах Льюиса есть — все понятно. А Льюис, следуя заветам старичка Станиславского, не показывай плохого — будь его адвокатом, зарубил роль своей осторожностью.
Показать всю рецензию
Lantenak
Две стороны одного безумия
Шёл какой-то там день самоизоляции. И вот — поздней ночью я посмотрел фильм «Нефть». Картину мне неоднократно советовал посмотреть друг, да и в подборках фильмов про успешных бизнесменов можно было не раз наблюдать экранизацию романа Эптона Синклера. Перед просмотром прочитал несколько рецензий: ожидал увидеть нечто стоящее. И не прогадал. А теперь обо всем по порядку:

Сюжет. Фильм рассказывает историю нефтяного промышленника Дэниэла Плэйнвью, которого по характеру сложно назвать ангелом: жестокий и циничный бизнесмен не останавливается ни перед чем в процессе достижения своей цели — добычи нефти. Впрочем, герой обладает и явными положительными качествами — упорством и внутренними убеждениями. Судьба сводит Плэйнвью с Полом Сандейем, который продает за вознаграждение местоположение перспективных залежей нефти. Дэниэл незамедлительно отправляется с сыном навстречу удаче… А вот удача ли их там ждет — вопрос, на который не так-то легко ответить.

История разбита на несколько временных промежутков в жизни главного героя: начало пути, активное становление, моральный закат. При этом в ходе повествования найдутся моменты, способные удивить и посидеть пару секунд в недоумении. Очень удачно, на мой взгляд, сделан акцент на событиях, показывающих ценности Дэниэла Плэйнвью. Особенно это касается сцены пожара на нефтяной вышке.

Актёры. Больше всего понравилась игра Дэниэла Дэй-Льюиса, сыгравшего своего тёзку, и Пола Дано, сыгравшего братьев Сандей (среди которых также есть его тёзка). Дэниэл Дэй-Льюис был особенно бесподобен в финальной сцене фильма. Это безумие, исказившее его лицо, это просто надо видеть. Великолепно вписался в роль фанатичного проповедника и Поль Дано. Сцены с изгнанием дьявола в церкви заслуживают столь же бурных оваций. Пусть некоторым и кажется, что он местами переигрывал, но мне кажется, что истинная фанатичность именно так и должна проявляться — ярко, неистово и безумно. Что объединяет Дэниэла и Пола в этом фильме в плане актерской игры — так это огонь в глазах людей, бесконечно преданных своей цели. И если у Плэйнвью это нефть, то у господина Сандея — власть и деньги. Но если обобщить, все сводится к величию — оба стремятся его достичь, только каждый своим путем.

Музыка. Она в фильме лишь усиливает эмоциональный отклик от увиденного. Чего стоит пронизывающая композиция во время пожара на вышке. А мелодия перед финальными титрами, на мой взгляд, как нельзя кстати подчеркнула абсурдность только что свершенного действия.

Картинка. Хорошо показаны американские просторы. Также хочется отметить операторскую работу: именно она, а также непревзойденная игра Дэниэла Дэй-Льюиса позволили передать еле сдерживаемое притворное смирение во время обряда очищения. Чего только не стерпишь ради высокой цели.

Философия. Я думаю, что фильм многогранен. Здесь показаны жажда наживы и власти, проблема отцов и детей, одиночество сильного духом человека, лицемерие и обман. Но красной нитью через фильм проходит еще кое-что. Это безумие. Безумие Дэниэла Плэйнвью и Пола Сандея. При этом оно проявляется у них по-разному. Дэниэл живет ради своей цели — добычи нефти, и в течение фильма пренебрегает многим ради этого. Он — мизантроп, упивающийся этим чувством, с каждым разом его ненависть в людям только усиливается, а последняя нарастающим итогом часто соседствует с безумием. В конечном счете оно достигло своего апофеоза в комнате для боулинга. Был ли такой исход закономерным для людей подобных Плэйнвью? Вполне возможно. При этом Пол Сандей в безумии ничуть не уступает нефтяному бизнесмену. Столь фанатично проповедовать учение, в истинности которого не до конца уверен — это ли не безумие? Да, можно бесконечно долго размышлять на тему многогранности безумия, а можно попытаться ответить на вопрос: что если в одном фильме встретятся фанатичный церковный проповедник и целеустремленный мизантроп-нефтяник, каждый из которых абсолютно уверен в своем величии? Получится фильм «Нефть», который в оригинале называется «The Will Be Blood». И английское название точнее подводит нас к ответу. Приятного просмотра.

P.S. А писать рецензию в 5 часу утра на карантине — это тоже безумие?

В сухом итоге

мои безумные

10 из 10
Показать всю рецензию
sxcredsxcret
Океан нефти у меня под ногами!
Сюжет Калифорния конца 1920-х. Происходит успешное развитие нефтедобывающей компании во главе с амбициозным нефтяником.

Режиссура Задачей Пола Томаса Андерсона была экранизация романа «Нефть» Эптона Синклера, американского писателя. Мне кажется ему это удалось. Действие идёт логично, провалов в сюжете и непонимания нет. Режиссёр уделил время несчастным случаям на скважинах, мол «посмотрите, так раньше и добывалась», постоянный риск. Также насладитесь приятными степными видами, природой. В этой картине она очень красива.

Игра актёров Оскара удостоился Дэниел Дей-Льюис (Дэниел Плейнвью) за блистательно исполненную роль. В фильме «Банды Нью Йорка» у него схожий образ влиятельного человека, с амбициями и непорядком с головой. Он буквально создан для таких образов, его мимика, харизма, внешность, нотки сумасшествия в глазах. Кто если не он. Как по мне Дэниел отлично вписался бы в образ Кэлвина Кенди в картине «Джанго освобождённый». Десять Льюисов из десяти.

Музыка Я сразу заметил музыкальную составляющую. Обратите внимание при просмотре, только классические инструменты, трещётки и всё в таком духе. И как они подходят содержимому, насколько хорошо Джонни Гринвуд и музыканты передают напряжение, накал, когда надо — депрессию(будь то людская или Великая американская), всё могут. Это в новинку, поэтому реакция на это весьма острая. По музыке можно моментально ориентироваться по ходу фильма.

Мне кино понравилось. Весь фильм по сути является раскрытием личности главного героя, смысла здесь не много. Плейнвью человек ужасный. Кощей. Не понимает, что делать с деньгами, со всем этим. Безусловно, знает своё дело, но действует на инстинктах, грызёт всех и вся. Здесь уже не амбиции, а сумасшествие. Мне кажется детство у Дэниела было непростое, тут уж кого винить — не разберёшь.

Повторюсь, актёрская работа очень хороша!

There Will Be Blood…
Показать всю рецензию
popeev
Бизнес для самых жестоких
В общем, я посмотрел «Нефть».

Картина очень порадовала. Аж в дрожь бросила своей сухой реалистичностью истории про первых нефтяников США. Это соседство суровых реалий нефтедобычи, грязи, лютого труда, травм, смертей и коварного безжалостного бизнеса. Главный герой — мразь, ублюдок, идущий по головам, готовый убить и предать любого ради выгоды и он чертовски хорош. Его сын — невинный, безгрешный и, благо, хорошо развитый со временем как персонаж, поднявшийся ярким контрастом своему сварливому и алчному отцу.

Но круче всего, конечно — это сюжетная линия про главного героя и священника, которого сыграл Пол Дано. Ух, это было действительно мощно. Два на первый взгляд разных человека, с разными ценностями и сферами жизни. Но они так похожи по своей натуре. Оба жадные и ненасытные, оба падшие и грешные. И в этой битве двух ублюдков, двух шакалов, победил лишь один. Финальная сцена в кегельбане — это взрыв эмоций на кончиках пальцев. Фильму могу сказать только «Браво» за такое яркое и четкое изложение, за такое интересное и необычное освещение главных тем, за такую игру актеров.

10 из 10
Показать всю рецензию
danija.aleksandrova
И будет нефть, Исх. 7:19
Оригинальное название фильма «There Will Be Blood» на русский язык переводится, как «И будет кровь». Само название «И будет кровь» является цитатой из Библии, Исх. 7:19. На русском языке фильм называется просто «Нефть». Несложно догадаться, что название фильма происходит от романа Энтона Синклера, по которому и был снят фильм. Однако, суть данной ленты лучше всего отражает оригинальное название фильма, так как кровь в том или ином виде, в той или иной степени предстает в виде основной мысли, которое пронизывает всю Нефть.

В церкви крестят кровью, а нефтяники окрещиваются кровью Матери- Земли. Дэниел Плейнвью (Дэниел Дэй-Льюис) проведя пальцем по лбу юного Эйч Даблъю (Диллон Фрезиер), окрестил его перед их общим делом и тем самым сблизил его с собой, так и с нефтяным промыслом. Дэниел на равных желал заниматься нефтяным промыслом только с теми, кого считал своим по настоящему близким человеком, желательно кровным родственником. Кровное родство настолько важно для Дэниела, что это единственное, что заставляет его показывать чувства.

Конец 19 века. Юго-запад США. В пустыне предприниматель Дэниел Плейнвью в одиночку роет землю. Свалившись в шахту, он ломает ногу, но находит горные породы, указывающие на наличие залижей нефти. Так он становится нефтяником. Наш главный герой усыновляет ребенка погибшего рабочего и дает ему имя Эйч Даблъю. Через годы, когда Дэниел масштабировал собственный бизнес, к нему приходит некий Пол Сандей (Пол Дано), который за 500 долларов указывает место богатое нефтью. После этого предприниматель со своим сыном отправляются в Литл Бостон, где и знакомится со семьей Пола, в том числе и с его братом близнецом- Илаем Сандеем (Пол Дано).

Наш главный герой, который с продолжением фильма демонизируется, является воплощением духа нефтяной лихорадки. Дэниел предстает перед нами очень циничным, лживым и холоднокровным по отношению к людям человеком. В противовес этому, он является достаточно умным и хитрым человеком, который видит в остальных «невооруженным глазом» их пороки: «Я вижу в людях самое худшее. Мне нет нужды пересматриваться, чтобы все увидеть». Наряду с этим из-за того, что в нем долгие годы копилась и копится негатив, он неспособен видеть в людях их положительные черты, что по сути убивает главного героя изнутри. Единственное, что может успокоить эту внутренюю боль, так это наличие по настоящему близкого человека:'… во мне долго копилась ненависть капля за каплей, но… твое появление вдохнуло в меня жизнь. Я не могу больше вести дела один… с этими людишками». Таким образом усыновив Эйч Даблъю для получения собственной выгоды, он проникается любовью к нему, так как его сердце из-за душевного одиночества нуждалось в любви кровного родственика, которого у него не было.

В данной рецензии после долгих раздуманий решил все таки отметить хорошую работу Джонни Гринвуда, музыка которого создает атмосферу фильма, в особености в первые 15-минут молчания героев фильма. В данном фильме музыка играет роль дополнительных кадров к фильму, что конечно не может не вызвать признания.

На протяжении практически всей Нефти в роли контрапункта Дэниела выступает проповедник Илай. Однако, к концу фильма становится нам отчетлива видна крайность Илая, которое окончательно забирает впечатление о нем, как о положительном герое. Он лжепророк, который скорее всего искренне считает себя посланником Господа Бога. Впринципе, в Нефти сущность героев раскрывают крайности их поведения и характеров. Зрителям его сущность раскрыл Дэниел, который вынудил его признать себя лжепророком: «Я лжепророк. Вера в Господа- глупое суеверие.». В Нефти в определенный момент кажется, что Дэниел выступает в роли зла, а Илай на стороне добра, однако, позже становаится понятно, что различия между ними минимальны. Дэниел является воплощением абсолютного зла, а Илай воплощением меньшего зла. Также у них есть нечто общее- они оба несчастны, потому что они живут с неправильными установками. Дэниел практически всегда прибывает в негативе и никогда не идет на уступки, даже собственному сыну, он просто не умеет слушать, но зато он всегда полагается только на себя. Илай проповедует имени от Господа Бога, но при этом он не готов помогать людям с их внутренними проблемами. Например, когда его отец избивал Мэри он проповедовал в церкви и никак не вмешивался. По большей степени его волновала лишь религиозгная составляющая его жизни, в которой он благополучно успевает проявлять алчность, порочность и мерканьтильность. Примечательным является и тот факт, что он слишком сильно надется на помощь Всевышнего и мало делает для собственного благополучия: «Бог не единым намеком непредупредил меня о нынешней встряски в экономике.». Таким образом Дэниел и Илай дополняют друг друга, ведь в каждом из них есть те черты, которых не хватает каждому из них.

По итогу фильма Дэниел и Илай несчастны. Их настигла такая судьба, потому что они жили с неправильными установками в этой жизни и находились в крайностях, а также с непониманием относились к близким им людям, пусть как в случае с Дэниелом и некровным, но все-таки близким…
Показать всю рецензию
Olga_Rudneva_
Не понимаю восторгов по поводу этого фильма
Сюжетная задумка очень сочна, действительно яркая и интересная, но я не увидела достойного ее воплощения. Лишь яркие образы противоборствующих взглядов (капитализм и религия, традиция и отказ от условностей, семья и самодостаточное одиночество), при том, что нам представлены совершенно конкретные люди. Невероятно сложный харизматичный образ социопата-нефтяника, его приемного сына, потерявшего слух, проповедника, который мнит себя пророком и целителем. Вместо интереснейшей истории развития бизнеса добычи нефти, сложных отношений героев, противоречивых душевных терзаний режиссер преподносит нам гротескные образы, оторванные от реальности и клочковатую историю. Они орут, бьют друг друга, убивают, разыгрывают театральные сцены, играют в вершителей судеб. Зачем? Это нереалистично и как следствие — неоправданно.

Эксцентричная музыка Джонни Гринвуда уже давно мне знакома и любима, но я не считаю, что ее настроение хоть сколько-нибудь сопоставляется с происходящим на экране. Именно музыка держит невероятное напряжение там, где его нет. Ты ждешь ему оправдания, какой-то динамики, но нет… Ничего нет. Скрытых смыслов нет. Просто одна сцена сменяет другую.

Многие при анализе этого фильма восхваляют операторскую работу. Да, есть сильные кадры, красивая расстановка, нарочитое сокрытие лиц.

Но зачастую именно из-за съемок я наталкиваюсь на противоречия в образах.

Почему нам не показали лица Дэниела и HW после воссоединения? Как я должна понять их мотивацию и чувства в этот момент? Я так и осталась без ответа.

При очередном приступе ярости Дэниела, почему нам не показывают реакцию окружающих? Как я должна понимать положение Дэниела в обществе? Прощают ли люди его агрессию или же считают его безумцем? И тп

Все эти дыры разрывают для меня ткань повествования, и от этого становится обидно. Мне интересно, но я не получаю ответов или возможности прийти к самостоятельному выводу о происходящем.

Вот вам гротескные образы. Вот диссонирующая музыка. Вот убийства. Вот нефть. Требую вашего восхищения.

В итоге по окончанию просмотра я остаюсь с вопросами: и что? Какой смысл? Кто такой Илай? (глупец или мошенник), кто такой Пол и почему его уважает Дэниэл? чем в итоге по жизни занялся hw, как он взаимодействовал с Дэниелом все годы? Почему Дэниел бросил HW после потери слуха, хотя, казалось, очень любил его? Как за Дэниелом шли рабочие, если он такой бесчеловечный? Почему на роль Флетчера взяли такого харизматичного актера и никак не раскрыли его персонажа? Зачем старику Бенди крещение Дэниела, какой смысл для него в этом?

И еще много неоправданных действий, нелогичных сцен.

Да, фильм снят по мотивам книги, которую я не читала. Но врядли это может оправдать «шедевральный» фильм. Любой должен понимать его вне контекста книги.

Если читающий это знает ответы на заданные вопросы, буду рада найти их в комментариях

Мне понравился этот фильм по-отдельности, но не в целом, а посему…

6 из 10
Показать всю рецензию
МыНиколайВторый
Пол жил! Пол жив! Пол будет жить!
Пишу рецензию под свежим впечатлением от данного, не побоюсь этого слова, гениального шедевра.

Предупреждаю сразу, что исчерпывающе поймут и правильно оценят данный фильм лишь те, кто читал роман А. Синклера «Нефть!».

Девять десятых хронометража фильма я лишь кусал губы и возмущался тем, во что режиссёр и сценарист Пол Томас Андерсон превратил исходный сюжет американского писателя-социалиста Аптона Синклера. Вплоть до полного изменения имён главных героев романа. Большую часть просмотра я подозревал (пока не уверился окончательно), что задачей автора сценария было целиком скрыть от зрителя идеи, заложенные в оригинал самим Синклером.

Поворчав про себя, я решил оценить фильм как совершенно самостоятельное произведение с учётом его, как полагал ещё час назад, реакционной направленности. И потому собирался поставить фильму низкую оценку. И вот тут-то я и ошибся! И как ошибся!

В финальной сцене Андерсон всё расставил по местам, сделал все нужные акценты, и мне (читавшему недавно сам роман) стало совершенно очевидно, что сценарист и режиссёр сделал гениальную вещь. В нашу эпоху — эпоху контрнаступления мировой реакции по всем идеологическим фронтам, на Западе никогда бы не допустили точно воспроизвести ни на большом экране, ни на телевидении роман «Нефть!». Андерсону же блестяще удалось в финале преподнести зрителю всего Синклера, все чаяния и боль этого писателя, политика и публициста.

В одной из финальных фраз главным героем приводится противопоставление двух братьев-пророков — Элии и Пола, которое красной нитью проходит и через весь оригинальный текст. Вот в этом-то и заключена квинтэссенция исходного произведения. И Пол Томас Андерсон завуалированно, но вместе с тем и абсолютно адекватно передаёт её зрителю, приглашая прочитать сам великий роман, который с фильмом внешне не имеет почти ничего общего. В этом-то, собственно, и заключалась миссия Андерсона — пробудить в зрителе живой интерес именно к оригиналу — к роману Аптона Синклера «Нефть!».

Итак, смотрим фильм — читаем книгу — и снова смотрим фильм!

10 из 10

P.S.: теперь мне понятно, почему Андерсон изменил фамилию ГГ на Плейнвью — имеющий глаза да видит!
Показать всю рецензию
Live Man ZU
I`m finished
Эпическая лента Пола Томаса Андерсона, лауреат премии Оскар 2008-го года. Картина считается одним из величайших произведений киноискуства нашего века. Главную роль в фильме исполнил Дэниэл Дэй-Льюис. Роль в «There will be Blood» закрепила за ним статус легенды кино.

«There Will Be Blood» — в дословном переводе «И будет кровь». В России переведен как просто «Нефть». Локализованное название — это одна из многих ошибок отечественных прокатчиков, и очередной повод упрекнуть их в этом. Кино снято по роману Эптона Синклера «Oil», но у фильма и романа мало общего. В киноленте ведущий лейтмотив — кровь во всех ее состояниях, потому перевести для русскоязычного показа «There Will Be Blood» как «Нефть» — ошибка, которая извращает понимание фильма.

Кратко о сюжете. Конец XIX века, Калифорния. Где-то в пустоши предприниматель Дэниел Плэйнвью в одиночку роет землю в поисках золота и серебра. Свалившись в шахту, он ломает ногу, но находит образец горной породы, указывающей на наличие залежей нефти. Так герой становится нефтедобытчиком. Дэниел усыновляет ребенка погибшего рабочего и именует Эйч Даблъю (H.W.). Спустя годы, когда Дэниел обзавелся собственной нефтедобывающей компанией, к нему приезжает молодой человек по имени Пол. Парень продает информацию о месте, богатом нефтью, и тогда магнат направляется в Литл Бостон.

«There Will Be Blood» стоит рассматривать как отдельную эпопею об уже не диком Западе. Вводит в историю бессловесное молчаливое повествование, которое только на 15-той минуте обрывается монологом самого Дэниела. И уже с вводных 15-ти минут атмосферу фильма создает сильный саундтрек Джонни Гринвуда, окутывающий картину до финальных титров.

Кино четко прописывает эволюцию персонажей. Дэниел Плэйнвью усыновил сироту, построил инфраструктуру в захолустном городке, но постепенно демонизируется в глазах зрителя поступками. Непомерные амбиции, меркантильность, циничное отношение к людям, обман, лукавство и предательство. Но, каким бы с моральной стороны человеком не был Дэниел, его целеустремленность, настойчивость, предприимчивость и расчетливость достойны восхищения. Начав дело в одиночку, он вырастает до корпорации. Дэниел — воплощение американской мечты. Дух нефтяной лихорадки.

На фоне Дэниела морально возвышается Илай. Он заботится о семье, церкви, прихожанах и рабочих. Видит себя пророком, способным спасти души доверившихся людей и изгнать дьявола, биться с ним: «И до коль есть у меня зубы, я кусать тебя буду, а когда не станет зубов, грызть деснами буду, ибо сильны кулаки у меня, бить тебя буду». В момент изгнания нечистого камера берет на себя роль дьявола, и, когда Илай со словами «он вышел вон» возвращается в церковь, по правую руку от него стоит Дэниел, и камера фокусируется крупным планом на нем. Словно говорит: дьявол — не дух в теле старушки, а Дэниел Плэйнвью. Лишенный гуманности, пропитанный злобой к людям, вере и человечности. В роли контрапункта для него выступает Илай — альтруистичный праведник.

По мере раскрытия персонажей становится ясно, что Илай не лучше Дэниела, а хуже. Если Дэниел делает деньги на нефти и предпринимательском таланте, то Илай на людях. Лжепророк, притязающий на статус посланника Бога, а его промысел — обман прихожан и лицемерие. Илай алчен, порочен и меркантилен, как и Дэниел. Если меркантильность Дэниела вытекает в желание создавать, развивать компанию и не останавливаться, то меркантильность Илая в вымогательство и побирательство. Резкое противопоставление двух крайностей раскрывает истинные лица протагонистов. С одной стороны — лжепророк шарлатан, а с другой — демонизированный убийца с непомерной жаждой соперничества.

«There Will Be Blood» — цитата из Исхода, посвященная 10 казням Египетским. Кровь — лейтмотив фильма. Как священная кровь текла по жилам Христа, так и черная течет в недрах планеты. Если в церкви крестят кровью Иисуса, то нефтяники окрещиваются кровью матери-Земли. Проведя пальцем по лбу юного H.W., отец окрестил его перед промыслом. Дэниел, изваляв в луже нефти Илая, окрестил его перед лицом своего дела. Спустя время, уже Илай окрещивает Дэниела перед лицом церкви. «Дай мне крови, Илай, и я уйду, дай мне крови, Господь!».

Кровь предстает символом родства. Кровное родство важно для Дэниела. Оно определяет вектор развития отношений с другими людьми. И, возможно, кровное родство единственное, что заставляет Дэниела показать чувства. Руководствуясь кровным родством, он приблизил к себе Генри и, из-за отсутствия такового с Эйч Даблъю, не полюбил как сына.

Кино длится 160 минут, но его нельзя назвать затянутым или утомительным. Хронометраж — это динамичная схватка, контрастирующая со зловещим музыкальным тоном, а Дэниел Дэй-Льюис снова доказывает миру, что он — гениальный актер.

«There Will Be Blood» — это торжество кинематографа. Предательство, драма, обман, убийство. Многочисленные отсылки к Библии, начиная с названия ленты, заканчивая кровью Агнца. Пол Томас Андерсон снял великолепное кино и передал дух времени. Все невероятным образом подтачивает работа композитора. Финальное слово Дэниела завершает эпопею, схватку, судьбу протагониста. Потому, монолог я завершу его простой цитатой. I`m finished.

8 из 10
Показать всю рецензию
Показать еще
• • •
Страницы: 1 2 3 ... 21
AnWapМы Вконтакте