Рецензии

Lepestkov Alexey
Туда, где не ждали
Как лучше всего за пару часов показать два поколения современных европейцев? Разумеется, отправив их в Африку.

Картина 'EXIT Marrakech' (перевели как 'Съезд на Марракеш'), которую сами создатели, во главе с режиссером Каролиной Линк, определяют как драму, на самом деле почти классическое роуд-муви и без пяти минут трагикомедия. Бен - обычный немецкий подросток, имеющий проблемы с учебой и поведением, живущий в семье разведенных родителей, с матерью, постоянно уезжающей на гастроли. Отца Хайнриха, известного театрального режиссера, он вообще практически не видит, до тех пор, пока тот не решается пригласить его в Марракеш, на премьеру своего нового спектакля. Провожая, Бена, директор школы вручает ему томик Толстого, желая, чтоб после путешествия ему было что рассказать. Как в воду глядел: не успел тинейджер приехать в Марокко, как пустился во все тяжкие - травка, злачные места, общение с геями, знакомство с местной проституткой. Отец как-то пытается наладить контакт с сыном, но лишь ещё больше отталкивает, вынудив сбежать со своей случайной знакомой вглубь страны. Начавшееся приключение не приведет ни к чему хорошему.

Выбор места действия фильма - это беспроигрышный вариант. Настолько утонченная экзотика и захватывающие пустынные и горные пейзажи, что снять об этом скучно практически невозможно. А здесь ещё и достойная работа оператора дополнила визуальный восторг. Кроме этого сама тема отношений отцов и детей при всей своей избитости не кажется вторичной. Но это совсем не тот драматизм, который мы видели в 'Возвращении' Звягинцева, уровнем ниже и как-то ближе к женскому пониманию проблемы. Видимо, фрау Линк решила поберечь нервы зрителей, смягчив даже переживания от случившейся по сюжету беды. Просмотр от этого не становится более скучным, может из-за приятного музыкального сопровождения, а может от того, что здесь так или иначе затронуты ещё несколько важных для современной Европы тем - мультикультуризм, положение женщины в обществе, одиночество и непонимание.

Актерский дуэт 18-летнего Сэмюэля Шнайдера (Бен) и известного немецкого актера Ульриха Тукура (Хайнирих) получился отличный. Не смотря на очень иллюзорное внешнее сходство, не возникает сомнений, что перед нами отец и сын. Жаль, что диалоги написаны так, что лишь немногие моменты действия дают возможность сопереживать их непростым отношениям. Остальные роли выглядят несколько шаблонно, поэтому выделять кого-то ещё нет смысла, хотя в целом все на своих местах и действуют правдоподобно.

Этот фильм для тех, кто воспринимает семью как некое бремя, кто видит в этом слишком большую ответственность. Спасибо за фильм мне хочется сказать лишь потому, что впервые у режиссера-женщины, снимающего на такую тему, появилось желание не просто найти решение 'конфликта поколений', но и внести в действие нужную пропорцию иронии, которая поможет относиться к происходящему проще.
Показать всю рецензию
gordy
Нелинейное развитие
Пренебрегая школьными правилами, Бен не прочь покурить с приятелями душистой травы, дожидаясь в полях рассвета, чтобы помочиться на пробивающийся снизу солнечный луч, щедро растрачивая своё время на пустые забавы, экономя его лишь для сочинительства, дающего ему преимущество в счёте перед директором, напутствовавшего парня перед каникулами, которые тот вместо приятельской компании в Париже, должен будет провести в обществе малознакомого отца, зазвавшего отчуждённого сына в Марракеш, собираясь без отрыва от творческих дел, если не сблизиться с ним, то хотя бы найти общий язык.

В титрах этой картины перечислен целый ворох студий и поддержавших её производство фондов, оценивших гуманистическую и гуманитарную направленность сценария, сочетающего в себе конфликт личностный и цивилизационный, проблемы этические и культурологические, открывающиеся и встающие перед взглядом молодого человека, относящегося к происходящему с юношеским авантюризмом и писательским интересом, в равной степени провоцирующими его на безрассудство, увлекая интригой скрытых отношений и неведомых чувств, откликающихся на галдёж уличной толпы и особенности нравов, где запретное живёт через стенку со вседозволенностью, как любовь продажная и бескорыстная, разделённая годами или традициями, открывающими герою свойства жизни и составляющий её порядок вещей.

Форма, кажется, настолько же проста, настолько же ясно само содержание приключения, втягивающего в себя сначала беспечного сына, а следом и его рассерженного отца, поворачивая обоих к ничем не прикрытой реальности песчаных пустынь и горных селений, обнажая перед ними образы жизни, меняющие их представление о своей. Увязавшись за проституткой, сын начинает знакомство с иным цивилизационным слоем, позволяющее ему выйти на связь с отцом.

Трудно поверить, но эта более чем двухчасовая лента не даёт поводов для недовольства и раздражения, не прибегая в рассказе к ярким особенностям или вычурности средств, следуя в русле традиционного повествовательного стиля, окрашенного тонами наивности и романтики, чья красота не отрицает глубины мотивов, которыми руководствуется женщина-режиссёр и мужской дуэт путешественников, оставшихся наедине со своим недоверием, виной и обидой, ответственностью и долгом, обременяющими их долгий путь.

Отцовство Ульриха Тукура не отличается редкостью свойств разведённого мужчины, пытающегося с новым браком не потерять того, что осталось от первого, дистанцируя своё театральное искусство от быта чуждой страны, в противовес любопытству возмущённого сына, чей сдержанный протест придаёт фильму весомость и ответственность, хотя, подумать можно, что должно было быть наоборот.

Сэмюэл Шнайдер оказывается солиднее, чем можно было ожидать от семнадцатилетнего актёра, придавая своему персонажу характерную устойчивость просвещённого исследователя, экспериментирующего на собственном теле, которое истощает беспощадный диабет, превращающий его в несгибаемого стоика, героическим терпением превозмогающего не отступающую болезнь.

Спонтанность решений Бена не отменяет его рассудка, предписанного образу талантом начинающего литератора, послушавшегося старого учителя, просившего взять от поездки всё возможное, что она сможет дать, не завидуя курортным забавам своих одноклассников, обделённых редкими способностями видеть за границей отношений их внутреннюю суть, к которой упорно стремится мальчик, упрекающий отца и сам же отметающий этот упрёк.

Каролина Линк старательно уклонялась от обострений цивилизационных противоречий Европы и мусульманской Африки, отмечает существующую грань визуальной эстетикой базаров и ночных подворотен, персонализируя их в отношениях белого парня и блудной горной красавицы, короткая связь с которой даёт молодому человеку не только букет свежих впечатлений, но также проливает свет на общий план моральных требований и духовных обязательств, формирующих жизненное пространство межличностных контактов, позволяя главному герою, в конце концов услышать своего отца, сменив эмоциональный бунт на умиротворяющий прагматизм.

Именно непрямое давление на рассудок создаёт эффект деликатной чуткости, с которой режиссёр обходит острые углы полярных укладов, соединяя их общей постелью и разводя непоколебимыми традициями, связывая красоту распутной молодости с живописными гребнями пустынных песков, волнующий трепет с душевной болью, в сведении которых и возникает новый человек, открывающий себя в себе и поворачивающийся лицом к другим, принимая неоднозначность мира, равно как и неоднозначность наполняющих его персон.
Показать всю рецензию
AnWapМы Вконтакте